Санкции заставят себя ждать — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (741) » Санкции заставят себя ждать

Санкции заставят себя ждать

До вступления в силу Закона Укра­ины «О защите персональных данных» (Закон) правоотношения в сфере сбора, хранения, использования и защиты информации регулировались Кон­ституцией Украины, Гражданским кодексом Украины, законами Украины «Об информации», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах» и другими нормативными актами. При этом целостная система регулирования этой сферы как таковая отсутствовала, существовавший набор норм был фрагментарным и несистематизированным. В частности, указанные правовые акты для определения персональных данных использовали такие понятия как «информация о лице», «конфиденциальная информация о лице», «информация о гражданине» и т.д. Соответственно, за исключением общих норм, детальных требований непосредственно к различным процессам обработки персональных данных, методикам их защиты и передачи, ответственности и т.д. на тот момент не существовало.

Именно необходимость в систематизации и структурировании существующих норм в области персональных данных и была одной из причин принятия Закона как комплексного акта, направленного на урегулирование всех аспектов обращения с персональными данными, начиная от проработки терминологии и общих принципов и заканчивая ответственностью и функциями уполномоченного государственного органа. При разработке Закона также были учтены требования об обеспечении защиты прав человека, предусмотренные статьями 3, 32, 34 Конституции Украины и положением Европейского законодательства о защите персональных данных.

Заручиться согласием

Соответственно, после вступления в силу Закона перед украинскими и иностранными компаниями, ведущими бизнес на Украине, возникла необходимость привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. В ходе этого процесса могут возникать сложности, связанные с некоторыми особенностями Закона. Также следует учитывать ряд практических моментов, с которыми может столкнуться предприятие, совершающее шаги на пути соблюдения требований Закона.

По нашему мнению, работу над приведением деятельности в соответствие с Законом следует начать с проведения внутреннего информационного аудита, направленного на определение объема персональных данных, обрабатываемых компанией, установление закономерностей процессов обработки и передачи персональных данных третьим лицам, структурирования существующих баз данных для удобства их регистрации. Следует определиться с реальным месторасположением баз данных, определить способы защиты данных, выявить всех их распорядителей.

Зачастую на этом этапе выясняется, что предприятие имеет большое количество баз, содержащих в себе персональные данные. У компаний с иностранным капиталом, являющихся дочерними предприятиями крупных интернациональных корпораций, кроме этого, могут возникать специфические задачи (локализация баз, определение централизованного администратора, распорядителя, документирование трансграничного движения информации и т.д.). Нередко возникают проблемы с идентификацией и структурированием баз данных, например, в случаях, когда персональные данные обрабатываются обособленным подразделением и передаются материнской компании за границу, либо сами базы данных имеют специфическую природу ввиду деятельности компании (например, включают в себя несколько целей обработки и т.д.).

На этапе разработки внутренней документации по работе с персональными данными — должностных инструкций, внутренних положений об обработке персональных данных, регламентов, правил защиты персональных данных и т.д. — настоятельно рекомендуем учитывать положения Типового порядка обработки персональных данных в базах персональных данных, утвержденного приказом Министерства юстиции Укра­ины № 3659/5 от 30 декабря 2011 года. Как правило, основной сложностью этого этапа является отсутствие на предприятии или недоработанность существующих алгоритмов работы с персональными данными, что становится особенно очевидным при попытке их структурирования и фиксации на бумаге.

Далее ряд сложностей может возникать на этапе сбора согласий физических лиц — собственников персональных данных, а также при рассылке уведомлений о действиях с их персональными данными. Зачастую выясняется, что эти действия могут потребовать выполнения значительного объема работы, особенно в случаях, когда специфика бизнеса связана с большими объемами ежедневно обрабатываемых компанией персональных данных. При этом настоятельно советуем не забывать о том, что, согласно разъяснениям Государственной службы по защите персональных данных, кроме «классической» бумажной формы оформления согласия, допускается также получение согласия в электронной форме, например, путем проставления отметок на веб-странице или оформления электронного документа, при условии соблюдения соответствующих технических требований.

Согласно разъяснению Министерства юстиции от 21 декабря 2011 года, согласие лица должно содержать информацию о целях обработки, объеме персональных данных, порядке использования данных, включая использование уполномоченными работниками, информацию о действиях по защите персональных данных и порядок предоставления частичного или полного доступа третьих лиц к ним. Кроме того, должен быть указан порядок распространения и доступа к персональным данным в контексте статей 14 и 16 Закона. На практике при полном соблюдении этих требований такое количество информации может превратить формальное согласие в объемный документ, частично дублирующий нормы положения об обработке персональных данных. По нашему мнению, при разработке формы согласия следует занимать взвешенную позицию. С другой стороны, как вариант можно рассмотреть возможность включения в текст согласия также элементов формы уведомления лица, дополнив его перечнем прав лица и местонахождением базы данных.

Особенности законодательства в сфере персональных данных таковы, что может существовать множество факторов, которые необходимо учитывать при выполнении требований Закона, например, наличие и количество филиалов, существующие процессы передачи персональных данных третьим лицам (в том числе и за границу), большое количество администраторов баз персональных данных и т.д. Все это исключает возможность работы «по шаблону» и требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Кроме того, новизна законодательства приводит к тому, что без дополнительной помощи не может обходиться и сам ответственный персонал — нередко возникают «нестандартные» вопросы и необходимость в дополнительных разъяснениях.

Госслужба завалена работой

Как известно, процесс регистрации баз персональных данных в настоящий момент осложнен большим количеством заявлений, поданных в Государственную службу. Получение свидетельства о регистрации базы персональных данных может занимать неопределенное количество времени. Поскольку Государственная служба не осуществляет регистрацию поданных заявлений, рекомендуем направлять материалы почтой с уведомлением о вручении для сохранения доказательств такой подачи. Для компаний, имеющих действующие электронные подписи, этот процесс может быть еще проще, так как допускается подача и заявлений в электронной форме.

Также рекомендуем задокументировать существующие отношения с распорядителями персональных данных, заключив с ними письменные соглашения. При этом на практике не всегда можно однозначно определиться, в каком случае передача данных третьему лицу приводит к тому, что оно становится распорядителем, и требует наличия соответствующего договора. Такие вопросы следует рассматривать в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств.

Отдельно следует сказать о возможных последствиях невыполнения норм Закона. Нарушение законодательства о защите персональных данных может быть основанием для подачи гражданами исков в связи с выявленными ими нарушениями порядка использования их персональных данных. С этим может столкнуться, по сути, любая компания, ведущая хозяйственную деятельность, поскольку формулировки Закона позволяют во многих случаях утверждать, что работа с персональными данными требует соблюдения ряда формальных процедур.

С другой стороны, несоблюдение норм Закона также чревато и административными санкциями. Соответствующие изменения в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за нарушения законодательства в сфере персональных данных (неуведомление физического лица о его правах, уклонение от регистрации баз данных, неуведомление регулятора об изменении сведений, поданных при регистрации баз, незаконный сбор и использование конфиденциальной информации), предусматривают ответственность в виде штрафов до 17 000 грн и ограничение свободы. При этом срок вступления в силу таких санкций в настоящее время перенесен на шесть месяцев, то есть на июнь 2012 года.

По нашему мнению, шестимесячная отсрочка должна позитивно сказаться как на текущей работе регулятора, так и в части разрешения некоторых других спорных или до конца не урегулированных вопросов (например, в отношении компетенции Государственной службы при проведении проверок, специфики работы с персональными данными в транснациональных корпорациях, альтернативных способов получения согласия лиц на обработку персональных данных и т.д.). При этом, однако, риски, связанные с потенциальными претензиями со стороны граждан — собственников персональных данных, по-прежнему останутся.

ОНИЩЕНКО Илья — юрист ЮФ «Астерс», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Резонанс в диссонанс

Акцент

На судебной гуще

Государство и юристы

Разгрузочный момент

Подготовка в положении

Государство и юристы

Новости законотворчества

УК Украины предлагают дополнить проступками

Комитет поддержал законопроект о госпошлине

О защите прав интеллектуальной собственности УЕФА

Конституционный Суд Украины: итоги 2011 года

Судьи Конституционного Суда Украины в лицах

Подконституционное правосудие

Неделя права

Пошли на повышение

Этичное наказание

Нажаловаться любым путем

Памяти Виталия Розвадовского

Неделя права

Новости из-за рубежа

Борьба с курением и свобода слова

Электронное обучение

Новости из зала суда

Судебная практика

Судья назначен законно

«Дело Вовка» направлено на новое рассмотрение

Суд «не отменил» выговор судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

МПЦ EUCON усиливает налоговую практику

Arzinger и фармкомпании обсудили вопросы патентных споров в фармацевтике

Юристы DLA Piper Украина выступили на юридическом круглом столе в рамках CEO Networking Dinner

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует группу «Успех» в вопросах создания агрохолдинга

ЮФ Integrites выступила в качестве трансакционного советника группы ближневосточных инвесторов

ЮФ «Саенко Харенко» выиграла арбитраж по Регламенту ГАФТА

ЮФ «Астерс» консультирует МФК относительно финансирования агрохолдинга «Мрия»

Отрасли практики

Банкротство по собственному желанию

ВТО предупреждает

КСУ напомнил о праве

Налоговое творчество

Санкции заставят себя ждать

Арбитраж не принимает

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Вынесут УПК на Комиссию

Решения недели

Судебная практика

Признание задолженности

Продиктованные условия

Погашение авансом

Самое важное

Новый корпоративный сайт издательства «Юридическая практика»

Председатель на подписке

Фактический расчет

Отсчет на тысячи

Третейский путь

Слуховая атака

Судебная практика

Фоторепортеры без границ?

Судебная практика

Судебные решения

О полномочиях органов налоговой службы в сфере валютного регулирования и валютного контроля

Тема номера

Сокращение в производственных рядах

Формальный подход – плачевный исход

Обстоятельный подход

Переплата оседает в бюджете

Частная практика

Минюст «фильтрует» адвокатов

Все ушли на форум

Інші новини

PRAVO.UA