Несмотря на тот факт, что Приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28 октября 2010 года № 487 «Об утверждении Технического регламента относительно правил маркировки пищевых продуктов» (Регламент) вступил в силу еще 25 февраля 2011 года, новые правила маркировки, утвержденные им, являются обязательными к исполнению только с 25 августа 2012 года. Согласно положениям Регламента, упаковочные материалы и этикетки, выполненные без учета требований Регламента, могут использоваться в течение 18 месяцев со дня вступления в силу Регламента. Пищевые продукты, упаковочные материалы и этикетки которых выполнены без учета требований Регламента, но размещенные на рынке не позднее чем через 9 месяцев со дня вступления в силу Регламента, остаются в обращении на рынке Украины до окончания их срока годности.
Данным Регламентом были внесены изменения в правила маркировки пищевых продуктов, что также касается и маркировки пищевых продуктов специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок (продукты), которые достаточно распространены на фармацевтическом рынке Украины.
Порядок отнесения пищевых продуктов к категории пищевых продуктов специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок (специальные пищевые продукты), а также процедура проведения их государственной регистрации утверждены постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 26 июля 2006 года № 1023 «О реализации статьи 28 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых добавок».
Регламент регулирует правила маркировки всех расфасованных продуктов питания, которые реализуются через оптовую и розничную торговые сети, а также заведениями ресторанного бизнеса, в том числе в дошкольных заведениях, школах, лечебных и лечебно-профилактических учреждениях.
Согласно новым требованиям, маркировка осуществляется на украинском языке, но в случае необходимости может быть продублирована также на других языках. Такая маркировка должна быть согласована с Министерством здравоохранения Украины в обязательном порядке и подтверждаться соответствующим заключением. Запрещается указывать на маркировке информацию о свойствах продукта, которыми он не обладает, а также необоснованно сообщать о его особых свойствах, если все подобные продукты имеют такие же свойства.
Маркировка продуктов должна содержать следующую информацию:
1) название пищевого продукта;
2) состав пищевого продукта с указанием количества ингредиентов;
3) количество пищевого продукта в определенных единицах измерения;
4) временные характеристики годности пищевого продукта;
5) условия хранения пищевого продукта;
6) условия и рекомендации использования, если пищевой продукт подлежит особенным условиям использования;
7) наименование, местонахождение и номер телефона производителя, фактический адрес мощностей (объекта) производства, а для импортированных пищевых продуктов — наименование, местонахождение и номер телефона импортера;
8) наименование, местонахождение и номер телефона предприятия, которое осуществляет функции относительно принятия претензий от потребителя, в случае если этим предприятием не является производитель;
9) номер партии производства;
10) информацию о наличии или отсутствии в составе пищевого продукта генетически модифицированных организмов (определяется действующим законодательством);
11) информацию относительно места происхождения для пищевых продуктов, которые лишь упакованы или расфасованы на Украине;
12) питательную (пищевую) ценность с обозначением количества белков, углеводов и жиров в определенных единицах измерения на 100 г (100 мл) пищевого продукта и энергетической ценности (калорийности), выраженной в кДж и/или ккал на 100 г (100 мл) пищевого продукта;
13) предостережения относительно потребления пищевого продукта определенными категориями потребителей (детьми, беременными женщинами, пожилыми людьми, спортсменами и аллергиками), если такой продукт может негативно влиять на их здоровье при его потреблении;
14) знак для товаров и услуг, под которым пищевой продукт реализуется (при наличии).
Кроме того, маркировка может содержать рекомендации к применению, если при их отсутствии потребитель не сможет соответствующим образом использовать продукт.
Производители обязаны также соблюдать требования, которые касаются размера шрифта маркировки. Название пищевого продукта необходимо указывать на упаковке или этикетке (контрэтикетке, кольеретке, стикере, ярлыке), приложенной к нему, шрифтом не менее 2 мм, а всю другую информацию в маркировке расфасованного пищевого продукта, предусмотренную Регламентом, — шрифтом не менее 0,8 мм.
Следует отметить, что требования Регламента не применяются к продуктам, которые реализуются в рекламной (сувенирной) упаковке, таким как фигурки, статуэтки или подарки, если требования к их маркировке установлены действующим законодательством.
Напомним, что до принятия Регламента маркировка пищевых продуктов осуществлялась в соответствии с положениями Закона Украины «О защите прав потребителей» № 1023-XII от 12 мая 1991 года и Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», а также в соответствии с Национальным стандартом ДСТУ 4518:2008 «Продукты пищевые. Маркировка для потребителей. Общие правила».
При применении на практике стандарта ДСТУ 4518:2008 возникли вопросы по поводу обязательного характера действия правил, закрепленных данным стандартом. В частности, позиция о необязательном характере ДСТУ 4518:2008 основана на том, что стандарт, в том числе и ДСТУ, может быть обязательным при условии, когда это прямо предусмотрено законом или нормативно-правовым актом, принятым КМУ. Поскольку обязательное действие данного стандарта не предусмотрено законом или нормативным актом КМУ, правила стандарта ДСТУ 4518:2008 необязательны для исполнения.
Согласно позиции Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей, ДСТУ 4518:2008 может использоваться по желанию субъекта хозяйственной деятельности. Этот стандарт содержит рекомендации для производителей относительно маркировки пищевых продуктов в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов.
Многие производители продуктов специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок считали положения данного стандарта для маркировки необязательными к применению и исполняли при этом требования, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Стоит отметить, что, согласно положениям Закона Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 1 декабря 2005 года № 3164-IV, техническим регламентом является закон Украины или нормативно-правовой акт, принятый КМУ, в котором определены характеристики продукции или связанные с ней процессы или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным. Технический регламент может также содержать требования к терминологии, отметкам, упаковке, маркировке или этикетировке, которые применяются к определенным продукции, процессу или способу производства.
Следует обратить внимание, что данный Регламент не является законом и не принят КМУ, а утвержден Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Поэтому существует дискуссия относительно того, являются ли положения этого документа императивными нормами.
Вместе с тем Регламент разработан в соответствии с положениями Директивы Европейского Парламента и Совета от 20 марта 2000 года № 2000/13/ЕС о сближении законодательства государств-участников об этикетировке, оформлении и рекламировании продуктов питания и Директивы Комиссии от 30 января 2008 года № 2008/5/ЕС относительно обязательного указания на этикетке определенных продуктов питания некоторой подробной информации, кроме той, которая предусмотрена в Директиве 2000/13/ЕС Европейского Парламента и Совета.
Таким образом, Регламент приближает требования украинского законодательства к требованиям Европейского Союза. В связи с этим рекомендуем производителям переходить на маркировку, соответствующую новым правилам, утвержденным Регламентом.
БОНДАРЕВ Тимур — управляющий партнер АО Arzinger, г. Киев
Марианна БЭК,
юрист АО «Волков и Партнеры»
Развитие рынка качественных отечественных продуктов напрямую зависит от работы гарантийной системы, которая состоит из специализированных инспекций и сертификационных органов, а также придерживается требований, предусмотренных правовыми нормами и добровольными соглашениями между производителями и потребителями. Именно такая гарантийная система обеспечивает соответствие стандартам качества всего процесса сельхозпроизводства и переработки до уровня конечной продукции, включая ее маркировку как доказательство соответствия для потребителя.
Примером послужит Европейская сертификационная система органической продукции. Чтобы иметь возможность реализовать свое право приклеить стикер «З турботою про українське», украинский производитель должен, во-первых, за свой счет провести лабораторные исследования на соответствие своей продукции госстандартам и, во-вторых, зарегистрироваться в Госпотребинспекции. Таким образом, введение новой специальной потребительской маркировки продуктов питания без создания гарантийной системы сводится к очередному маркетинговому ходу для получения конкурентных преимуществ на рынке.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…