Статьей 3.8 приказа Минэкономики Украины № 145 от 22 мая 2002 года определены затраты, отнесенные к расходам на проведение маркетинговых мероприятий.
Пунктом 19 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины № 318 от 31 декабря 1999 года, определено, что расходы на сбыт включают также затраты на рекламу и исследование рынка (маркетинг).
Для учета указанных расходов при исчислении объекта налогообложения необходимо доказать непосредственную связь таких затрат с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. В связи с этим заказчиком рекламных и маркетинговых услуг должно выступать лицо, осуществляющее реализацию данных товаров (кроме случаев продажи товаров путем заключения комиссионных договоров).
Особое внимание налоговой службы к таким операциям связано с тем, что маркетинг может использоваться как метод (прием) для осуществления незаконных операций (о чем сказано в приказе Госфинмониторинга Украины № 182 от 25 декабря 2009 года, которым утверждена Типология легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем). В письме Министерства финансов Украины № 31-20010-3-8/3337 от 25 апреля 2008 года также указано, что приобретение сомнительных с точки зрения фактического предоставления и использования в хозяйственной деятельности услуг (таких как маркетинг, мерчандайзинг и т.п.) занимает ведущее место среди механизмов внедрения оптимизации налоговой нагрузки.
В Методических рекомендациях относительно особенностей проведения проверок субъектов хозяйствования, декларирующих отрицательное значение объектов налогообложения (приложение к письму ГНАУ № 6448/7/23-5017 от 2 апреля 2007 года), маркетинг тоже отнесен к схемам минимизации налоговых обязательств.
Во время проведения проверок относительно полученных услуг по маркетингу налоговыми органами довольно часто устанавливается такое нарушение налогового законодательства, как безосновательное завышение валовых расходов и налогового кредита. При этом основными аргументами налоговой службы являются отсутствие надлежащим образом оформленных подтверждающих документов или недоказуемость налогоплательщиком связи таких расходов с хозяйственной деятельностью. То есть необходимо быть готовым к доказыванию связи таких расходов с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
Высший административный суд Украины в своем обзорном письме № 982/13/13-09 от 6 июля 2009 года в пункте 1 также отметил, что правильность формирования налогоплательщиком валовых расходов и налогового кредита требует наличия связи расходов на приобретение услуг с его хозяйственной деятельностью, которая состоит в намерении налогоплательщика получить пользу от приобретенных услуг.
В соответствии с подпунктом «г» подпункта 138.10.3 пункта 138.10 статьи 138 Налогового кодекса Украины (НК) затраты на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров учитываются налогоплательщиком в составе расходов на сбыт, которые включают затраты, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг. Такие затраты относятся к другим расходам, которые, согласно пункту 138.5 статьи 138 НК, признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
Пунктом 138.2 статьи 138 Кодекса установлено, что расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление налогоплательщиком расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II НК.
Согласно подпункту 139.1.13 пункта 139.1 статьи 139 НК, не включаются в состав расходов затраты, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по маркетингу, рекламе (кроме расходов, осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов, подлежащих налогообложению согласно пункту 160.8 статьи 160 НК) в объеме, превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизного налога за год, предшествующий отчетному.
При этом в состав расходов не включаются в полном объеме затраты, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в случае, если лицо, в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус, с учетом положений пункта 161.3 статьи 161 НК. То есть налогоплательщик может включить в состав расходов затраты, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в объеме, не превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за вычетом НДС и акцизного налога за год, предшествующий отчетному.
Расходы на маркетинговые и рекламные услуги, осуществленные в пользу нерезидента, имеющего оффшорный статус, или физического лица — предпринимателя, который платит единый налог, в соответствии с подпунктами 139.1.12 и 139.1.13 пункта 139.1 статьи 139 Кодекса не учитываются при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий.
В соответствии с письмом ГНАУ №3146/6/15-016 от 8 апреля 2008 года маркетинговые услуги включаются в состав валовых расходов при соблюдении двух условий:
1) если такие услуги соответствуют расходам на предпродажные и рекламные мероприятия и непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика;
2) расходы по таким мероприятиям должны быть подтверждены документально в соответствии со статьей 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине».
В связи с тем, что законодательством четкий перечень документов, подтверждающих «маркетинговые» расходы, не установлен, достаточно будет наличия документов, отвечающих требованиям указанного Закона.
Следует учитывать также, что во время проверки достаточно часто налоговая служба безосновательно старается расширить перечень документов, которыми должен подтверждаться факт предоставления маркетинговых и других услуг. Но не нужно забывать, что правила ведения налогового учета не требуют подтверждения расходов на проведение маркетинговых, мерчандайзинговых и других услуг дополнительными документами.
Даже письмом ГНАУ № 15176/7/15‑0217 от 29 июля 2008 года установлено следующее: «…действующим законодательством не установлен конкретный перечень документов для подтверждения расходов на маркетинг. Итак, для включения расходов на маркетинг в состав валовых расходов необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» , которые, в частности, подтверждают факт получения маркетинговых услуг от другого лица, а также подтверждают связь понесенных расходов с хозяйственной деятельностью налогоплательщика».
Акты, которыми оформляются факты получения услуг от контрагентов, должны содержать лишь те обязательные реквизиты, которые предусмотрены для оформления первичных документов: название услуг, их стоимостное выражение, единица измерения, место и дата составления, должности и подписи уполномоченных лиц.
В соответствии с подпунктом 139.1.9 пункта 139.1 статьи 139 НК не входят в состав расходов лишь затраты, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.
Что касается обложения НДС маркетинговых услуг, согласно подпункту «б» пункта 185.1 статьи 185 НК, объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по предоставлению услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины в соответствии со статьей 186 НК. Местом предоставления услуг в соответствии с пунктом 186.4 статьи 186 НК является место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в пунктах 186.2 и 186.3 этой статьи.
Учитывая вышеуказанное, операция по предоставлению плательщиком НДС маркетинговых услуг является объектом обложения НДС, независимо от того, кому они предоставляются — резиденту или нерезиденту. Вместе с тем в соответствии с пунктом 198.6 статьи 198 НК не разрешается включение в налоговый кредит любых расходов по уплате налога, не подтвержденных налоговыми накладными. Таким образом, предприятие, документально обосновав связь расходов на приобретение услуг по усовершенствованию сбыта продукции на рынке и в случае наличия налоговой накладной, сможет абсолютно правомерно включить НДС, уплаченный в составе стоимости маркетинговых услуг, в налоговый кредит.
Дополнительно обращаю внимание на то, что отнесение к валовым расходам затрат на маркетинговые услуги и право на налоговый кредит никоим образом не зависят от прибыльности таких операций (определение «хозяйственной деятельности», приведенное в подпункте 14.1.36 пункта 14.1 статьи 14 НК, предусматривает лишь получение дохода, а не прибыли).
КИЦЕНКО Александр — юрист, г. Киев
В соответствии с подпунктом 14.1.108 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины (НК) маркетинговые услуги (маркетинг) — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления продвижением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажное обслуживание потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика. К маркетинговым принадлежат в том числе услуги: по размещению продукции налогоплательщика в местах продажи, по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, по внесению продукции (работ, услуг) налогоплательщика в информационные базы продажи, по сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…