Изменения прошли мимо цели — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (730) » Изменения прошли мимо цели

Изменения прошли мимо цели

26 ноября 2011 го­да вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности» (Закон), которым введена административная ответственность за невыполнение предписаний должностных лиц специально уполномоченного органа по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйствования.

Статейное дублирование

Необходимость дополнения Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) статьей 18838 ставилась под сомнение Главным научно-экспертным управлением Верховного Совета Украины еще на этапе проведения экспертизы законопроекта, учитывая значительную перегруженность кодекса составами административных правонарушений, предусматривающих ответственность за неисполнение предписаний, законных требований, уклонение от их исполнения или воспрепятствование должностным лицам, наделенным полномочиями по устранению нарушений требований законодательства.

Отмечая, что тридцать восемь статей кодекса отличаются между собой лишь принадлежностью должностных лиц к тому или иному органу, эксперты предлагали не дополнять КУоАП еще одним составом правонарушения, а осуществить их унификацию с учетом практики применения этих статей.

Но предложение, к сожалению, не было поддержано законодателем, поэтому можно прогнозировать, что в будущем перечень статей под номером «188 с отметками» и дальше будет расти вместе с увеличением контролирующих органов или с повышением активности органов, наделенных полномочиями, но лишенных механизмов их реализации. Например, на сегодняшний день нет состава правонарушения в неисполнении распоряжений глав местных государственных администраций, касающихся контролируемых вопросов, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 28 Закона Украины «О местных государственных администрациях».

Аргументами в пользу необходимости введения нового состава административной ответственности должны быть статистические сведения о количестве проверок, осуществленных должностными лицами уполномоченного органа, анализ невыполненных и проигнорированных предписаний, вынесенных по результатам этих проверок, оценка общественной опасности проступка. Однако подобной информации мы не смогли получить ни из открытых источников, ни из источников в Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

Из анализа доступных документов можно сделать выводы, что до принятия закона проблему устранения нарушений законодательства, которые не являются административными проступками и за которые не наступает ответственность, предусмотренная статьей 16610 КУоАП, Гос­компредпринимательства пытался решать путем направления документов в органы прокуратуры и местные государственные администрации для надлежащего реагирования. Об этом говорится в письме Госкомпредпринимательства, обращенном к территориальным представительствам, от 10 октября 2007 года № 7703 «О нарушении требований законодательства при выдаче документов разрешительного характера». Также неизвестно, анализировались ли результаты таких обращений и учитывались ли они при разработке законопроекта.

Работа над ошибками

Следующая норма закона является фактически работой законодателя над ошибками: государственным администраторам предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 16610 (в части нарушения местным разрешительным органом сроков принятия решения о выдаче документа разрешительного характера). Собственно, право составлять протоколы государственные администраторы получили еще в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 11 февраля 2010 года № 1869-VI, однако законодатели тогда не установили, какие именно правонарушения госадминистраторы должны фиксировать в этих протоколах.

Исправляя допущенную ранее ошибку, авторы закона допустили еще одну — не придумав для государственных администраторов ничего нового, законодатели разрешили им составлять протоколы за те же правонарушения, которые уже фиксируют должностные лица специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, государственной регуляторной политики и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности. Фактически было введено очевидное дублирование функций, несмотря на то, что на указанную ошибку также обращало внимание Главное научно-экспертное управление. Третьим новшеством является дополнение Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» статьей 91 «Контроль над соблюдением требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера». Правда, нововведениями указанные нормы, регламентирующие порядок осуществления плановых и внеплановых проверок и оформления по их результатам документов, называть не совсем правильно.

Во-первых, вопросы осуществления контроля над соблюдением требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера были законодательно урегулированы абзацем 5 части 1 статьи 9 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», согласно которой соответствующие полномочия отнесены к компетенции уполномоченного органа.

Во-вторых, Порядок осуществления контроля над соблюдением требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера был утвержден действующим и на сегодняшний день приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 15 мая 2006 года № 45, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 1 июня 2006 года под № 661/12535.

Примечательным также является то, что статья 91 фактически представляет собой дословные выдержки из упомянутого выше Порядка осуществления контроля.

Подытоживая, хотелось бы отметить, что принятие Закона вряд ли станет действенным средством достижения задекларированной цели — совершенствование процедур осуществления контроля над соблюдением требований законодательства по вопросам разрешительной системы в соответствии с европейскими стандартами. Такое сомнение вызвано не только содержанием Закона, но и способностью уполномоченного органа эффективно выполнять свои значительно усиленные функции.

И дело даже не в том, что, согласно Указу Президента от 9 декабря 2010 года № 1085, Государственный комитет Укра­ины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства находится в процессе ликвидации, да и неважно, будет ли функции уполномоченного органа выполнять Минэкономразвития Украины, как сегодня предусмотрено действующим законодательством, или Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, которая создается, — результаты работы уполномоченного органа за прошлый год являются красноречивым свидетельством скорее недостатков в работе его должностных лиц, чем изъянов в законодательстве.

По информации Государственной службы статистики Украины, в 2010 году судами рассмотрены только 23 дела (менее одного дела на регион) об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16610 КУоАП. Из них только в семи случаях виновные лица были привлечены к административной ответственности, 16 дел были закрыты по разным причинам.

ПАРИЛЯК Олег — партнер ЮК «МОРИС ГРУП», г. Киев


Мнение

«Мертвую» норму оживят предписания

Егор ИГНАТИЧЕВ,
юрист АФ «Грамацкий и Партнеры»

Реформа разрешительной системы подошла к этапу, когда регулятивных мер («единого окна» и «молчаливого согласия») стало недостаточно — нужны жесткие санкции.

Из диспозиции статьи 18838 КУоАП следует, что к ответственности госадминистратора можно привлечь лишь за невыполнение предписания должностных лиц Госкомпредприниматель­ства (приказ № 45 от 15 мая 2006 года), указанного в акте внеплановой проверки (абзацы 1, 2, 6 части 4 статьи 91 Закона «О разрешительной системе»), инициированной, например, субъектом хозяйствования. Однако неурегулированным остался вопрос о сроках и порядке назначения подобной внеплановой проверки. Протокол же об административном проступке в данном случае оформляют уполномоченные должностные лица горсоветов и райгосадминистраций. Назначается госадминистратор на должность городским головой или главой администрации по согласованию с тем же Госкомпредприниматель­ства. Стоит ли уповать на эффективность ведомственного контроля? Нетрудно предположить, что правоприменительная практика расставит все на места, а оживить заведомо «мертвую» норму КУоАП сможет только другое детище нашей административной системы — годовой план по составлению предписаний.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Интерес vs. оклад

Актуальный документ

Документы и аналитика

Мировое соглашение

Акцент

Амнистия без последствий

Анонс

Когда принуждение бессильно

Государство и юристы

Уголовная боль адвокатов

Государство и юристы

Новости законотворчества

Вступил в силу Закон о выборах народных депутатов

Парламенту предлагают пересмотреть положения УК об информационной безопасности

Государство и юристы

Второго раза не будет

Услужили законом

Документы и аналитика

Налоговые контрасты

Без нотариуса – рейдерам простор

Неделя права

Новости из-за рубежа

Справка о судимостях через Интернет

Неделя права

Кандидатами занялся ВСЮ

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Германии создали ведомство по борьбе с правым экстремизмом

Неделя права

Конвой дает сбой

Выдержали проверку

Дважды титулованы

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд начал рассмотрение апелляционной жалобы о запрете проведения Пленума ВСУ

ВСУ удовлетворил заявление компании «Викотек»

Суд признал безосновательность возбужденного уголовного дела в отношении Л. Кучмы

Новости юридических фирм

Частная практика

Мария Гордиенко приняла участие в Проекте ЕС «16 дней против насилия»

Юристы EUCON рассказали о защите активов польских инвесторов на Украине

Состоялся семинар по вопросам защиты персональных данных

DLA Piper консультирует Europe Virgin Fund

ЮФ «Авеллум Партнерс» победила в трех номинациях премии The Lawyer Monthly Legal Awards-2011

«Лавринович и Партнеры» — лучшая украинская юридическая фирма года по версии 2011 ACQ Country Awards

Юристы АО Arzinger осуществили перевод на немецкий язык Регламента МКАС при ТПП Украины

АО «С.Т. Партнерс» провело пресс-ланч

Отрасли практики

Банки поставили на видное место

Самореализация на деле

Изменения прошли мимо цели

Ценам перерезали провода

AIPPI: на страже интеллекта

Доходы объявлены в розыск

Рекламе не сказали «нет»

Невыездные должники

ВЭД присягнула Инкотермс

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Председательский Пленум

Решения недели

Судебная практика

Реализация алкоголя

Обоснованный отказ

Суд уменьшил компенсацию

Самое важное

Подход к судьям

АЮУ встретит Новый год с новым уставом

Судебная практика

Судебные решения

О финансировании выплат государственной адресной помощи

Судебная практика

План перевыполнен

Судебная практика

Судебные решения

Об обязательствах работодателя в случае ликвидации учреждения

Средний заработок за время вынужденного прогула не подлежит индексации

Судебная практика

Увольнение без предложения

Исправленному — не верить

Тема номера

Адвокатура с женским лицом

Защита не хочет делиться

Частная практика

Новый взгляд на арбитраж

Конструктивная ересь

«Доход» и «приход» юрфирмы

Юридический форум

Торжество адвокатуры

Інші новини

PRAVO.UA