Присоединение Украины к Соглашению о правительственных закупках ВТО сегодня является одним из наиболее обсуждаемых вопросов в сфере международной торговли. Соглашение охватывает любые виды закупок товаров и услуг для государственных нужд и регулирует условия допуска иностранных компаний к таким процедурам. Необходимо отметить, что Соглашение о правительственных закупках остается проблематичным инструментом системы ВТО. Правительственные закупки составляют около 7—14 % ВВП в развитых странах, в то время как в развивающихся этот показатель может достигать 20 %. К примеру, в ЕС правительственные закупки составляют 17 % ВВП, в Китае этот показатель — 20 %, в то время как в Индии на правительственные закупки приходится 30 % ВВП. Логично, что даже развитые страны весьма неохотно открывают этот рынок для иностранных компаний. По данным Секретариата ВТО, в 2008 году правительственные закупки составляли от 27 до 36 млрд дол. США, в то время как в целом ВВП составлял 180 млрд дол. США. Ожидается, что в случае присоединения Украины к Соглашению его действие охватит от 4,5 до 11,5 млрд дол. государственных закупок. В этой статье освещается природа Соглашения о правительственных закупках, а также анализируются потенциальные выгоды и возможные проблемы, связанные с присоединением к нему Украины.
Правительственные закупки не являются предметом регулирования ГАТТ 1994 — в соответствии со статьей III:8 на них не распространяется национальный режим. Таким образом, на сегодня Соглашение о правительственных закупках является единственным соглашением в рамках ВТО, регулирующим эту сферу. Соглашение о правительственных закупках содержится в Приложении 4 к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации и относится к плюрилатеральным (plurilateral) соглашениям. Отличительной чертой плюрилатеральных соглашений является обязательность исключительно для тех членов ВТО, которые присоединились к ним, в то время как остальные члены не имеют прав или обязанностей по данным соглашениям (статья II:3 Марракешского соглашения). На данный момент членами Соглашения о правительственных закупках являются ЕС (от имени 27 стран-членов), Япония, Корея, Канада, Гонконг, Лихтенштейн, Нидерланды (по отношению к Арубе), Норвегия, Исландия, Израиль, Сингапур, Швейцария, Китайский Тайпей и США. Последней к Соглашению присоединилась Армения, где Соглашение вступило в силу 15 сентября 2011 года. Кроме того, 22 государства, в том числе Украина, имеют статус обозревателя. Напомним, что, в соответствии с пунктом 358 Доклада Рабочей группы по присоединению Украины к ВТО, государство обязалось стать обозревателем и начать переговоры по присоединению к Соглашению с момента присоединения к ВТО.
Соглашение о правительственных закупках базируется на принципах открытости (гласности), прозрачности и недискриминации. При этом его действие не распространяется автоматически на все правительственные закупки — каждый член Соглашения определяет для себя набор товаров и услуг, на которые распространяется действие соглашения, и указывает его в Приложении 1 к Соглашению. Нормы соглашения обеспечивают равные условия доступа к рынку правительственных закупок национальных и иностранных компаний, также ограничивают возможность применения государствами так называемой политики «покупай национальное». В соответствии с данными международной организации Global Trade Alert, осуществляющей мониторинг торговых мер, принимаемых на национальном уровне, во время экономического кризиса государствами, в том числе и Украиной, было принято или предложено к принятию около сорока таких мер, что исключает доступ иностранных компаний и ограничивает конкуренцию.
Среди потенциальных выгод от присоединения к Соглашению о правительственных закупках, кроме доступа к рынку других членов Соглашения, необходимо отметить увеличение конкуренции, повышение эффективности распределения общественных ресурсов, снижение уровня коррупции, а также повышение прозрачности принятия решений на правительственном уровне в целом. Кроме того, укрепление стандартов гласности и прозрачности может способствовать привлечению инвестиций и передовых технологий, что в результате также может повлечь увеличение занятости населения. Исключительно члены Соглашения могут определять направления его дальнейшего развития, а также требовать от новых членов ВТО принятия обязательств в сфере правительственных закупок. Таким образом, в случае присоединения к Соглашению Украина не только сможет влиять на условия присоединения новых членов, но и формировать в дальнейшем правила регулирования сферы правительственных закупок в целом. С другой стороны, аргументами против членства в Соглашении являются риски для малого и среднего национального бизнеса. Членами Соглашения в основном являются экономически развитые государства, но, несмотря на то что Украина также имеет статус развитой страны в ВТО, национальным компаниям будет тяжело конкурировать с иностранными фирмами, которые зачастую более технологически развитые. Возможным решением этой проблемы представляется исключение из сферы действия Соглашения чувствительных секторов или установление для них переходных периодов для адаптации к функционированию в новых условиях.
Необходимо отметить, что Украина уже сделала важный шаг на пути к присоединению к Соглашению. 31 июля 2010 года вступил в силу новый Закон «Об осуществлении государственных закупок», который в целом соответствует Соглашению ВТО о правительственных закупках и имеет высокую степень гармонизации со стандартами ЕС. Положения о правительственных закупках Соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС отражают нормы соответствующих Директив ЕС и, соответственно, Соглашения о правительственных закупках. Поэтому неприсоединение к последнему не является логичным, поскольку европейская модель, так или иначе, должна быть имплементирована. В то же время некоторые из внесенных в 2011 году изменений в Закон, в частности, исключение из его сферы действия ряда предприятий, можно рассматривать как шаг назад в процессе либерализации сферы правительственных закупок. Поэтому присоединение Украины к Соглашению может стать дополнительным рычагом для достижения прозрачности и предсказуемости ввиду подобных недостатков Закона.
ЗАБЛОЦКИЙ Андрей — юрист, руководитель департамента права международной торговли АО «Волков и Партнеры», г. Киев,
ПОЛОВЕЦ Ирина — юрист АО «Волков и Партнеры», г. Киев
Несмотря на скептицизм оппонентов либерализации сектора правительственных закупок, необходимо отметить, что присоединение Украины к Соглашению о правительственных закупках будет способствовать снижению уровня коррупции при проведении закупок и повышению уровня прозрачности и предсказуемости таких процедур. Также игра на равных с иностранными компаниями повлечет повышение конкуренции и поможет более эффективно распределять государственные средства на основе коммерческих интересов при проведении закупок. Но не стоит также забывать о защите национальных производителей, чтобы не лишить последних национального рынка сбыта.
Сейчас следующий шаг в переговорном процессе остается за Украиной, которая должна определить органы, на которые будет распространяться действия Соглашения. Безусловно, никто не обязывает открывать все органы, так, как этого не делают и другие страны. Интересно, что предложит Украина «членам мирового клуба госзакупок»?
Анжела МАХИНОВА,
юрист ЮФ «Саенко Харенко»
Целью Соглашения о правительственных закупках (Соглашение) является установление национального режима в сфере госзакупок. Дело в том, что согласно ГАТТ 1994 и ГАТС, когда речь идет о госзакупках, члены ВТО имеют право отступать от упомянутого режима и дискриминировать иностранные товары и услуги, отдавая предпочтение национальным.
Процедура присоединения к Соглашению занимает порядка восемнадцати месяцев и может быть условно разделена на два блока.
В рамках первого блока с присоединяющимся государством согласовываются органы/компании, осуществляющие госзакупки, товары и услуги, на которые будет распространяться Соглашение, а также источники, в которых будет публиковаться вся информация, касающаяся госзакупок. Такое согласование осуществляется путем двусторонних консультаций между присоединяющимся государством и сторонами Соглашения. Согласованные перечни органов/компаний, товаров и услуг, источников опубликования являются неотъемлемой частью документа о присоединении к Соглашению.
В рамках второго блока присоединяющееся государство предоставляет обзор национального законодательства в сфере госзакупок в форме ответа на стандартный вопросник, направляемый всем сторонам Соглашения для анализа и вопросов. После чего между присоединяющимся государством и сторонами Соглашения проводятся многосторонние консультации о необходимости изменения национального законодательства присоединяющегося государства.
Соглашение вступает в силу на тридцатый день после передачи на хранение Генеральному директору ВТО документа о присоединении, содержащего все условия присоединения к Соглашению.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…