Правительство поставят в рамки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (725) » Правительство поставят в рамки

Правительство поставят в рамки

Присоединение Украины к Соглаше­нию о правительственных закупках ВТО сегодня является одним из наиболее обсуждаемых вопросов в сфере международной торговли. Соглашение охватывает любые виды закупок товаров и услуг для государственных нужд и регулирует условия допуска иностранных компаний к таким процедурам. Необходимо отметить, что Соглашение о правительственных закупках остается проблематичным инструментом системы ВТО. Правительственные закупки составляют около 7—14 % ВВП в развитых странах, в то время как в развивающихся этот показатель может достигать 20 %. К примеру, в ЕС правительственные закупки составляют 17 % ВВП, в Китае этот показатель — 20 %, в то время как в Индии на правительственные закупки приходится 30 % ВВП. Логично, что даже развитые страны весьма неохотно открывают этот рынок для иностранных компаний. По данным Секретариата ВТО, в 2008 году правительственные закупки составляли от 27 до 36 млрд дол. США, в то время как в целом ВВП составлял 180 млрд дол. США. Ожидается, что в случае присоединения Украины к Соглашению его действие охватит от 4,5 до 11,5 млрд дол. государственных закупок. В этой статье освещается природа Соглашения о правительственных закупках, а также анализируются потенциальные выгоды и возможные проблемы, связанные с присоединением к нему Украины.

Мониторинг мер

Правительственные закупки не являются предметом регулирования ГАТТ 1994 — в соответствии со статьей III:8 на них не распространяется ­национальный режим. Таким образом, на сегодня Соглашение о правительственных закупках является единственным соглашением в рамках ВТО, регулирующим эту сферу. Соглашение о правительственных закупках содержится в Приложении 4 к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации и относится к плюрилатеральным (­plurilateral) соглашениям. Отличительной чертой плюрилатеральных соглашений является обязательность исключительно для тех членов ВТО, которые присоединились к ним, в то время как остальные члены не имеют прав или обязанностей по данным соглашениям (статья II:3 Марракешского соглашения). На данный момент членами Соглашения о правительственных закупках являются ЕС (от имени 27 стран-членов), Япония, Корея, Канада, Гонконг, Лихтенштейн, Нидерланды (по отношению к Арубе), Норвегия, Исландия, Израиль, Сингапур, Швейцария, Китай­ский Тайпей и США. Последней к Согла­шению присоединилась Армения, где Соглашение вступило в силу 15 сентября 2011 года. Кроме того, 22 государства, в том числе Украина, имеют статус обозревателя. Напомним, что, в соответствии с пунктом 358 Доклада Рабочей группы по присоединению Украины к ВТО, государство обязалось стать обозревателем и начать переговоры по присоединению к Соглашению с момента присоединения к ВТО.

Соглашение о правительственных закупках базируется на принципах открытости (гласности), прозрачности и недискриминации. При этом его действие не распространяется автоматически на все правительственные закупки — каждый член Соглашения определяет для себя набор товаров и услуг, на которые распространяется действие соглашения, и указывает его в Приложении 1 к Соглашению. Нормы соглашения обес­печивают равные условия доступа к рынку правительственных закупок национальных и иностранных компаний, также ограничивают возможность применения государствами так называемой политики «покупай национальное». В соответствии с данными международной организации Global Trade Alert, осуществляющей мониторинг торговых мер, принимаемых на национальном уровне, во время экономического кризиса государствами, в том числе и Украиной, было принято или предложено к принятию около сорока таких мер, что исключает доступ иностранных компаний и ограничивает конкуренцию.

Членство дает силу

Среди потенциальных выгод от присоединения к Соглашению о правительственных закупках, кроме доступа к рынку других членов Соглашения, необходимо отметить увеличение конкуренции, повышение эффективности распределения общественных ресурсов, снижение уровня коррупции, а также повышение прозрачности принятия решений на правительственном уровне в целом. Кроме того, укрепление стандартов гласности и прозрачности может способствовать привлечению инвестиций и передовых технологий, что в результате также может повлечь увеличение занятости населения. Исключительно члены Соглашения могут определять направления его дальнейшего развития, а также требовать от новых членов ВТО принятия обязательств в сфере правительственных закупок. Таким образом, в случае присоединения к Соглашению Украина не только сможет влиять на условия присоединения новых членов, но и формировать в дальнейшем правила регулирования сферы правительственных закупок в целом. С другой стороны, аргументами против членства в Соглашении являются риски для малого и среднего национального бизнеса. Членами Соглашения в основном являются экономически развитые государства, но, несмотря на то что Украина также имеет статус развитой страны в ВТО, национальным компаниям будет тяжело конкурировать с иностранными фирмами, которые зачастую более технологически развитые. Возможным решением этой проблемы представляется исключение из сферы действия Соглашения чувствительных секторов или установление для них переходных периодов для адаптации к функционированию в новых условиях.

Необходимо отметить, что Украина уже сделала важный шаг на пути к присоединению к Соглашению. 31 июля 2010 года вступил в силу новый Закон «Об осуществлении государственных закупок», который в целом соответствует Соглашению ВТО о правительственных закупках и имеет высокую степень гармонизации со стандартами ЕС. Положения о правительственных закупках Соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС отражают нормы соответствующих Директив ЕС и, соответственно, Соглашения о правительственных закупках. Поэтому неприсоединение к последнему не является логичным, поскольку европейская модель, так или иначе, должна быть имплементирована. В то же время некоторые из внесенных в 2011 году изменений в Закон, в частности, исключение из его сферы действия ряда предприятий, можно рассматривать как шаг назад в процессе либерализации сферы правительственных закупок. Поэтому присоединение Украины к Соглашению может стать дополнительным рычагом для достижения прозрачности и предсказуемости ввиду подобных недостатков Закона.

ЗАБЛОЦКИЙ Андрей — юрист, руководитель департамента права международной торговли АО «Волков и Партнеры», г. Киев,

ПОЛОВЕЦ Ирина — юрист АО «Волков и Партнеры», г. Киев


Присоединение

Соглашению — быть!

Несмотря на скептицизм оппонентов либерализации сектора правительственных закупок, необходимо отметить, что присоединение Украины к Соглашению о правительственных закупках будет способствовать снижению уровня коррупции при проведении закупок и повышению уровня прозрачности и предсказуемости таких процедур. Также игра на равных с иностранными компаниями повлечет повышение конкуренции и поможет более эффективно распределять государственные средства на основе коммерческих интересов при проведении закупок. Но не стоит также забывать о защите национальных производителей, чтобы не лишить последних национального рынка сбыта.

Сейчас следующий шаг в переговорном процессе остается за Украиной, которая должна определить органы, на которые будет распространяться действия Соглашения. Безусловно, никто не обязывает открывать все органы, так, как этого не делают и другие страны. Интересно, что предложит Украина «членам мирового клуба госзакупок»?


Процедура

Согласие в два захода

Анжела МАХИНОВА,
юрист ЮФ «Саенко Харенко»

Целью Согла­шения о правительственных закупках (Соглашение) является установление национального режима в сфере госзакупок. Дело в том, что согласно ГАТТ 1994 и ГАТС, когда речь идет о госзакупках, члены ВТО имеют право отступать от упомянутого режима и дискриминировать иностранные товары и услуги, отдавая предпочтение национальным.

Процедура присоединения к Согла­шению занимает порядка восемнадцати месяцев и может быть условно разделена на два блока.

В рамках первого блока с присоединяющимся государством согласовываются органы/компании, осуществляющие госзакупки, товары и услуги, на которые будет распространяться Соглашение, а также источники, в которых будет публиковаться вся информация, касающаяся госзакупок. Такое согласование осуществляется путем двусторонних консультаций между присоединяющимся государством и сторонами Соглашения. Согласованные перечни органов/компаний, товаров и услуг, источников опубликования являются неотъемлемой частью документа о присоединении к Соглашению.

В рамках второго блока присоединяющееся государство предоставляет обзор национального законодательства в сфере госзакупок в форме ответа на стандартный вопросник, направляемый всем сторонам Соглашения для анализа и вопросов. После чего между присоединяющимся государством и сторонами Соглашения проводятся многосторонние консультации о необходимости изменения национального законодательства присоединяющегося государства.

Соглашение вступает в силу на тридцатый день после передачи на хранение Генеральному директору ВТО документа о присоединении, содержащего все условия присоединения к Соглашению.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Отстранение управляющего

Акцент

Прошлись по головам

Государство и юристы

Суд да деньги

Государство и юристы

Новости законотворчества

Административные услуги пропишут в законе

Защита от неисполнения решения

Полномочия председателей судов предлагают ограничить

Государство и юристы

Преступления без наказания

Деловая практика

Конфликтность в судебном порядке

Документы и аналитика

Должнику за мораторием не укрыться

Принуждение нотариуса обжалуется

Неделя права

Надежда Соловьева отмечает 65-летие

Коллективное творчество

Судейская (не)зависимость

Фармрынок выходит на волну порядка

Рекомендован в ВАСУ

Неделя права

Новости из-за рубежа

Адвокатам запретили рекламироваться на заборах

Публикация законов в Интернете получила официальный статус

Неделя права

Цепная ротация кадров

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд рассматривает иск к магазину «Буква» о защите прав на ТМ «S.T.A.L.K.E.R.»

Кандидат обжалует Положение о порядке сдачи квалифэкзамена

«Дело пенсионной реформы» не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства — ВАСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

Партнеры МЮРС представляют потенциального инвестора в инфраструктурном проекте

«Авеллум Партнерс» консультирует ЕБРР по вопросам предоставления кредита «Керамейи»

Госагентство инвестиций привлекло АО Arzinger в проекты по развитию инвестиционной привлекательности Украины

ЮФ «Саенко Харенко» — юрсоветник в связи с предоставлением кредита группе Kernel

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» выступила генпартнером круглого стола

ЮФ «Астерс» провела бизнес-завтрак «IPO vs. Еврооблигации»

ЮФ «Астерс» и «ОМП» сопровождают приобретение компанией Sintal Agriculture агрохолдинга «Агрика»

Приобретение недвижимости для посольства Ирака на Украине

Отрасли практики

Инвесторы прячутся под зонт

Правительство поставят в рамки

Биогазу указали на дверь

ВХСУ избегает матчасти

Рабочий график

Глобальное рядом

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Соблюдение условий упрощенцев

Правомерное ненаправление решения

Конкурс на право аренды

Самое важное

Верховная готовность

Судебная практика

Без права на регресс

Потребительская неполноценность

Земельное постоянство

Два суда — два мнения

Судебная практика

Судебные решения

Об особенностях признания банкротом физического лица — предпринимателя

Об установлении порядка пользования земельным участком

Тема номера

Беспаспортные пути к «вечнозеленому»

Выход с украинской орбиты

Надписанному верить

Инвестициям не дают проходу

Частная практика

Игры на чужом поле

Юридический форум

Харьковские обсуждения

Разделяя победу

Інші новини

PRAVO.UA