Как известно, осень 2011 года была отмечена ажиотажем на рынке купли-продажи наличной иностранной валюты. «Валютный бум» был вызван требованиями постановления Правления Национального банка Украины (НБУ) № 278 от 11 августа 2011 года к идентификации клиентов при обменных операциях с наличной валютой. Громкие заявления высокопоставленных лиц НБУ и правительства в поддержку или в осуждение принятых регулятором мер перемежались с публикациями СМИ и сообщениями блоггеров о сложностях с обменом у рядовых украинцев и об активизации теневых конвертационных центров.
Различными были и версии о причинах, на первый взгляд, искусственно созданного ажиотажа: от официальных (внедрение передового опыта европейских стран; необходимость соблюдать директивы FATF по контролю за денежными средствами при проведении расчетов со значительными объемами наличности) до неофициальных (желание властей сбить спрос населения на наличную валюту; «тайный ход мастей в колоде валютных карт руководства Национального банка»).
За первые несколько дней действия постановления НБУ объемы покупки наличной иностранной валюты действительно сократились практически вчетверо, при этом активизировали свою деятельность валютные менялы. В целом ни деловые круги, ни население не скрывали своего негативного отношения к новым правилам идентификации: по данным портала Finance.ua, 58 % украинцев в целом негативно относятся к паспортизации валютных операций НБУ. Прежде всего, клиенты банков опасаются мошеннических действий с копиями своих паспортов со стороны нечистых на руку кассиров обменных пунктов (схемы операций с паспортными данными многообразны, например, получение банковского кредита на имя владельца), а также использования полученной информации налоговыми органами для контроля соответствия реальных доходов задекларированным. Возникает вопрос — есть ли альтернативы наличному обмену валют с предъявлением паспорта? Попробуем их рассмотреть детальнее.
Во-первых, обмен валют при помощи так часто упоминаемых прессой валютообменных банкоматов, через которые население сможет продавать банкам наличную иностранную валюту, получая взамен гривны, с обязательной выдачей чека о проведенной операции. Меню таких банкоматов должно содержать информацию о курсе покупки иностранной валюты и признаках платежности банкнот. Как уже успели подсчитать эксперты, стоимость банкоматов довольно высока, что не будет способствовать их массовой закупке украинскими банками, не считая наиболее крупных.
Отмечу также, что валютообменные банкоматы не решают проблему с покупкой валюты: население по-прежнему сможет купить наличную валюту за гривны только в кассе банка или пункте обмена валют, предъявив при этом паспорт для снятия копии. Открытым остается и вопрос о праве банков взимать комиссию за операции продажи населением валюты через валютообменные банкоматы. Согласно действующей норме, взимать комиссию за валютообменные операции запрещено. Банки, скорее всего, попытаются обойти запрет, и не исключено, что регулятор пойдет им навстречу и узаконит комиссию за подобные услуги.
Во-вторых, альтернативой может послужить безналичная продажа иностранной валюты через банковский счет. Действующее украинское законодательство прямо предусматривает обязательство банков осуществлять продажу принадлежащей клиентам безналичной (то есть зачисленной на банковский счет) иностранной валюты по их поручению. Согласно Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, с текущего (в том числе карточного) счета в иностранной валюте клиенту могут быть выданы наличные гривны — в этом случае банк покупает у клиента иностранную валюту по действующему в банке курсу. На практике банки осуществляют такие операции, как с начислением соответствующей комиссии, которая может составлять от нескольких десятых процента до одного процента от конвертируемой суммы, так и без такого начисления.
Среди банков нет единого понимания, считается ли безналичной операцией покупка банком у клиента зачисленной на счет иностранной валюты с выдачей наличной гривны и, соответственно, следует ли кассиру идентифицировать клиента при ее проведении. Так, в ряде банков считают (такую точку зрения поддерживаю и я) операцию продажи зачисленной на текущий банковский счет иностранной валюты за гривны безналичной и копию паспорта при снятии денежных средств через кассу не снимают, в то время как в другом банке у вас обязательно потребуют паспорт для снятия копии.
В отличие от продажи иностранной валюты, основания для покупки безналичной иностранной валюты четко регламентированы НБУ. Такими основаниями могут служить перевод за пределы Украины в рамках текущих неторговых операций, выполнение кредитных обязательств в иностранной валюте, возврат иностранных инвестиций и т.д. То есть лицо не сможет «безосновательно» приобрести безналичную иностранную валюту, например, с целью накопления денежных средств на своем текущем счете: приобретенную валюту банк должен либо разместить на депозите клиента, либо зачислить в исполнение денежных обязательств клиента, проверив при этом целевое назначение средств и, при необходимости, наступление сроков платежа.
Безусловно, продажа валюты при помощи платежных карт или через валютообменные банкоматы уменьшит количество контактов сотрудников обменных пунктов с копиями паспортов клиентов, тем самым оградив клиентов от потенциально возможного несанкционированного использования документов, удостоверяющих личность. Однако риск контроля валютных операций со стороны налоговых органов при проведении операций через валютные счета будет существенным. Как известно, со вступлением в силу Налогового кодекса Украины (НК) налоговые органы получили право запрашивать у банков (без решения суда) справки и/или копии документов о наличии счетов у налогоплательщиков, а также о движении средств на счетах (подпункт 20.1.3 статьи 20, подпункт 72.1.3 статьи 72, пункт 73.1 статьи 73 НК). При этом данные об объеме и обороте денежных средств на счете органы государственной налоговой службы по-прежнему смогут получить лишь на основании решения суда.
В целом политику государства в сфере регламентации валютных операций нельзя назвать последовательной. Так, ужесточение правил обмена валюты на фоне попыток государства декриминализировать (законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)» № 9221 от 27 сентября 2011 года) такие деяния, как уклонение от возврата выручки в иностранной валюте и незаконное открытие и использование за пределами Украины валютных счетов (законопроект предполагает исключение из Уголовного кодекса Украины статей 162-1 и 162-2), выглядит по меньшей мере противоречивым.
Создается впечатление, что происходит смещение фокуса государственного контроля: ответственность бизнес-структур смягчается (государство отказывается считать преступными действия украинского бизнеса по незаконному выводу в оффшор, хранению и использованию своих капиталов), в то время как население обременяют бюрократическими формальностями, которые рискуют перерасти в дополнительные рычаги давления со стороны налоговых органов. Остается надеяться на благоразумие украинских законодателей и принятие ими взвешенных и сбалансированных решений в перспективе.
ГОПТАРЕНКО Юлия — старший юрист ЮФ «Халас и Партнеры», г. Киев
Были предприняты также попытки ограничить свободу НБУ в сфере регулирования валютных отношений на уровне закона. Так, законопроект Арсения Яценюка о внесении изменений в декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» предполагает отмену идентификации клиентов при проведении обменных операций с иностранной валютой на территории Украины на сумму до 80 000 грн; операции свыше указанной суммы могут проводиться с предъявлением документа, удостоверяющего личность, однако без необходимости снимать с него копию и хранить ее в документах дня банка (данный законопроект зарегистрирован в Верховном Совете Украины 10 октября 2011 года и на момент написания статьи рассматривается в его комитете). Авторы законопроекта попытались законодательно обойти жесткие требования НБУ, обязав регулятора привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с законом в сжатые сроки.
Насколько удачной окажется такая инициатива и найдет ли она поддержку среди парламентариев, станет понятно в ходе рассмотрения законопроекта парламентом. В любом случае принятие законопроекта, даже при наличии на то политической воли законодателя, может занять от нескольких месяцев до года, поэтому рассчитывать на положительные изменения на рынке обмена наличной валюты в краткосрочной перспективе не приходится.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…