На сегодняшний день проблема насилия над детьми в семье является одной из наиболее распространенных форм нарушения прав детей. Поражает и статистика этого явления. Однако и она не отображает в полной мере данной проблемы, поскольку подобные нарушения прав детей имеют латентный характер.
Каким же образом законодательно урегулирован вопрос противодействия насилию в семье?
15 ноября 2001 года был принят Закон Украины «О предупреждении насилия в семье», согласно которому насилием в семье считаются любые преднамеренные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного из членов семьи по отношению к ребенку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы ребенка как человека и гражданина и наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.
Таким образом, законодатель выделяет четыре вида насилия над детьми: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.
Физическим насилием в семье является преднамеренное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, что может привести или привело к смерти пострадавшего, нарушению физического или психического здоровья, нанесению вреда его чести и достоинству.
Под сексуальным насилием в семье подразумевается противоправное посягательство одного члена семьи на половую неприкосновенность другого, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему члену семьи.
Психологическое насилие в семье — это насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных обид или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно влечется эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может наноситься или наносится вред психическому здоровью.
Экономическое насилие в семье — преднамеренное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, на которые пострадавший имеет предусмотренное законом право, которое может привести к его смерти, вызывать нарушение физического или психического здоровья.
Во исполнение упомянутого закона также утвержден Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершении насилия в семье или реальной его угрозе (постановление КМУ № 616 от 26 апреля 2003 года).
Так, в случае совершения насилия ребенок может самостоятельно обратиться в устной или письменной форме с заявлением о совершении насилия над ним.
В заявлении отмечается фамилия, имя и отчество, местожительство пострадавшего от насилия в семье или члена семьи, относительно которого существует реальная угроза совершения насилия, а также содержится информация о том, кем совершено насилие в семье, время и место его совершения, преднамеренные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления, другие обстоятельства совершения насилия в семье или реальной угрозы его совершения.
Согласно пункту 1 вышеуказанного постановления КМУ, принятие и рассмотрение заявлений осуществляется, в частности, управлением или отделом по делам семьи и молодежи соответствующей местной госадминистрации, службой участковых инспекторов милиции и криминальной милицией по делам детей органа внутренних дел по месту жительства пострадавшего ребенка.
Ответственность за совершение насилия в семье предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП).
В частности, статьей 1732 КУоАП предусмотрена ответственность за совершение насилия в семье, которая сводится к наложению штрафа. При этом под совершением насилия в семье законодатель подразумевает преднамеренное совершение любых действий физического, психологического или экономического характера (применение физического насилия, которое не нанесло физической боли и не повлекло телесных повреждений, угрозы, обиды или преследования, лишения жилья, еды, одежды, другого имущества или средств, на которые пострадавший имеет предусмотренное законом право, и т.п.), в результате чего мог быть или был нанесен вред физическому или психическому здоровью пострадавшего.
Законом Украины «О предупреждении насилия в семье» предусмотрены такие специальные меры предупреждения насилия, как официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия, направление правонарушителя в кризисный центр для прохождения коррекционной программы, защитное предписание.
Так, если человек совершил насилие над ребенком, ему выносится официальное предупреждение о недопустимости таких действий. В случае повторной попытки насилия нарушителя могут направить в кризисный центр. Прохождение коррекционной программы для такого лица является обязательным.
В случае совершения лицом насилия в семье после получения официального предупреждения о недопустимости совершения насилия уполномоченными органами может быть вынесено защитное предписание, которым запрещается делать определенное действие (действия) по отношению к жертве насилия в семье, к примеру, получать информацию о месте пребывания жертвы насилия в семье, разыскивать жертву насилия и т.д.
Однако, как свидетельствует практика, на сегодняшний день механизм реализации противодействия насилию над детьми не является действенным. Законодательство Украины содержит определенные коллизии, значительные пробелы, что, в свою очередь, приводит к неэффективному его применению.
В частности, административная ответственность за насилие над ребенком в виде штрафа, сумма которого составляет от 51 до 85 грн, вряд ли остановит правонарушителя от повторных случаев насилия над ребенком. Такой вид ответственности как штраф следует заменить общественными работами.
Также необходимо предусмотреть механизм реализации коррекционных программ, которые на сегодняшний день действуют только де-юре. При этом важно предусмотреть ответственность за непрохождение таких программ.
Неэффективным является на практике и применение официального предупреждения о недопустимости совершения насилия, поскольку влечет за собой обратный эффект: такая мера способствует повторению правонарушителем насилия, а также замалчиванию детьми повторных случаев насилия.
Подводя итог, следует отметить, что с целью улучшения механизма противодействия насилию в семье существует необходимость в усовершенствовании как нормативного регулирования противодействия насилию над детьми, так и механизмов реализации этих положений на практике.
ШУВАР Надежда — юрист ЮФ «Вронский, Вронская и Партнеры», г. Киев
Ирина МОРОЗ,
старший юрист AGA Partners
Сегодня на Украине принят целый ряд законодательных и нормативных актов, регламентирующих механизм защиты как членов семьи, так и детей от насилия и жестокого поведения. Большинство этих нормативных актов устанавливают механизм защиты детей от жестокого поведения в семье и, если внимательно проанализировать правовые нормы в этой сфере, на Украине практически отсутствует эффективный механизм защиты прав детей от жестокого поведения вне семьи, например, преподавателей, воспитателей.
Необходимо также обратить внимание на ряд правовых коллизий, которые снижают действенность прописанных механизмов защиты прав детей. Понятие «жестокого поведения с детьми» не находит четкого и однозначного законодательного определения. Например, в Порядке рассмотрения обращений и уведомлений по поводу жестокого поведения с детьми или реальной угрозы его причинения от 16 января 2004 года № 5/34/24/11 «жестокое поведение с ребенком» включает любые формы физического, психологического или социального насилия в семьи или вне семьи. В постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении и о лишении и возобновлении родительских прав» понятие «жестокое поведение с детьми» несколько детализируется и заключается в «физическом или психическом насилии, применении недопустимых методов воспитания, унижении человеческого достоинства ребенка и т.п.
Это только некоторые примеры законодательного разногласия. Отсутствие единого понимания понятия «жестокого поведения с детьми» создает существенные преграды относительно привлечения к ответственности субъектов нарушения прав ребенка, а также снижает механизм защиты детей от жестокого поведения. А отправной точкой для создания эффективного механизма защиты прав детей является законодательное закрепление понятия и объема прав, а также определение действий, нарушающих эти права.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…