Пришло время кардинально упростить регистрационную процедуру юридических лиц, отягощенную необходимостью сбора огромного количества документов, бюрократизмом, большими очередями, неоднозначностью трактовок норм закона, разным подходом государственных регистраторов к своей работе и к организации приема граждан и т.д.
Государство уже предпринимает активные шаги, направленные на облегчение и упрощение этих регистрационных процедур. Однако, как показывает практика, все действия и решения, которые принимаются и, по своей сути, имеют целью упростить ту или иную регистрационную процедуру, — в разы ее усложняют.
Не стали исключением и положения Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон) № 2609-VI от 19 октября 2010 года, вступившие в силу 14 августа 2011 года.
Данным Законом введен альтернативный «электронный» способ подачи регистрационных документов государственному регистратору при создании юридического лица.
На первый взгляд, все хорошо и просто — можно подготовить документы в электронном виде и, избегая огромных очередей, подать их государственному регистратору для проведения регистрационных процедур. Однако, согласно нормам этого же Закона, реализовать свое право на подачу документов госрегистратору в электронном виде возможно только в том случае, если вы являетесь счастливым обладателем электронной цифровой подписи, такой «распространенной и популярной» в нашей стране. Учитывая, что с момента внедрения института электронной цифровой подписи на Украине лишь небольшое количество граждан ее оформило, уж очень сомнительным является то, что в ближайшее время электронный способ подачи регистрационных документов государственному регистратору существенно упростит регистрационную процедуру при создании юридического лица.
Еще одним «феноменальным» нововведением являются изменения, внесенные все тем же Законом в статью 8 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» № 755-IV от 15 мая 2003 года, в части того, что при подаче документов для проведения государственной регистрации на бумажных носителях государственный регистратор обязательно их сканирует.
Законодатель наверняка не принял во внимание нынешнее материально-техническое оснащение государственных регистраторов и приблизительный базовый расчет времени, необходимый государственному регистратору, чтобы отсканировать подаваемый для регистрации пакет документов, который, порой, может составлять не менее 40 печатных страниц.
О какой экономии времени может идти речь, если перед тем, как принять на регистрацию документы, государственные регистраторы сидят и «упражняются со сканером», сканируя весь пакет документов для регистрации? После упомянутых нововведений, в частности, киевские государственные регистраторы на прием одного человека в среднем тратят примерно 50 минут, и это при том, что прием граждан ведется только до обеда. Поэтому, зачастую, человек, который планирует зарегистрировать юридическое лицо, сегодня может потратить на подачу документов государственному регистратору два-три дня, простаивая по предварительной записи в очереди и дожидаясь своего счастливого часа. Кроме того, если у государственного регистратора возникнут «вопросы» к документам и он их не примет, придется повторить «тернистый путь» ожидания своей очереди.
Как показывает практика, самым существенным шагом на пути упрощения регистрационной процедуры юридического лица была отмена его обязательной регистрации во всех государственных фондах, кроме Пенсионного фонда Украины. Результатом такой оптимизации регистрационной процедуры стало реальное сокращение времени на регистрацию юридического лица — практически в два раза.
Регистрация юридического лица должна проходить не так, как сейчас — в нескольких государственных органах, а осуществляться по принципу «единого окна» в одном ведомстве. Используя современные технологии передачи и получения информации, вполне под силу одному государственному органу наладить неотягощенный очередями процесс приема документов, обработки информации, проведения «всех» регистрационных действий и выдачи уже зарегистрированного пакета документов.
Для этого необходимо один раз разработать эффективную стратегию реформирования «регистрационного процесса в целом», а затем ее внедрить на территории всей Украины. Это будет гораздо эффективнее, чем ситуативное и локальное внесение изменений в законодательство, направленных на оптимизацию регистрационной процедуры юридического лица. Ведь, зачастую, внесение изменений в законодательство осуществляется Верховным Советом Украины без учета практического опыта и без предварительного анализа на предмет эффективности практического внедрения и применения.
К позитивным решениям, принятым на пути к облегчению и упрощению регистрационной процедуры юридического лица, является внедрение на Украине практики регистрации юридического лица на основании модельного устава. Возможность такой регистрации юридических лиц появилась после принятия Верховным Советом Украины Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава» № 3262‑VI от 21 апреля 2011 года, который вступил в силу 28 августа 2011 года.
Практика использования модельного устава будет, скорее всего, достаточно распространена среди представителей мелкого бизнеса. Такое предположение объясняется их желанием начать работать как можно скорее — на данном этапе развития их не особо будут интересовать проблемы построения корпоративных правоотношений, а также элементы защиты своих корпоративных интересов.
В свою очередь, основная часть среднего и крупного бизнеса все же предпочтет специальные уставы, разработанные профессиональными юристами, с учетом рекомендаций относительно построения оптимальной корпоративной структуры, отлаженности и регламентированности корпоративных правоотношений и корпоративной защиты юридического лица.
БУРДАК Виталий — адвокат ПГ «Павленко и Побережнюк», г. Киев
Вадим ТУГАЙ,
юрист ЮК «Сетра»
Изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон), касающиеся электронной регистрации, едва ли в ближайшее время достигнут той цели, которую преследовал законодатель, — упрощения регистрационных процедур.
Кроме того, электронной регистрацией можно воспользоваться исключительно в случае засвидетельствования факта создания юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности.
Процедура электронной регистрации, описанная в Порядке подачи и оборота электронных документов государственному регистратору, утвержденном приказом Министерства юстиции Украины от 19 августа 2011 года № 2010/5 (Порядок № 2010/5), является крайне сложной. Она требует не только наличия электронной цифровой подписи и получения индивидуального электронного ключа, но и предполагает формирование файлов в формате «xml».
Что касается обязательного сканирования документов на бумажных носителях, то для ускорения процедуры в некоторых органах регистрации заявителей просят приходить на прием с «флешкой», на которой уже содержатся отсканированные документы. При этом должны быть соблюдены требования, которые содержатся в пункте 2.3 Порядка № 2010/5: черно-белое изображение; разрешающая способность — 150х150 точек на дюйм; глубина цвета — 4 бита; формат файла — многостраничный компрессированный TIFF; многостраничные документы сканируются в один файл…
Вызывает также сомнение готовность банковской системы Украины к выдаче клиентам электронного расчетного документа, удостоверенного цифровой подписью, на подтверждение внесения регистрационного сбора в случае использования электронной регистрации.
Относительно модельного устава — более конкретно судить о его применении можно будет лишь тогда, когда Кабинетом Министров Украины будет утвержден хотя бы модельный устав ООО.
Учитывая особенности организационно-правовых структур разных юридических лиц, для каждой структуры логично разработать свой модельный устав.
Кроме того, с учетом особенностей контроля за деятельностью госпредприятий, а также акционерных обществ, в которых государство выступает единым акционером, установленные нормами ХК Украины и Закона «Об управлении объектами госсобственности», целесообразно разработать отдельные модельные уставы и для них.
Сергей ЯВОРСКИЙ,
юрист LCF Law Group
28 августа с.г. вступили в силу изменения в ряд законов, касающиеся внедрения принципа государственной регистрации юридического лица на основании модельного устава.
Суть принципа заключается в утверждении правительством типового учредительного документа (модельного устава), регулирующего правовой статус, права, обязанности и отношения, связанные с созданием, управлением и осуществлением хозяйственной деятельности юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм. Предусмотрена возможность государственной регистрации юридического лица по решению его участников об осуществлении деятельности на основании модельного устава. Модельный устав не подлежит предоставлению регистратору при осуществлении регистрации.
Таким образом, закон предоставляет возможность изменения или выбора (при создании) вида учредительного документа, который будет являться основанием для осуществления юридическим лицом своей хозяйственной деятельности, а именно: самостоятельно разработанного или же модельного устава.
Однако реализация упомянутых выше положений станет возможной лишь после утверждения правительством соответствующих типовых учредительных документов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…