Считая фондовый рынок мощным механизмом для мобилизации денежных средств с целью финансирования экономики, государство предпринимало и продолжает предпринимать активные действия по привлечению финансовых инструментов на фондовые биржи. Таким действием, в частности, стало недавнее утверждение Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) разъяснения № 12 от 8 сентября 2011 года относительно применения абзаца 2 части 1 статьи 24 Закона Украины «Об акционерных обществах» (Разъяснение и Закон). Данным Разъяснением ГКЦБФР утвердила достаточно консервативную интерпретацию нормы Закона, требующей включения акций публичных акционерных обществ (ПАО) в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи.
Напомним, что требование о включении в биржевой список впервые возникло в результате принятия Закона. В изначальной редакции Закона норма была более жесткой и требовала, чтобы ПАО прошли процедуру листинга и оставались в биржевом реестре (составная часть биржевого списка) хотя бы одной фондовой биржи. Требования, предъявляемые к ПАО для прохождения процедуры листинга, зафиксированы в Положении о функционировании фондовых бирж, утвержденном решением ГКЦБФР № 1542 от 19 декабря 2006 года (Положение).
Так, для внесения и пребывания акций ПАО во втором уровне листинга фондовой биржи такие ПАО должны, среди прочего, соблюдать минимальные требования по размеру чистых активов (не менее 50 млн грн), капитализации (не менее 50 млн грн), а также ликвидности акций (в каждом из последних трех месяцев должно заключаться не менее 10 биржевых сделок, совокупная среднемесячная стоимость которых должна быть не ниже 250 тыс. грн).
Внесение акций ПАО в первый уровень листинга фондовой биржи обусловлено соблюдением еще более жестких финансовых показателей. Принимая во внимание неспособность большинства ПАО удовлетворить требования для прохождения листинга и внесения в биржевой реестр, 22 декабря 2010 года парламент принял Закон № 2994-VI, которым требование по прохождению процедуры листинга исключалось. Однако Президент, сославшись на то, что «предложенная норма является шагом назад и не благоприятствует развитию отечественного фондового рынка», наложил вето на данный закон и предложил свою формулировку нормы, которая была принята законодателем и вступила в силу 2 марта 2011 года.
В действующей редакции абзац 2 части 1 статьи 24 Закона предписывает, что «публичное акционерное общество обязано пройти процедуру включения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи». В соответствии с Положением биржевым списком является документ фондовой биржи, содержащий информацию относительно ценных бумаг и прочих финансовых инструментов, которые в конкретный момент времени на соответствующую дату допущены к торговле на фондовой бирже по категории листинговых ценных бумаг или по категории внелистинговых ценных бумаг и прочих финансовых инструментов.
Согласно пункту 7 раздела ІІІ Положения, допуск ценных бумаг к торгам без внесения их в биржевой реестр (сопровождаемый внесением в биржевой список) может осуществляться по инициативе эмитента, члена фондовой биржи, компании по управлению активами и иных лиц. Следует отметить, что ГКЦБФР в Разъяснении обратила внимание эмитентов на то, что для целей соблюдения требования абзаца 2 части 1 статьи 24 Закона включение акций ПАО в биржевой список должно произойти исключительно по инициативе такого ПАО.
Поскольку внесение акций ПАО в биржевой список осуществляется для проведения по ним торгов (то есть заключения на фондовой бирже соглашений в отношении таких акций), абзац 2 пункта 4 раздела III Положения устанавливает, что акции не могут находиться в биржевом списке более 60 дней без проведения по ним биржевых торгов. Акции, по которым в течение 60 дней отсутствовали торги, исключаются из биржевого списка (кроме акций ПАО с единственным участником).
Следуя либеральной трактовке абзаца 2 части 1 статьи 24 Закона, можно было бы предположить, что данная норма требует, чтобы акции ПАО были внесены в биржевой список без обязательства обеспечить их пребывание в нем в дальнейшем. Однако ГКЦБФР заняла гораздо более консервативную позицию, указав в своем Разъяснении, что «если акции публичного акционерного общества исключаются из биржевого списка, то такие действия общества не отвечают абзацу 2 части 1 статьи 24 Закона Украины «Об акционерных обществах». Таким образом, ПАО обязаны обеспечить не только внесение их акций в биржевой список, но и их пребывание в биржевом списке на постоянной основе, то есть обеспечить проведение по таким акциям регулярных биржевых торгов.
Следует отметить, что, в отличие от листинговых акций, для внелистинговых акций на данный момент законодательством не установлены какие-либо требования относительно ликвидности (относительно количества и совокупной стоимости биржевых соглашений, заключаемых в отношении акций). При этом Положение указывает, что требования относительно внесения (а следовательно, и пребывания) ценных бумаг в список внелистинговых ценных бумаг (составная часть биржевого списка) устанавливаются правилами фондовой биржи.
На данный момент правила двух наиболее крупных фондовых бирж Украины — ПФТС и Украинской биржи — не предусматривают каких-либо дополнительных требований относительно ликвидности внелистинговых акций, кроме того, что биржевые торги по ним должны проводиться не реже одного раза каждые 60 дней. Соответственно, формально для нахождения акций в биржевом списке достаточно проведения одной биржевой сделки по купле-продаже одной акции ПАО каждые 60 дней.
В случае несоблюдения требования абзаца 2 части 1 статьи 24 Закона, то есть невнесения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи или последующего исключения акций ПАО из биржевого списка, ГКЦБФР может в соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» от 30 октября 1996 года принять решение относительно устранения ПАО нарушения законодательства на рынке ценных бумаг. Если это предписание не будет своевременно выполнено публичным акционерным обществом, ГКЦБФР уполномочена применить к такому обществу финансовые санкции в размере от 1 тыс. до 5 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 000 — 85 000 грн). За повторное нарушение в течение года размер финансовой санкции возрастает до 85 — 170 тыс. грн.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем всем ПАО для соблюдения требования абзаца 2 части 1 статьи 24 Закона и во избежание применения к ним финансовых санкций инициировать включение их акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи, а также обеспечить постоянное пребывание своих акций в биржевом списке, проводя заключение хотя бы одного биржевого соглашения по купле-продаже не менее одной своей акции каждые два месяца.
ПОЛОНИК Александр — юрист ЮФ Avellum Partners, г. Киев,
НЕЧАЕВ Юрий — юрист ЮФ Avellum Partners, г. Киев
Екатерина ДОМАШЕНКО,
юрист ПГ «Павленко и Побережнюк»
Статьей 24 Закона Украины «Об акционерных обществах» установлена обязанность публичного акционерного общества пройти процедуру включения акций такого эмитента в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи. На мой взгляд, законодатель преследовал при этом самые благие цели, в частности, стимулирование увеличения объемов биржевого рынка, который на Украине стабильно проигрывает внебиржевому.
Однако для активизации биржевой торговли акциями украинских эмитентов необходимым условием является, в первую очередь, наличие спроса на указанные ценные бумаги. Именно из-за отсутствия интереса у потенциальных покупателей к таким финансовым инструментам и, как следствие, непроведения по ним торгов в течение 60 календарных дней, большинство из них исключаются фондовыми биржами из своих биржевых списков в соответствии с требованием Положения о порядке функционирования фондовых бирж, утвержденного решением ГКЦБФР от 19 декабря 2006 года № 1542.
При этом установленное Законом требование об обязательном пребывании акций ПАО в биржевом списке хотя бы одной фондовой биржи создало таким акционерным обществам еще одну проблему, связанную с определением рыночной стоимости их акций. В соответствии со статьей 8 Закона «Об акционерных обществах» рыночной стоимостью эмиссионных ценных бумаг (к которым также относятся акции), находящихся в обращении на фондовых биржах, является их стоимость, определенная в соответствии с законодательством о ценных бумагах и фондовом рынке.
Вышеуказанным Положением о порядке функционирования фондовых бирж устанавливается, что рыночной ценой ценной бумаги является ее биржевой курс, который определяется в день проведения торгов по такой ценной бумаге путем расчета среднего арифметического взвешенного цен биржевых контрактов, соответствующий, в свою очередь, ряду установленных нормативных требований. Поскольку по большинству акций ПАО, включенных в биржевые списки фондовых бирж с целью исполнения требований статьи 24 Закона «Об акционерных обществах», торги не проводятся, определить биржевой курс и, соответственно, рыночную стоимость таких ценных бумаг не представляется возможным.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…