Контроль инспекции занятости — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (720) » Контроль инспекции занятости

Контроль инспекции занятости

Рубрика Тема номера

Предприятия, на которых используется труд иностранцев, нередко сталкиваются с проверками Инспекции по контролю над соблюдением законодательства о занятости населения (Инспек­ция занятости). Практикующим юристам известны различные трудности судебного обжалования актов, принятых по результатам таких проверок. Основная проблема заключается в отсутствии надлежащего правового регулирования порядка проведения проверок и наложения экономических санкций.

Проверка с обоснованием

Сейчас на Украине полномочия Ин­спекции занятости определяются лишь Положением об Инспекции по контролю над соблюдением законодательства о занятости населения. А порядок проведения проверок и применения экономических санкций на законодательном уровне не утвержден.

На практике проверка Инспекции занятости проводится аналогично нормам Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» № 877‑V от 5 апреля 2007 года (Закон № 877-V). Инспекция занятости предварительно информирует предприятия (за 10 — 14 дней) о планируемой проверке и вопросах, которые будут рассматриваться. Должностному лицу, уполномоченному проводить проверку, выдается направление для ее проведения. По результатам инспектор составляет акт проверки соблюдения законодательства о занятости населения, где указывает период проведения и предмет проверки, состояние исполнения норм законодательства о занятости и другую информацию.

В случае выявления нарушений инспектор также составляет акт о нарушении законодательства Украины о занятости населения, который является распорядительным документом и может предусматривать применение экономических санкций к предприятию за нарушение законодательства по трудоустройству иностранцев. Именно этот акт содержит все приметы решения субъекта властных полномочий и может быть обжалован в порядке Кодекса административного судопроизводства Украины. Кроме того, инспектор еще может вынести предписание о нарушении требований законодательства.

Изучив Закон Украины № 877-V и порядок проведения проверок Инспекцией занятости, каждый практикующий юрист может прийти к заключению, что Инспекция занятости проводит проверку исходя из его норм. Но на самом деле это далеко не так. Государственный центр занятости, и в частности Инспекция занятости твердо стоят на том, что нормы Закона № 877‑V на них не распространяются, поскольку Инспекция занятости не проводит проверку, связанную с хозяйственной деятельностью предприятия.

Их позиция находит поддержку в письме Государственного центра занятости № ДЦ-04-5065/0/6-08 от 15 августа 2008 года, в котором приводится обоснование того, что нормы Закона № 877-V не распространяются на органы государственной службы занятости. В письме также говорится о том, что определить критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере занятости и в сфере общеобязательного государственного страхования на случай безработицы, невозможно.

Судебная практика в вопросе распространения действия Закона № 877-V на Инспекцию занятости также неоднозначна. Позиция Государственной службы занятости находит свою поддержку в ряде судебных решений. Например, решение Киевского апелляционного административного суда от 12 октября 2010 года в деле № 2а-4828/10/2670. Но есть и обратные примеры, в которых суд пришел к выводу, что нормы Закона № 877-V распространяются на Инспекцию занятости. Например, решение Севастопольского апелляционного административного суда от 15 марта 2011 года в деле № 2а-6636/10/15/0170. На сегодняшний день по данному решению постановлением Высшего административного суда Украины от 6 мая 2011 года № К/9991/25813/11 открыто кассационное производство.

И все-таки точку в вопросе распространения действия Закона № 877-V на Инспекцию занятости должна поставить Государственная инспекция Украины по вопросам труда путем принятия четких нормативных разъяснений, обязательных для всех органов государственной власти и субъектов хозяйственной деятельности.

Не подлежащие обжалованию

В соответствии с Положением об Инспекции по контролю над соблюдением законодательства о занятости населения среди возможных документов, которые могут выноситься Инспекцией, преду­смотрено только предписание. Право выносить любые другие акты или выдавать распорядительные документы этим положением не предусмотрено. Из этого следует, что если Инспекция занятости не руководствуется Законом № 877-V, то акт проверки законодательства о занятости населения и акт о нарушении законодательства о занятости населения являются произвольными формами документов, разработанных самой же Инспекцией занятости или Государственным центром занятости. Отсюда и появляются сложности их обжалования. Административные суды нередко отказывают в открытии судебного производства, мотивируя тем, что эти акты не являются решением субъектов властных полномочий в понимании статьи 17 КАС Украины и, соответственно, не могут быть обжалованы в порядке КАС Украины.

Сложность ситуации заключается в том, что по результатам проверки инспекция составляет только эти акты, а отдельного решения о наложении штрафа не выносит.

В то же время есть огромное количество судебных решений, в которых суды удовлетворяли требования Государственного центра занятости и взыскивали с предприятий сумму наложенного штрафа. А мотивация очень проста: «отсутствие нормативно закрепленного порядка наложения штрафа за несоблюдение статьи 20 Закона Украины «О занятости населения» не лишает центр занятости права взыскать сумму соответствующего штрафа путем обращения в суд» (решение Окружного административного суда г. Киева от 6 августа 2010 года по делу № 2а-4828/10/2670).

Анализируя судебную практику, можно прийти к заключению, что взыскать наложенный штраф по актам проверок через судебное производство у Инспекции занятости нет никаких сложностей, а вот обжалование наложенного штрафа на основании принятых актов может вызывать у судов множество вопросов.

МОРОЗ Ирина — старший юрист ЮФ AGA Partners, г. Киев


Вопрос

Бессрочные санкции

Порядок наложения штрафов Ин­спекцией занятости на сегодняшний день еще не разработан и не утвержден на законодательном уровне.

При проведении проверки и наложении штрафа Инспекция занятости исходит из пункта 4 статьи 38 Закона Украины «Об общеобязательном государственном страховании на случай безработицы», который устанавливает: «срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных этим законом и законом «О занятости населения», административных штрафов, а также других видов задолженности перед фондом не применяется».

Поэтому Инспекция занятости может проводить проверку использования предприятием труда иностранцев без каких-либо сроков давности, начиная с 1999 года (вступление в силу постановления КМУ «Об утверждении порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство на Украине» № 2028) по сегодняшний день. Исходя из бессрочного характера санкций Инспекции занятости, у нас возникает еще один вопрос: а как рассчитывается размер штрафа, если нарушение было продолжительным и имело место, например, в 1999 и 2009 годах?

Закон «О занятости населения» ответа на этот вопрос не дает, а Инспекция занятости в таких случаях определяет размер штрафа на основании закона о Государственном бюджете Украины, который действует на момент составления акта и наложения штрафа. По нашему мнению, такой порядок начисления штрафа противоречит принципам юридической ответственности нормам Конституции Украины о прямом действии законов.

Ввиду вышеизложенных особенностей проверок Инспекции занятости хочется выразить нашу надежду на то, что в скором будущем будут разработаны соответствующие нормативные акты, регулирующие порядок проведения проверок, наложения экономических санкций на предприятие за нарушение законодательства о занятости населения, а также закреплены формы документов, которые принимаются по результатам проверок. Эффективный государственный контроль может существовать только при условии, что сами контролирующие органы действуют строго в соответствии с предоставленными полномочиями и только в рамках закона.


Мнение

Инспекция не дремлет

Евгений ПЕТРЕНКО,
юрист, адвокат МПЦ EUCON

Контролирую­щие полномочия должностных лиц инспекции занятости во многом совпадают с полномочиями инспекции труда. Но при этом они имеют ряд дополнительных полномочий, которыми не наделена инспекция труда. В частности, должностные лица инспекции занятости могут прекращать действие приказов, инструкций и других решений предприятий, которые противоречат законодательству о занятости, или вносить в вышестоящие органы предложения об их отмене, а также применять к предприятиям финансовые санкции.

Так, Законом Украины «О занятости населения» предусмотрена обязанность работодателя предупредить службу занятости о предстоящих сокращениях. Поэтому в случае неподачи или нарушения сроков подачи работодателем службе занятости «Отчета о запланированном увольнении работников» и «Отчета о фактическом увольнении работников» служба применяет штраф согласно пункту 5 статьи 20 Закона «О занятости населения» — в размере годовой заработной платы за каждого уволенного работника.

Итак, контролирующие полномочия инспекции и материальная ответственность работодателей во многом способствуют устранению нарушений в сфере занятости населения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Затишье перед…

Актуальный документ

Документы и аналитика

Рассмотрение в отсутствие

Акцент

Реформа для формы

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент намерен ограничить рекламу оккультизма

Усовершенствование КАС Украины

Государство и юристы

Избирательный образ

Государство и юристы

Новости законотворчества

О сроках обжалования НПА

Документы и аналитика

Судебный сбор «на пороге» хозпроцесса

Интеллект — в капитал

Зарубежная практика

Выбрал свой суд — по нему и судись

Неделя права

Верховная ошибка

ВССУ подбивает итоги

Напоминание сработает?

Советы объединяют усилия

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ признал противоправным внутренний приказ председателя суда

Юристы «Волков и Партнеры» защитили интересы клиентов в налоговых спорах

Суд отказал во взаимозачете требований по кредиту к банку

Новости юридических фирм

Частная практика

«Павленко и Побережнюк» презентует новую практику и укрепляет специализацию на фондовом рынке

Главный офис «Лавринович и Партнеры» сменил адрес

ЮФ «АС Консалтинг» приняла участие в составлении доклада «Women, Business and the Law 2012»

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник ОАО «Силовые машины» в судебных разбирательствах

МЮФ Integrites выступила организатором семинара на тему торгового финансирования

ЮФ Arbitis выбрана в качестве судебного представителя ЗАО  «Автоторговая группа «Спецтехника»

В «Соколовский и Партнеры» — 2 новых адвоката

Отрасли практики

Налоговую заставят объясниться

В споре рождается экспертиза

«Усеченное» искусство банкротства

Банки под присмотром НБУ

Арбитраж и Евросуд: большая разница

Активы под замком

Рабочий график

Суд над Пленумом

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Договор в иностранной валюте

Добыча воды без разрешения

Публичное оповещение

Самое важное

Декриминализационный подход

Спецпроект

«ТОП-50» приближается

Судебная практика

Истина в воде

Судебная практика

Судебные решения

О возмещении морального вреда в случае утраты трудоспособности

О нюансах рассмотрения дел о восстановлении на работе

Судебная практика

Процесс прошел

Тема номера

Совместный договор облагораживает

Женское дело

Контроль инспекции занятости

Трудовые отношения «по понятиям»

Частная практика

Аудит без консалтинга?

Опасная сила слова

LCF Law Group поддержала Всеукраинский студенческий форум

Научить банкротству

Юридический форум

Профессионально отметили

Інші новини

PRAVO.UA