Предприятия, на которых используется труд иностранцев, нередко сталкиваются с проверками Инспекции по контролю над соблюдением законодательства о занятости населения (Инспекция занятости). Практикующим юристам известны различные трудности судебного обжалования актов, принятых по результатам таких проверок. Основная проблема заключается в отсутствии надлежащего правового регулирования порядка проведения проверок и наложения экономических санкций.
Сейчас на Украине полномочия Инспекции занятости определяются лишь Положением об Инспекции по контролю над соблюдением законодательства о занятости населения. А порядок проведения проверок и применения экономических санкций на законодательном уровне не утвержден.
На практике проверка Инспекции занятости проводится аналогично нормам Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» № 877‑V от 5 апреля 2007 года (Закон № 877-V). Инспекция занятости предварительно информирует предприятия (за 10 — 14 дней) о планируемой проверке и вопросах, которые будут рассматриваться. Должностному лицу, уполномоченному проводить проверку, выдается направление для ее проведения. По результатам инспектор составляет акт проверки соблюдения законодательства о занятости населения, где указывает период проведения и предмет проверки, состояние исполнения норм законодательства о занятости и другую информацию.
В случае выявления нарушений инспектор также составляет акт о нарушении законодательства Украины о занятости населения, который является распорядительным документом и может предусматривать применение экономических санкций к предприятию за нарушение законодательства по трудоустройству иностранцев. Именно этот акт содержит все приметы решения субъекта властных полномочий и может быть обжалован в порядке Кодекса административного судопроизводства Украины. Кроме того, инспектор еще может вынести предписание о нарушении требований законодательства.
Изучив Закон Украины № 877-V и порядок проведения проверок Инспекцией занятости, каждый практикующий юрист может прийти к заключению, что Инспекция занятости проводит проверку исходя из его норм. Но на самом деле это далеко не так. Государственный центр занятости, и в частности Инспекция занятости твердо стоят на том, что нормы Закона № 877‑V на них не распространяются, поскольку Инспекция занятости не проводит проверку, связанную с хозяйственной деятельностью предприятия.
Их позиция находит поддержку в письме Государственного центра занятости № ДЦ-04-5065/0/6-08 от 15 августа 2008 года, в котором приводится обоснование того, что нормы Закона № 877-V не распространяются на органы государственной службы занятости. В письме также говорится о том, что определить критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере занятости и в сфере общеобязательного государственного страхования на случай безработицы, невозможно.
Судебная практика в вопросе распространения действия Закона № 877-V на Инспекцию занятости также неоднозначна. Позиция Государственной службы занятости находит свою поддержку в ряде судебных решений. Например, решение Киевского апелляционного административного суда от 12 октября 2010 года в деле № 2а-4828/10/2670. Но есть и обратные примеры, в которых суд пришел к выводу, что нормы Закона № 877-V распространяются на Инспекцию занятости. Например, решение Севастопольского апелляционного административного суда от 15 марта 2011 года в деле № 2а-6636/10/15/0170. На сегодняшний день по данному решению постановлением Высшего административного суда Украины от 6 мая 2011 года № К/9991/25813/11 открыто кассационное производство.
И все-таки точку в вопросе распространения действия Закона № 877-V на Инспекцию занятости должна поставить Государственная инспекция Украины по вопросам труда путем принятия четких нормативных разъяснений, обязательных для всех органов государственной власти и субъектов хозяйственной деятельности.
В соответствии с Положением об Инспекции по контролю над соблюдением законодательства о занятости населения среди возможных документов, которые могут выноситься Инспекцией, предусмотрено только предписание. Право выносить любые другие акты или выдавать распорядительные документы этим положением не предусмотрено. Из этого следует, что если Инспекция занятости не руководствуется Законом № 877-V, то акт проверки законодательства о занятости населения и акт о нарушении законодательства о занятости населения являются произвольными формами документов, разработанных самой же Инспекцией занятости или Государственным центром занятости. Отсюда и появляются сложности их обжалования. Административные суды нередко отказывают в открытии судебного производства, мотивируя тем, что эти акты не являются решением субъектов властных полномочий в понимании статьи 17 КАС Украины и, соответственно, не могут быть обжалованы в порядке КАС Украины.
Сложность ситуации заключается в том, что по результатам проверки инспекция составляет только эти акты, а отдельного решения о наложении штрафа не выносит.
В то же время есть огромное количество судебных решений, в которых суды удовлетворяли требования Государственного центра занятости и взыскивали с предприятий сумму наложенного штрафа. А мотивация очень проста: «отсутствие нормативно закрепленного порядка наложения штрафа за несоблюдение статьи 20 Закона Украины «О занятости населения» не лишает центр занятости права взыскать сумму соответствующего штрафа путем обращения в суд» (решение Окружного административного суда г. Киева от 6 августа 2010 года по делу № 2а-4828/10/2670).
Анализируя судебную практику, можно прийти к заключению, что взыскать наложенный штраф по актам проверок через судебное производство у Инспекции занятости нет никаких сложностей, а вот обжалование наложенного штрафа на основании принятых актов может вызывать у судов множество вопросов.
МОРОЗ Ирина — старший юрист ЮФ AGA Partners, г. Киев
Порядок наложения штрафов Инспекцией занятости на сегодняшний день еще не разработан и не утвержден на законодательном уровне.
При проведении проверки и наложении штрафа Инспекция занятости исходит из пункта 4 статьи 38 Закона Украины «Об общеобязательном государственном страховании на случай безработицы», который устанавливает: «срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных этим законом и законом «О занятости населения», административных штрафов, а также других видов задолженности перед фондом не применяется».
Поэтому Инспекция занятости может проводить проверку использования предприятием труда иностранцев без каких-либо сроков давности, начиная с 1999 года (вступление в силу постановления КМУ «Об утверждении порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство на Украине» № 2028) по сегодняшний день. Исходя из бессрочного характера санкций Инспекции занятости, у нас возникает еще один вопрос: а как рассчитывается размер штрафа, если нарушение было продолжительным и имело место, например, в 1999 и 2009 годах?
Закон «О занятости населения» ответа на этот вопрос не дает, а Инспекция занятости в таких случаях определяет размер штрафа на основании закона о Государственном бюджете Украины, который действует на момент составления акта и наложения штрафа. По нашему мнению, такой порядок начисления штрафа противоречит принципам юридической ответственности нормам Конституции Украины о прямом действии законов.
Ввиду вышеизложенных особенностей проверок Инспекции занятости хочется выразить нашу надежду на то, что в скором будущем будут разработаны соответствующие нормативные акты, регулирующие порядок проведения проверок, наложения экономических санкций на предприятие за нарушение законодательства о занятости населения, а также закреплены формы документов, которые принимаются по результатам проверок. Эффективный государственный контроль может существовать только при условии, что сами контролирующие органы действуют строго в соответствии с предоставленными полномочиями и только в рамках закона.
Евгений ПЕТРЕНКО,
юрист, адвокат МПЦ EUCON
Контролирующие полномочия должностных лиц инспекции занятости во многом совпадают с полномочиями инспекции труда. Но при этом они имеют ряд дополнительных полномочий, которыми не наделена инспекция труда. В частности, должностные лица инспекции занятости могут прекращать действие приказов, инструкций и других решений предприятий, которые противоречат законодательству о занятости, или вносить в вышестоящие органы предложения об их отмене, а также применять к предприятиям финансовые санкции.
Так, Законом Украины «О занятости населения» предусмотрена обязанность работодателя предупредить службу занятости о предстоящих сокращениях. Поэтому в случае неподачи или нарушения сроков подачи работодателем службе занятости «Отчета о запланированном увольнении работников» и «Отчета о фактическом увольнении работников» служба применяет штраф согласно пункту 5 статьи 20 Закона «О занятости населения» — в размере годовой заработной платы за каждого уволенного работника.
Итак, контролирующие полномочия инспекции и материальная ответственность работодателей во многом способствуют устранению нарушений в сфере занятости населения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…