Профсоюзы являются мощным инструментом защиты прав наемных работников и обеспечения баланса в отношениях работодатель — работник. Однако, в силу особенностей правового регулирования, «первые шаги» профсоюза на предприятии могут создать сложности для работодателя.
Согласно Конституции и другим законам Украины, наши граждане имеют право на основе свободного волеизъявления без какого-либо разрешения создавать профсоюзы, вступать в них, принимать участие в их работе. Законом предусмотрена легализация профсоюзов и их объединений путем уведомления на соответствие заявленному статусу. При этом легализирующий орган (Министерство юстиции Украины и его территориальные управления) не имеет права отказать профсоюзам и объединениям профсоюзов в легализации.
Профсоюз, как особый вид общественной организации, приобретает права юридического лица с момента утверждения устава (положения), а не с момента легализации (регистрации). Таким образом, создание профсоюза не пребывает в зависимости от каких-либо разрешительных процедур (что подтверждено решением Конституционного Суда Украины от 18 октября 2000 года по делу № 1-36/2000).
Профсоюзы могут создаваться с разными статусами: первичным, местным, областным, региональным, республиканским, всеукраинским. Однако полномочиями относительно представительства интересов работников конкретного предприятия в отношениях с работодателем (такими, как ведение коллективных переговоров, согласование изменений существенных условий труда, предоставление согласия на увольнение и т.д.) наделены исключительно первичные профсоюзы, действующие на предприятии.
Профсоюз, созданный на предприятии, должен письменно уведомить работодателя о своем создании. При этом закон не содержит никаких требований в отношении предоставления профсоюзом каких-либо документов, подтверждающих его статус.
Так, работодатель получает письмо с сообщением о создании первичного профсоюза на предприятии (к которому, в лучшем случае, прилагается копия свидетельства о легализации) с требованием начать коллективные переговоры, предоставить помещение, транспорт, средства связи, перечислить денежные средства на культурно-массовую, оздоровительную и физкультурную работу и т.д. Причем отказ работодателя выполнять законные требования профсоюза, создание препятствий для его деятельности влекут административную, а при определенных обстоятельствах — и уголовную ответственность для должностных лиц.
Для выполнения требований закона об обеспечении прав профсоюза и его членов работодателю, прежде всего, необходимо установить, что созданный профсоюз действительно является первичной профсоюзной организацией на конкретном предприятии. В связи с отсутствием особых требований к созданию первичного профсоюза на предприятии на практике нередки случаи деятельности профсоюзов, использующих в своем названии наименование конкретного предприятия и позиционирующих себя как профсоюз на предприятии, но принимающих в состав своих членов лиц, не работающих на таком предприятии.
Анализ статьи 11 Закона Украины «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (Закон о профсоюзах) дает основания сделать вывод, что статус первичных могут иметь организации нескольких видов, но профсоюзом на предприятии может быть признано только объединение, в составе которого — исключительно работники предприятия.
В свидетельстве о легализации профсоюза указывается только его статус — первичный — без привязки к конкретному предприятию. Поэтому вывод о том, является ли конкретная организация профсоюзом на предприятии, работодатель может сделать лишь из ее устава. В случае отказа профсоюза предоставлять копию устава, с соответствующим запросом можно обратиться в легализирующий орган.
Работодателю необходимо знать персональный состав выборного органа профсоюза, а также общее количество и состав работников предприятия, являющихся его членами. Без этих данных работодатель не будет иметь возможности выполнять требования закона в отношении обеспечения прав профсоюза и его членов.
Еще один важный аспект отношений между профсоюзом и работодателем — ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. В соответствии с Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» (Закон о коллективных договорах), если на предприятии действует профсоюз (несколько профсоюзов), коллективный договор заключается между работодателем, с одной стороны, и одним или несколькими профсоюзными органами — с другой.
За первичным профсоюзом признается право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора независимо от того, какое количество работников предприятия объединяет профсоюз.
Тем не менее, как следует из статей 3 и 4 Закона о коллективных договорах, право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора имеют лишь профсоюзные органы, уполномоченные трудовым коллективом предприятия, а не только работниками — членами профсоюза.
То есть для признания за профсоюзом указанных выше прав такой профсоюз должен быть уполномочен на это трудовым коллективом (поддержан большинством работников предприятия) в порядке, предусмотренном законом, уставом и другими внутренними документами предприятия-работодателя.
Таким образом, на этапе установления отношений между работодателем и первичным профсоюзом на предприятии работодателю требуется информация и документы о статусе профсоюза, его членах, составе выборного органа, порядке принятия таким органом решений и т.д. Невыполнение работодателем требований профсоюза по причине отсутствия необходимой информации (при условии, что работодатель предпринял меры для ее получения) не может считаться нарушением действующего законодательства.
Данильцева Татьяна — партнер, руководитель практики финансового, страхового и налогового права ЮФ «Спенсер и Кауфманн», г. Киев
Законом предусмотрены широкие права и гарантии для первичного профсоюза на предприятии и для его членов. Например:
— если на предприятии нет коллективного договора, работодатель обязан согласовать вопросы условий труда с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства работников (статья 97 КЗоТ Украины);
— расторжение трудового договора с работником — членом профсоюза по инициативе работодателя может быть проведено только по предварительному согласию выборного органа первичного профсоюза (статья 43 КЗоТ Украины);
— изменение условий трудового договора, привлечение к дисциплинарной ответственности работников, избранных в выборный орган первичного профсоюза, также требует согласования (статья 252 КЗоТ Украины, статья 41 Закона о профсоюзах).
Елена СТЕПАНЕНКО,
советник председателя Федерации морских профсоюзов Украины
Проблематичным является вопрос, что делать работодателю, когда на одном предприятии (в одной организации) появляется два и более профсоюзов. Ведь, в соответствии со статьей 36 Конституции Украины, все профессиональные союзы имеют равные права. В таком случае работодателю необходимо руководствоваться статьями 19, 20 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и нормами Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях». Однако вопрос представительства и взаимодействия нескольких профсоюзов на одном предприятии требует существенной доработки в законодательстве.
Алексей ШЕВЧУК,
председатель Комитета Ассоциации юристов Украины по трудовому праву, управляющий партнер ЮА «Шевчук и Партнеры»
В порядке Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» профсоюз приобретает комплекс прав, которыми после регистрации может полноценно пользоваться. Ни орган легализации, ни орган регистрации, определенный в порядке Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», фактически, не выполняют решения Конституционного суда Украины, который признал несоответствующими Конституции статьи 8, 11, 16 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (дело о свободе создания профсоюзов) (Закон).
Для выполнения требований Закона об обеспечении прав профсоюза и его членов работодателю, прежде всего, необходимо установить, что созданный профсоюз действительно является профсоюзом со статусом первичного. Для этого он должен правильно оформить и утвердить собственный устав, а также выполнить все требования, определенные Законом, во избежание споров с ним в дальнейшем.
Требует доработки и статья 18 Закона в части необходимости определения, что запрет в судебном порядке на деятельность профсоюза или его объединения возможен лишь с подачи Министерства юстиции или Генерального прокурора Украины. Это прибавит гарантий защиты прав работников в социально-трудовых отношениях.
Также необходимо разрешить проблему отсутствия права региональных или менее численных профсоюзов, путем внесения изменения в статью 4 Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Стоит предоставить им право выдвижения требований и проведения забастовки не только по решению всего трудового коллектива или уполномоченного им органа, но и отдельной профсоюзной организации.
Восприятие профсоюзов как социального явления, перспектив и направлений развития профсоюзного движения на Украине требует кардинального изменения их структуры, особенно в свете принятого Закона Украины «О социальном диалоге».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…