После провозглашения независимости Украины в 1991 году сеть электросвязи бывшего СССР перешла к Министерству связи Украины, а через 2 года (в 1993 году) с целью формирования комплексной системы было принято решение создать Украинское объединение электросвязи «Укртелеком» (до 1994 года — «Укрэлектросвязь») и возложить на него функции и полномочия национального оператора электросвязи Украины. С развитием экономических отношений начали возникать новые, некогда мелкие операторы связи, которые со временем формировали свою абонентскую базу и становились полноправными конкурентоспособными субъектами на рынке телекоммуникаций. Поскольку оператор связи на территории Украины долгое время был один, то такой ресурс, как кабельная канализация электросвязи (ККЭ), принадлежал «Укртелекому». Новые операторы с выходом на рынок, в связи с необходимостью предоставления фиксированных телекоммуникационных услуг и чтобы сэкономить время и деньги, начали прокладывать свой кабель в кабельную канализацию «Укртелекома», выплачивая за это некий взнос — арендную плату. И все было бы ничего, если бы в 2009 году «Укртелеком» не поднял стоимость арендной платы в 6-9 раз.
Официально порядок доступа к ККЭ был урегулирован только в 2009 году — решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины (НКРС Украины), во исполнение требований Кабинета Министров Украины. Данный порядок не только определяет условия беспрепятственного доступа к местной телекоммуникационной сети операторам (провайдерам телекоммуникаций), но и регулирует отношения между операторами и собственниками ККЭ, имеющими намерения на договорных началах совместно использовать ККЭ для своих потребностей. Юрист Телекоммуникационной группы Vega Александр Собкович в комментарии «Юридической практике» говорит: «Документ в определенной степени урегулировал правоотношения использования ККЭ. Фактически, было признано существование такого рынка и урегулировано порядок использования инфраструктуры. Однако порядок порядком — мы и так знаем, как ею пользоваться. Для нас, операторов, более важен вопрос цены».
По словам г-на Собковича, «Укртелеком» предлагает типовые договоры для доступа к ККЭ, и оператор либо соглашается на указанные тарифы, либо нет: «А поскольку нам необходимо подключать новых клиентов, то подписываем соглашения, которые фактически предусматривают изменения тарифов в будущем. Главная проблема заключается в том, что если мы не согласны с тарифами, то можно вытаскивать наш кабель, но, во-первых, прокладывать новые канализации под зданиями и дорогами очень дорого, а во-вторых, существующие клиенты будут терять возможность получения услуг». Отметим, что статья 40 Закона Украины «О телекоммуникациях» (Закон) предусматривает имущественную ответственность операторов (провайдеров телекоммуникаций) перед потребителями за непредоставление или ненадлежащее предоставление телекоммуникационных услуг. Юрист Телекоммуникационной группы Vega обращает внимание на то, что 80% их сети лежит в канализации «Укртелекома»: «Мы не можем в один момент вытащить и разместить сеть где-либо в другом месте. Это поставит крест на нашей деятельности, так как абоненты останутся без связи. В руках «Укртелекома» есть рычаги влияния на операторов как на конкурентов, и в определенной степени это можно назвать недобросовестной конкуренцией. Примечательно, что мы обращались в Антимонопольный комитет Украины, но он не усмотрел в действиях и положении «Укртелекома» доминирующего преимущества».
Интересно, что в «Укртелекоме» считают неправильным убеждение о принадлежащей им всей сети кабельной канализации. Директор юридического департамента ЧАО «Укртелеком» Юрий Котляров пояснил: «У «Укртелекома», безусловно, есть собственная кабельная канализация электросвязи, но точно так же, как и у других операторов и субъектов хозяйствования». Кроме того, г-н Котляров отметил, что, несмотря на то, что инфраструктура находится в собственности «Укртелекома», предоставление доступа к кабельной канализации не относится к телекоммуникационным услугам: «Процесс похож на сдачу в аренду квартиры, но аренда и использование инфраструктуры линии кабельной канализации — это несколько разные вещи. Тут более сложный механизм, чем просто сдавать имущество в аренду. Да, мы предоставляем услуги доступа к кабельной канализации, но это не аренда — это имущественные отношения, где «Укртелеком» является собственником структуры и предоставляет услуги».
Александр Собкович говорит, что урегулирование тарифов и установление доступа к кабельной канализации — это только вершина айсберга: «Стоимость телекоммуникационных услуг фактически включает и аренду кабельной канализации, поэтому мы вынуждены за пользование Интернетом выставлять тарифы немного выше, а поскольку «Укртелеком» за аренду не платит, то себестоимость его услуг несколько ниже. Кроме того, у нас есть общедоступные телекоммуникационные услуги, которые регулируются государством и предельными тарифами. И, опять же, если государство устанавливает ставки для телефонной связи, например, 24 грн, то «Укртелеком» получит прибыли больше, чем другие операторы, поскольку за аренду собственной ККЭ он, естественно, не платит. А увеличение тарифов для нас влечет увеличение тарифов для клиентов. Если, например, за предоставление услуги Интернет мы сможем увеличить тариф — чтобы не работать себе в минус, то за предоставление общедоступных телекоммуникационных услуг (местная телефонная связь) увеличить тарифы трудно».
Согласно статье 66 Закона (регулирование тарифов), предоставление в пользование кабельной канализации электросвязи операторов телекоммуникаций подлежит государственному регулированию путем установления предельных сроков или фиксированных тарифов. Во исполнение этой статьи НКРС Украины разрабатывает проект Порядка регулирования тарифов на предоставление в пользование кабельной канализации электросвязи (Порядок). Г-н Собкович считает проект Порядка несовершенным: «После принятия Порядка большинство операторов телекоммуникаций, использующие кабельную канализацию «Укртелекома», заказали научную работу в Государственном институте по проектированию средств и сооружений связи «Днепросвязь» (занимается разработкой, анализом нормативных документов в области связи) на предмет исследования понятия кабельной канализации, формирования тарифов и их регулирования. Эта работа была предоставлена нашему регулятору — НКРС Украины для того, чтобы на основе глубокого анализа и исследования установить тарифы. Действительно, НКРС Украины учла исследование и на его основе сформировала достаточно четкие и прозрачные тарифы, однако, после соглашения с экспертным советом и общественностью, почему-то Порядок (собственно и тарифы) был изменен».
По мнению Юрия Котлярова, тарифы в принципе стабильными быть не могут, поскольку эксплуатация инфраструктуры предполагает определенные затраты, поэтому тарифы должны включать не только себестоимость, но и предусматривать доход: «Возможно, в случае тарифов логичнее говорить о коридоре тарифов. Что касается Порядка, то этот вопрос сейчас активно рассматривается, но когда он будет принят, трудно ответить».
Несмотря на ожидания, национальные операторы верят, что регулятор примет прогнозированные тарифные ставки. Согласно практике европейских стран, в частности, Польши, инфраструктура кабельной канализация электросвязи принадлежит государственному предприятию, является ресурсом общего пользования и предоставляется всем операторам на равных условиях доступа к сетям, устанавливая при этом прозрачные тарифы.
На сегодняшний день национальная сфера телекоммуникаций движется путем модернизации с целью урегулирования отношений, и, по самым оптимистическим прогнозам, лет через 5 она действительно будет урегулирована. Но самый оптимальный выход — это вмешательство государства, вплоть до приватизации кабельных канализаций. Тогда, судя по европейской практике, уменьшится количество споров, а прибыль от аренды или других имущественных правоотношений будет направлена в государственный бюджет.
НКРС Украины, несмотря на ожидания национальных операторов, так и не может согласовать механизм формирования и установления тарифов на предоставление в пользование ККЭ. Когда порядок будет принят, также неизвестно. Отметим, что регулирование тарифов на предоставление в пользование ККЭ планируется осуществлять путем установления предельных тарифов на такие услуги:
Примечательно, что, несмотря на установление предельных тарифов, они могут быть изменены по инициативе операторов — владельцев ККЭ (нужно обосновать необходимые изменения) или на основе расчетов НКРС.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…