Подземные связи — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (713) » Подземные связи

Подземные связи

Рубрика Тема номера

После провозглашения независимости Украины в 1991 году сеть электросвязи бывшего СССР перешла к Министерству связи Украины, а через 2 года (в 1993 году) с целью формирования комплексной системы было принято решение создать Украинское объединение электросвязи «Укртелеком» (до 1994 года — «Укрэлектросвязь») и возложить на него функции и полномочия национального оператора электросвязи Украины. С развитием экономических отношений начали возникать новые, некогда мелкие операторы связи, которые со временем формировали свою абонентскую базу и становились полноправными конкурентоспособными субъектами на рынке телекоммуникаций. Поскольку оператор связи на территории Украины долгое время был один, то такой ресурс, как кабельная канализация электросвязи (ККЭ), принадлежал «Укртелекому». Новые операторы с выходом на рынок, в связи с необходимостью предоставления фиксированных телекоммуникационных услуг и чтобы сэкономить время и деньги, начали прокладывать свой кабель в кабельную канализацию «Укртелекома», выплачивая за это некий взнос — арендную плату. И все было бы ничего, если бы в 2009 году «Укртелеком» не поднял стоимость арендной платы в 6-9 раз.

Доступ к ККЭ

Официально порядок доступа к ККЭ был урегулирован только в 2009 году — решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины (НКРС Украины), во исполнение требований Кабинета Министров Украины. Данный порядок не только определяет условия беспрепятственного доступа к местной телекоммуникационной сети операторам (провайдерам телекоммуникаций), но и регулирует отношения между операторами и собственниками ККЭ, имеющими намерения на договорных началах совместно использовать ККЭ для своих потребностей. Юрист Телекоммуникационной группы Vega Александр Собкович в комментарии «Юридической практике» говорит: «Документ в определенной степени урегулировал правоотношения использования ККЭ. Фактически, было признано существование такого рынка и урегулировано порядок использования инфраструктуры. Однако порядок порядком — мы и так знаем, как ею пользоваться. Для нас, операторов, более важен вопрос цены».

По словам г-на Собковича, «Укртеле­ком» предлагает типовые договоры для доступа к ККЭ, и оператор либо соглашается на указанные тарифы, либо нет: «А поскольку нам необходимо подключать новых клиентов, то подписываем соглашения, которые фактически преду­сматривают изменения тарифов в будущем. Главная проблема заключается в том, что если мы не согласны с тарифами, то можно вытаскивать наш кабель, но, во-первых, прокладывать новые канализации под зданиями и дорогами очень дорого, а во-вторых, существующие клиенты будут терять возможность получения услуг». Отметим, что статья 40 Закона Украины «О телекоммуникациях» (Закон) предусматривает имущественную ответственность операторов (провайдеров телекоммуникаций) перед потребителями за непредоставление или ненадлежащее предоставление телекоммуникационных услуг. Юрист Телекоммуникационной группы Vega обращает внимание на то, что 80% их сети лежит в канализации «Укртелекома»: «Мы не можем в один момент вытащить и разместить сеть где-либо в другом месте. Это поставит крест на нашей деятельности, так как абоненты останутся без связи. В руках «Укртелекома» есть рычаги влияния на операторов как на конкурентов, и в определенной степени это можно назвать недобросовестной конкуренцией. Примечательно, что мы обращались в Антимонопольный комитет Украины, но он не усмотрел в действиях и положении «Укртелекома» доминирующего преимущества».

Не аренда

Интересно, что в «Укртелекоме» считают неправильным убеждение о принадлежащей им всей сети кабельной канализации. Директор юридического департамента ЧАО «Укртелеком» Юрий Котляров пояснил: «У «Укртелекома», безусловно, есть собственная кабельная канализация электросвязи, но точно так же, как и у других операторов и субъектов хозяйствования». Кроме того, г-н Котляров отметил, что, несмотря на то, что инфраструктура находится в собственности «Укртелекома», предоставление доступа к кабельной канализации не относится к телекоммуникационным услугам: «Процесс похож на сдачу в аренду квартиры, но аренда и использование инфраструктуры линии кабельной канализации — это несколько разные вещи. Тут более сложный механизм, чем просто сдавать имущество в аренду. Да, мы предоставляем услуги доступа к кабельной канализации, но это не аренда — это имущественные отношения, где «Укртелеком» является собственником структуры и предоставляет услуги».

Александр Собкович говорит, что урегулирование тарифов и установление доступа к кабельной канализации — это только вершина айсберга: «Стоимость телекоммуникационных услуг фактически включает и аренду кабельной канализации, поэтому мы вынуждены за пользование Интернетом выставлять тарифы немного выше, а поскольку «Укртелеком» за аренду не платит, то себестоимость его услуг несколько ниже. Кроме того, у нас есть общедоступные телекоммуникационные услуги, которые регулируются государством и предельными тарифами. И, опять же, если государство устанавливает ставки для телефонной связи, например, 24 грн, то «Укртелеком» получит прибыли больше, чем другие операторы, поскольку за аренду собственной ККЭ он, естественно, не платит. А увеличение тарифов для нас влечет увеличение тарифов для клиентов. Если, например, за предоставление услуги Интернет мы сможем увеличить тариф — чтобы не работать себе в минус, то за предоставление общедоступных телекоммуникационных услуг (местная телефонная связь) увеличить тарифы трудно».

Когда ожидать?

Согласно статье 66 Закона (регулирование тарифов), предоставление в пользование кабельной канализации электросвязи операторов телекоммуникаций подлежит государственному регулированию путем установления предельных сроков или фиксированных тарифов. Во исполнение этой статьи НКРС Украины разрабатывает проект Порядка регулирования тарифов на предоставление в пользование кабельной канализации электросвязи (Порядок). Г-н Собкович считает проект Порядка несовершенным: «После принятия Порядка большинство операторов телекоммуникаций, использующие кабельную канализацию «Укртелекома», заказали научную работу в Государственном институте по проектированию средств и сооружений связи «Днепросвязь» (занимается разработкой, анализом нормативных документов в области связи) на предмет исследования понятия кабельной канализации, формирования тарифов и их регулирования. Эта работа была предоставлена нашему регулятору — НКРС Украины для того, чтобы на основе глубокого анализа и исследования установить тарифы. Действительно, НКРС Украины учла исследование и на его основе сформировала достаточно четкие и прозрачные тарифы, однако, после соглашения с экспертным советом и общественностью, почему-то Порядок (собственно и тарифы) был изменен».

По мнению Юрия Котлярова, тарифы в принципе стабильными быть не могут, поскольку эксплуатация инфраструктуры предполагает определенные затраты, поэтому тарифы должны включать не только себестоимость, но и предусматривать доход: «Возможно, в случае тарифов логичнее говорить о коридоре тарифов. Что касается Порядка, то этот вопрос сейчас активно рассматривается, но когда он будет принят, трудно ответить».

Несмотря на ожидания, национальные операторы верят, что регулятор примет прогнозированные тарифные ставки. Согласно практике европейских стран, в частности, Польши, инфраструктура кабельной канализация электросвязи принадлежит государственному предприятию, является ресурсом общего пользования и предоставляется всем операторам на равных условиях доступа к сетям, устанавливая при этом прозрачные тарифы.

На сегодняшний день национальная сфера телекоммуникаций движется путем модернизации с целью урегулирования отношений, и, по самым оптимистическим прогнозам, лет через 5 она действительно будет урегулирована. Но самый оптимальный выход — это вмешательство государства, вплоть до приватизации кабельных канализаций. Тогда, судя по европейской практике, уменьшится количество споров, а прибыль от аренды или других имущественных правоотношений будет направлена в государственный бюджет.


Регулятор

Ставки еще не сделаны

НКРС Украины, несмотря на ожидания национальных операторов, так и не может согласовать механизм формирования и установления тарифов на предоставление в пользование ККЭ. Когда порядок будет принят, также неизвестно. Отметим, что регулирование тарифов на предоставление в пользование ККЭ планируется осуществлять путем установления предельных тарифов на такие услуги:

  • разработка и выдача технических условий;
  • согласование рабочего проекта;
  • технический надзор владельцем ККЭ;
  • бронирование места в ККЭ;
  • предоставление места в ККЭ;
  • использование ККЭ.

Примечательно, что, несмотря на установление предельных тарифов, они могут быть изменены по инициативе операторов — владельцев ККЭ (нужно обосновать необходимые изменения) или на основе расчетов НКРС.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Аннулирование регистрации плательщика НДС

Акцент

Никому не НДСно

Государство и юристы

Нерабочее время

Земля только для своих

Государство и юристы

Новости законотворчества

Пеню за неуплату ЖКУ предлагают отменить

Госфининспекция хочет получить полный доступ к ЕГР

О производстве по делам об ограничении реализации права на мирные собрания

Деловая практика

Реформирование на «авось»

Документы и аналитика

Новым доходам — новые налоги

Общежития: правда где-то рядом

КСУ дал бродягам путевку на волю

Зарубежная практика

Безграничная ответственность

Книжная полка

Расследование преступлений

Назначение

Частная практика

В. Сердюк избран председателем Рабочей группы по вопросамреформирования уголовно-процессуального законодательства

Неделя права

Новости из-за рубежа

Акционеры Motorola оспаривают сделку по продаже компании

Тысячи владельцев iPhone судятся с Apple

Неделя права

Минюст определился с юрсоветниками

Концентрация в оффшоре

Один от восьми

Неделя права

Новости из-за рубежа

Юрист требует 77 млн дол. за увольнение из юрфирмы

Неделя права

«Выбили» справедливость

Новости из зала суда

Судебная практика

Юристы «Доминиона» защитили права бухгалтера в суде

АК «Правочин» представила интересы мясопереработчика в налоговом споре

Знак для товаров и услуг «Без ГМО» зарегистрирован правомерно

Новости юридических фирм

Частная практика

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с приобретением «Укррос» компанией Kernel

CMS Cameron McKenna консультирует ЕБРР в связи с займом на 26 млн евро для ЛьвовАвтодора

Завершена реструктуризация группы «Донецксталь» при полной юридической поддержке DLA Piper

Отрасли практики

Кредит для резидента

Государственное вНЕДРение

Структурируй и властвуй

Достучаться до верхов

Формула исполнения

Рабочий график

Кто не успел, тот опоздал

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Реконструированное имущество

Неправомерные действия ВККС

Рассрочка исполнения решения

Самое важное

У КГГА возникла обязанность

Судебная практика

Судебные решения

О порядке определения цены в договоре о взаимосоединении телекоммуникационных сетей

Судебная практика

Ставка на опережение

«К россиянам претензий нет»

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах переоформления телефона

Судебная практика

Не все позволено «Монарху»

Тема номера

Опасность «серого провайдерства»

Подземные связи

Частная практика

Консультант из сети

Эталонные правила

Юридический форум

Контроль на линии

Інші новини

PRAVO.UA