Кабинет Министров Украины инициирует внесение изменений в процессуальные кодексы относительно уточнения подсудности споров, которые возникают в связи с морским требованием. Необходимость таких изменений вызвана присоединением Украины к Международной конвенции об унификации наложения ареста на морские суда 1952 года (соответствующий законопроект также находится на рассмотрении парламента).
Основное преимущество присоединения к Конвенции — ограничение перечня морских требований, на основании которых судно может быть арестовано. Для присоединившихся государств исчерпывающий перечень закреплен непосредственно в Конвенции, для всех остальных существует опасность ареста суден, находящихся в иностранных портах, в соответствии с внутренним правом государств. Украина намерена присоединиться к Конвенции с оговоркой, сохранив за собой право не применять ее положения к военным кораблям и другим государственным судам, которые эксплуатируются в некоммерческих целях.
Конвенция предусматривает, что арест на судно может быть наложен исключительно в судебном порядке. Причем существует возможность ареста не только конкретного судна, в отношении которого возникло морское требование, но и в определенных случаях любого другого судна, собственником которого является лицо, владевшее в момент возникновения требования конкретным судном — даже если арестованное судно готово к отплытию.
Вопросы юрисдикции в Конвенции определены следующим образом: «Суды государства, в котором был осуществлен арест, имеют компетенцию рассматривать дела по сути, если эти суды являются компетентными на основании внутреннего права государства, в котором осуществлен арест, или в следующих конкретно определенных случаях: если истец имеет постоянное место пребывания или основное место работы в государстве, где был осуществлен арест; если требование возникло в стране, в которой был осуществлен арест; если требование касается рейса судна, во время которого был осуществлен арест; если требование возникло в связи со столкновением судов; если это требование выплаты вознаграждения за спасение; если это требование относительно ипотеки или морского залога арестованного судна».
На Украине, согласно предложенным изменениям, в хозяйственном процессе вопросы юрисдикции будут решены однозначно: «Дела относительно споров, возникающих на основании морского требования, рассматриваются судом по местонахождению морского порта Украины, где находится судно, относительно которого должно быть осуществлено обеспечение морского требования». В гражданском же процессе предложена альтернатива: кроме аналогичной хозпроцессу подсудности, иски, касающиеся морских требований, могут подаваться также по местонахождению судна ответчика или порта регистрации судна. Вероятно, ко второму чтению эту коллизию все-таки устранят.
Требование, возникающее на основании одного или более из следующих пунктов:
a) убыток, нанесенный любым судном в результате столкновения или другим способом;
b) гибель людей или телесные повреждения, причиненные любым судном или связанные с его эксплуатацией;
c) спасание судна или груза;
d) договор, касающийся использования или сдачи любого судна в наем по договору о фрахтовании или иначе;
e) договор, который касается перевозки грузов любым судном по договору о фрахтовании или иначе;
f) потеря груза или ущерб, нанесенный грузу, в том числе багажу, который перевозится любым судном;
g) общая авария;
h) морская ссуда;
i) буксировка;
j) лоцманство;
k) поставка товаров или материалов для судна в целях его эксплуатации или технического обслуживания независимо от того, где эта поставка осуществляется;
l) строительство, ремонт или снаряжение судна либо доковые сборы;
m) заработная плата капитанов, офицеров или экипажа;
n) расходы капитана, в том числе расходы грузоотправителей, фрахтовщиков или агентов, которые осуществлены по поручению судна или его владельца;
o) споры, касающиеся права собственности на морское судно;
p) споры между совладельцами любого судна относительно права собственности на это судно, его эксплуатации или доходов от его эксплуатации;
q) ипотека или морской залог любого судна.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…