1 июля 2010 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» относительно упрощения механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования» № 2390-VI (Закон № 2390), который вступил в силу 10 февраля 2011 года. Законом № 2390 были внесены изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года («Закон о государственной регистрации») в части введения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации и прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.
Следует отметить, что длительное время процедура государственной регистрации создания юридических лиц частного права и регистрация физических лиц — предпринимателей была несколько проще, чем процедура государственной регистрации прекращения их существования. Кроме того, законодательство Украины содержало определенные пробелы в вопросе государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования.
Например, не был предусмотрен алгоритм действий государственного регистратора в случае, когда субъекты хозяйствования, в отношении которых было принято судебное решение о ликвидации по основаниям, не связанным с банкротством, не подавали ему в установленный срок соответствующих ликвидационных документов. Также законодательство не содержало норм относительно порядка действий государственного регистратора в случаях, когда ликвидационные документы не поступали от субъектов хозяйствования, которые приняли собственное решение о ликвидации, перестали представлять финансовую отчетность в соответствующие налоговые органы, но ликвидационную деятельность не осуществляют.
В связи с этим на Украине длительное время существовало большое количество субъектов хозяйствования, де-факто прекративших свою деятельность, но де-юре состоявших на учете в соответствующих государственных органах как действующие субъекты хозяйствования. Именно на ликвидацию указанных субъектов хозяйствования направлен Закон № 2390.
Отныне упрощенная процедура государственной регистрации прекращения юридического лица путем ликвидации в соответствии с частью 1 статьи 381 Закона о государственной регистрации будет проводиться государственным регистратором на основании судебных решений двух типов:
1) об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юридического лица, в случаях, предусмотренных Законом, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года (кроме судебного решения о признании юридического лица банкротом);
2) о прекращении юридического лица, не связанном с банкротством, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года, и в случае, если председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор юридического лица в течение 3 лет с даты опубликования в специализированном печатном средстве массовой информации объявления о вынесении судебного решения относительно прекращения юридического лица, не связанного с банкротством, не предоставил государственному регистратору документы, перечень которых предусмотрен действующим законодательством.
При наличии указанных выше оснований государственный регистратор начинает процедуру упрощенной государственной регистрации прекращения юридического лица. С этой целью он вносит в Единый государственный реестр запись о том, что им начат процесс проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации. Одновременно он направляет заказным письмом в органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, ГКЦБФР, фондов социального страхования и председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица уведомление о том, что с соответствующей даты начинается указанный процесс (часть 2 статьи 381 Закона о государственной регистрации).
Указанные выше органы в месячный срок с даты поступления уведомления от государственного регистратора должны прислать ему соответствующие справки об отсутствии или о списании задолженности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) юридического лица или сообщение о наличии налогового долга и невозможности проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица, справку об отсутствии неотмененных выпусков ценных бумаг или сообщение о наличии таких выпусков ценных бумаг юридического лица и невозможности проведения вышеупомянутой процедуры (часть 3 статьи 381 Закона о государственной регистрации).
Следовательно, при упрощенной процедуре государственной регистрации прекращения юридического лица функции ликвидационной комиссии фактически выполняются государственным регистратором. Однако неурегулированным остается вопрос дальнейших действий регистратора в случае получения уведомления о наличии налогового долга или неотмененных выпусков ценных бумаг юридического лица и невозможности проведения вышеупомянутой процедуры.
После поступления указанных выше справок от органов государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, ГКЦБФР, фондов социального страхования государственный регистратор заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица по упрощенной процедуре путем ликвидации и о прекращении действия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица с даты внесения этой записи в Единый государственный реестр (часть 4 статьи 381 Закона о государственной регистрации).
Государственный регистратор вносит запись о приостановлении процесса проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с началом процесса прекращения юридического лица путем его ликвидации на основании:
— поступления от председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица, от органов государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сообщений о принятых мерах по прекращению юридического лица или в случае поступления уведомления соответствующего органа ГКЦБФР о том, что им начата процедура приостановления обращения или отмены регистрации выпуска ценных бумаг юридического лица;
— поступления от заинтересованных органов, кредиторов юридического лица уведомлений о возражении ими против осуществления упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения такого юридического лица путем его ликвидации.
В случае поступления государственному регистратору уведомлений от указанных выше лиц о снятии возражений относительно проведения данной процедуры или в случае непрекращения юридического лица путем ликвидации в течение 1 года с даты внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении процесса проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица государственный регистратор повторно начинает упрощенную процедуру государственной регистрации прекращения юридического лица в порядке, определенном частью 5 статьи 381 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, заинтересованные лица могут сколько угодно блокировать прекращение юридического лица, отправляя государственному регистратору указанные выше сообщения и уведомления, являющиеся основанием для приостановления проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица сроком на 1 год. Следовательно, этот процесс может длиться бесконечно.
Похожим выглядит и порядок проведения государственным регистратором упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, определенный в статье 491 Закона о государственной регистрации.
Несмотря на некоторые недостатки Закона о государственной регистрации с изменениями, внесенными Законом № 2390, введение упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования имеет положительное значение.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что согласно пунктам 3, 4 Заключительных и переходных положений Закона № 2390 все юридические лица и физические лица — предприниматели, созданные и зарегистрированные до 1 июля 2004 года, обязаны до 10 февраля 2012 года подать государственному регистратору регистрационную карточку для включения сведений о них в Единый государственный реестр и для замены свидетельств об их государственной регистрации на свидетельства о государственной регистрации единого образца или для получения таких свидетельств. Свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, оформленные с использованием бланков старого образца и выданные до 1 июля 2004 года, после 10 февраля 2012 года считаются недействительными.
ГАЙДАЙ Наталия — юрист ЮФ «Антика», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…