Сразу за «праздником весны» в нашем государстве последовал своеобразный «праздник кредитора». 9 марта вступили в силу изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве». Возможно, мало кто вспомнит, но данная законодательная инициатива была подготовлена Министерством юстиции Украины, а основная цель сего документа — совершенствование процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц) и повышение правового и социального статуса работников органов государственной исполнительной службы (ГИС).
Сейчас же общественно-популярные средства массовой информации нагнетают паническое настроение среди обывателей-должников. В принципе, должникам есть от чего впасть в отчаяние: госисполнители получают доступ к базам данных и реестрам для выявления информации о должнике, его имуществе, средствах; из-за долгов может не состояться заграничная поездка
(в том числе и для директора предприятия-должника по зарплатам); есть перспектива лишиться жилья (причем за долг свыше 10 размеров минимальной заработной платы); за неисполнение требований госисполнителя возможен штраф.
Изменения имеют два кардинальных направления — государственный исполнитель получает новый, более самостоятельный статус, а роль должника, в общем, сводится к непрепятствованию работе государственного исполнителя.
Если раньше статус должника давал законные возможности для уклонения от исполнения судебных решений (действия исполнителя согласовывались с должником), теперь же у должника осталась возможность лишь судебного обжалования.
Государственный исполнитель может самостоятельно оценивать имущество, накладывать на него арест, обращаться в суд для установления временного ограничения в праве выезда должника за границу, уведомлять трудовые коллективы и общественность по месту проживания должника о нарушении им требований законодательства об исполнительном производстве, а также в случае необходимости привлекать так называемых коллекторов за счет авансового взноса взыскателя.
Ели вернуться от общественного резонанса к профессиональному обсуждению, то становятся заметны иные детали вступления в силу последних изменений. Основная загвоздка для государственных исполнителей — несоответствие Инструкции о проведении исполнительных действий новой редакции Закона «Об исполнительном производстве». Теория государства и права не оставляет сомнений — закон должен иметь приоритетное значение, однако как будут исполнять «по-новому» рядовые исполнители — вот в чем вопрос.
Заместитель министра юстиции Украины — директор Департамента государственной исполнительной службы Геннадий Стадник так комментирует несоответствие отдельных положений Инструкции новой редакции Закона: «Поскольку Инструкция о проведении исполнительных действий является подзаконным нормативно-правовым актом, она после вступления в силу изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» действует в части, не противоречащей этому Закону. На данное время Департаментом государственной исполнительной службы ведется работа относительно приведения Инструкции о проведении исполнительных действий в соответствие с указанным Законом».
Логичным кажется, если государственные исполнители получают больше самостоятельности, значит — должны быть изменены требования к кандидатам на эту должность. Г-н Стадник отмечает, что Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)» наряду с другими также внесены изменения в Закон Украины «О государственной исполнительной службе» в части требований к государственным исполнителям. Кроме того, статьей 83 Закона Украины «Об исполнительном производстве» четко урегулирован вопрос контроля действий государственного исполнителя. Отмеченные законодательные нормы обеспечивают надлежащее выполнение государственными исполнителями своих обязанностей и обеспечат защиту прав и интересов сторон исполнительного производства, уверен Геннадий Стадник.
Отметим, что в новой редакции Закона, а именно: в части 2 статьи 8 — указываются требования к государственным исполнителям, в частности — наличие юридического образования, гражданства Украины, владение государственным языком и способность по своим качествам (личным и деловым) исполнять возложенные на него обязанности.
Высшее юридическое образование и стаж юридической работы не обязателен для государственных исполнителей отдела принудительного исполнения решений Департамента ГИС Министерства юстиции, государственных исполнителей отдела принудительного исполнения решений управления ГИС Главного управления юстиции Минюста в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, гг. Киеве и Севастополе, главных государственных исполнителей, старших государственных исполнителей, государственных исполнителей районного, районного в городе, городского (города областного значения), горрайонного отдела ГИС.
Контроль над своевременностью, правильностью и полнотой исполнения решений осуществляется непосредственным начальником государственного исполнителя и руководителем вышестоящего органа ГИС (в случае выявления нарушения требований закона дает поручение начальнику отдела, которому непосредственно подчинен госисполнитель, относительно признания недействительным акта или обязательства осуществить исполнительные действия).
Осуществлять проверку законности исполнительного производства, согласно статье 84 новой редакции Закона, имеют право:
— директор Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины и его заместители — относительно исполнительного производства, которое находится на исполнении в любом структурном подразделении органов ГИС;
— заместители начальника Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главного управления юстиции в области, гг. Киеве и Севастополе — начальники управлений государственной исполнительной службы, их заместители — относительно исполнительного производства, которое находится на исполнении в отделе принудительного исполнения решений этих управлений и районных, городских (городов областного значения), районных в городах отделах государственной исполнительной службы, подчиненных указанным управлениям юстиции.
Насколько эффективным будет запрет на выезд должников с территории Украины? Геннадий Стадник объясняет механизм действия запрета: «Принятым Законом «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)» предусмотрено право государственного исполнителя обращаться в суд с представлением о временном запрете должнику в выезде за пределы Украины — до исполнения им обязательств по исполнительному документу (статья 11 Закона). Кроме того, Гражданский процессуальный кодекс Украины дополнен статьей 3771, которая определяет порядок рассмотрения указанных представлений государственного исполнителя. Таким образом, запрет должнику права выезда за пределы Украины устанавливается судебным решением и действует до момента погашения им задолженности по исполнительному документу.
Однако, как кажется, одной из проблем может оказаться своевременность внесения изменений в списки «невыездных», в частности — исключения из этого списка в случае погашения задолженности.
Геннадий Стадник напоминает, что перечень имущества должника, на которое не может быть обращено взыскание, определен приложением к Закону Украины «Об исполнительном производстве». «Кроме того, статьей 52 этого Закона запрещено обращение взыскания на единственное жилье должника по долгам, которые не превышают десяти минимальных размеров заработной платы. В других случаях должник отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом», — отмечает г-н Стадник.
Хотя институт банкротства физического лица в государстве не закреплен на законодательном уровне, во многом, благодаря новой редакции Закона «Об исполнительном производстве», можно говорить об определенных шагах в этом направлении — во всяком случае, в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно банкротства физического лица) № 4273 (проект не поддержан народными депутатами год назад) речь шла о сходных механизмах «влияния» на должника.
Представляется, что новая редакция Закона «Об исполнительном производстве» может добавить работы юристам. Реальная угроза потерять свое имущество окажется стимулом к обращению как минимум за консультацией профессионала. Кроме этого, ограничение для кредитора касательно обжалования действий госисполнителя исключительно в судебном порядке может подтолкнуть должников в сторону профессионалов.
Однако Геннадий Стадник отмечает, что изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве», в первую очередь, были приняты с целью повышения эффективности работы органов государственной исполнительной службы и обеспечения защиты прав взыскателя.
Приложением к Закону Украины «Об исполнительном производстве», как известно, определяется перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В новой редакции Закона этот перечень изменений не претерпел. Государство, как и прежде, гарантирует каждому право на носильные вещи и предметы домашнего обихода: одежду (в регламентированном количестве), спальное место и постель, продукты и топливо.Интересней обстоит дело с таким пунктом, как «Инструменты, необходимые для личных профессиональных занятий (швейные, музыкальные и другие)». Антикварный музыкальный инструмент вполне попадает под эту категорию, хотя его стоимость может быть сопоставима со стоимостью всего остального имущества должника-музыканта. К тому же «инструментом, необходимым для личных профессиональных занятий», например, водителя такси, может оказаться его автомобиль.
Не менее интересна и категория «Детские вещи». Законодатель не конкретизирует, что именно входит в это определение, императивно устанавливая, что обращать взыскание нельзя на «все детские вещи». При широком толковании к «детским вещам» можно отнести и драгоценности, подаренные ребенку, и автомобиль…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…