Административная юстиция — это система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления. В более узком понимании данного термина — это особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления — с другой.
Следует отметить, что административное судопроизводство в последние десятилетия все более обособляется во многих странах, в том числе постсоциалистических, превращаясь в особую систему, возглавляемую национальным верховным или высшим административным судом.
О становлении и сравнительном анализе административного права на примерах различных государств можно ознакомиться в издании «Развитие административной юстиции в странах бывшего Советского Союза» под авторством Романа Куйбиды и Виктора Тимощука. Эта книга издана Центром политико-правовых реформ при финансовой поддержке координатора проектов ОБСЕ на Украине.
Книга является первым сравнительно-правовым обзором систем административной юстиции во всех 15 государствах — республиках бывшего СССР. Информация размещена по странам в разрезе таких вопросов: правовое регулирование (законодательные акты); институционная основа (суды, их компетенция и подсудность); процессуальная основа (особенности судопроизводства по административным делам). С учетом прямого влияния на административное судопроизводство значительное внимание в исследовании уделено также и вопросам административной процедуры.
Авторы книги отмечают, что практически во всех странах — бывших республиках СССР сфера административной юстиции регулируется конституциями, законами (кодексами) о судоустройстве и процессуальными кодексами. Также судопроизводство по административным делам может регулировать специальный закон (Закон «Об обжаловании в суде действий и решений, которые нарушают права и свободы граждан» в России) или закон об административной процедуре (Кодекс об административной процедуре в Таджикистане).
Анализ опыта бывших советских республик в данной сфере позволяет выделить две основные категории: государства, в которых приняты отдельные административно-процессуальные законы и которые отказались от полного регулирования административного судопроизводства в рамках гражданского процесса (Литва, Эстония, Латвия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан), и государства, у которых административное судопроизводство осуществляется в рамках гражданского процесса или его разновидностей (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан).
Отличительной чертой первой категории является полнота правового регулирования, которое максимально учитывает специфику публично-правовых споров.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…