Даже самый лучший партнер юридической фирмы — не всегда хороший администратор, либо, что вероятнее, ему просто не хватает времени на полноценное управление фирмой как бизнесом. В мелких и средних юридических фирмах, не уделяющих надлежащего внимания вопросам управления, как правило, обнаруживается ряд системных просчетов, затрудняющих развитие бизнеса: нет бизнес-плана и маркетингового плана, управление оборотным капиталом происходит в режиме постоянного кризиса, оценивание рынка и управление носит спонтанный характер. Юрфирмы, относящиеся к крупным либо стремящиеся стать таковыми, вводят в штат должность исполнительного директора, «закрывающего» административную составляющую фирмы.
Наличие исполнительного директора в украинской юридической фирме говорит как минимум о нескольких фактах. Во-первых, в компании солидный, по нашим масштабам, партнерский состав: семь—девять партнеров (а то и больше); во-вторых, все партнеры предпочитают заниматься исключительно юридической практикой (а не административными функциями); в-третьих, фирма не оставляет за бортом мировой опыт управления юридическим бизнесом.
Как правило, юридические фирмы эволюционируют, дорастают до найма внешних управленцев, не задействованных
в предоставлении юридических услуг. Хотя существуют и противоположные примеры — привлечение исполнительного директора с четко очерченным кругом полномочий предусмотрено уже на этапе создания фирмы.
Откровенно говоря, украинские юрфирмы пока что «растут», и исполнительный директор, скорее, исключение, чем правило, да и объективно далеко не все юридические фирмы в нашей стране нуждаются в наемных менеджерах. Довольно часто от партнеров юрфирм можно услышать, что они не могут доверить управление своей компанией наемному работнику (который не заинтересован в развитии бизнеса), либо говорят, что у них самих прекрасно получается руководить компанией. Некоторые руководители полагают, что жизнеобеспечение офиса можно доверить офис-менеджеру, а функции исполнительного директора оставляют за собой. А другие распределяют процессы, требующие администрирования, между юристами фирмы (необязательно партнерского уровня) с перспективой их замены профессиональными менеджерами. Всегда остается возможность передачи достаточно обширного круга административных вопросов на аутсорсинг.
Приведем для наглядности два объявления юридических фирм о найме директора: в одну компанию в г. Донецке требуется директор с опытом работы 1-2 года (не указано, в какой сфере), имеющий высшее образование (тоже не указано, какое именно); в другую, одесскую, к потенциальному директору выдвинуты более конкретные требования: высшее юридическое образование, опыт работы не менее 3—5 лет на должности начальника юридического отдела в крупной компании или директора (заместителя директора) юридической фирмы, а при отличных результатах работы возможно введение в партнеры (с соответствующим распределением прибыли). Конечно, нельзя назвать два объявления репрезентативными, однако вывод о том, что директором юрфирмы профессионального менеджера видят далеко не все, сделать можно.
В любом случае, вопросы стратегического планирования, работы с клиентами и, безусловно, управления профессиональной деятельностью юристов всегда остаются в прямом ведении партнеров-собственников бизнеса — основных генераторов идей и денежных потоков в юридической фирме. Задача исполнительного директора — организовать работу вспомогательных направлений: бухгалтерия, финансы, работа с дебиторской задолженностью, маркетинг…
Следует помнить, что до 15 % времени управляющего партнера занимает осуществление административных функций. Соответственно, он вынужден меньше заниматься практикой, либо его ежедневная нагрузка достаточно ощутимо возрастает. В материальном выражении это ведет к снижению финансовой эффективности такого партнера. Альтернативное использование рабочего времени партнера, к примеру, для целей юридического маркетинга и привлечения новых клиентов и, в меньшей степени, новых юристов, продуцирует увеличение работы юрфирмы в целом, принося, таким образом, доход, не только покрывающий расходы на оплату услуг профессионального наемного менеджера, но и обеспечивающий дополнительную прибыль юрфирме. То есть фирмы, освободившие партнеров от исполнения административных функций, получат конкурентное преимущество на рынке юридических услуг.
Наличие в фирме исполнительного директора закономерно поднимает вопрос распределения сфер ведения управляющего партнера (партнерского совета) и администратора, особенностей их взаимодействия. Универсального рецепта не существует — все зависит от личностей партнеров, структуры бизнеса, философии фирмы. Как правило, речь идет лишь о неких вехах, принципиальных вопросах, однозначно относящихся к компетенции той или иной стороны. К примеру, создание стратегии фирмы — задача управляющего партнера (партнеров), а плана ее реализации — исполнительного директора. Важно сохранять границу между профессией юриста и юридическим бизнесом. В последнем случае больше зависит от исполнительного директора, администратора.
Наемный менеджер — важный элемент юридического бизнеса, отвечающий за воплощение в жизнь стратегических планов развития фирмы, обеспечивающий back‑ground юридической команды. При этом он должен быть готов к вмешательству со стороны собственников бизнеса еще и потому, что партнеры знают бизнес лучше, а большинство из них, кроме того, прошли административную школу (необязательно положительную), когда работали без исполнительного директора. Возможностей у исполнительного директора «сыграть» на партнерской территории значительно меньше, в лучшем случае он имеет право совещательного голоса, но мнение зарекомендовавшего себя высокопрофессионального администратора обязательно будет выслушано.
Ну, и в заключение. По статистике, бюрократический аппарат, будучи однажды запущенным, имеет тенденцию к увеличению на 20—25 % ежегодно, и, наняв однажды профессионального менеджера, того же исполнительного директора, в скором времени юрфирма получит полноценный штат администраторов, содержать которых на определенном этапе просто нецелесообразно.
Вячеслав КОРЧЕВ,
управляющий партнер МЮФ Integrites
— Безусловно, как и любому управленцу, СЕО нужна свобода в принятии решений, но эта свобода должна быть заранее оговорена в контексте общей стратегии развития компании.
СЕО должен иметь полное понимание бизнеса, в котором он работает, и в этом ему не обойтись без помощи партнеров, которые гораздо лучше понимают специфику бизнеса. Поскольку обе стороны (СЕО и партнеры) взаимозависимы в силу специфики исполняемых обязанностей, то решения должны приниматься коллегиально.
Евгения РУЖЕНЦЕВА,
исполнительный директор АО «С.Т. Партнерс»
— В адвокатском объединении «С.Т. Партнерс» потребность в услугах наемного менеджера, в данном случае исполнительного директора, обусловлена занятостью партнеров компании в судебных делах и прочих процессах, связанных с обслуживанием клиентов. Если в крупной юридической фирме с «партнерским штатом» в несколько человек отдельные учредители могут позволить себе выполнение сугубо представительских функций, как-то: участие в профессиональных мероприятиях, налаживание связей с потенциальными клиентами и др. — то в нашей компании оба партнера считают своим долгом личное участие в крупных судебных процессах и в ведении большинства дел клиентов. Поэтому для максимальной «разгрузки» партнеров от решения текущих административных, организационных задач еще в самом начале деятельности, три года тому назад, было принято решение назначить на должность исполнительного директора наемного менеджера.
Данил ГЕТМАНЦЕВ,
почетный президент ЮК Jurimex
— Мы никогда не рассматривали возможность привлечения на должность руководителя не юриста. Специфика юридического бизнеса очень глубока. Глубока настолько, что для овладения управленческими знаниями в этой сфере совсем недостаточно простого инструктажа. Идеальный вариант — это путь, который прошел руководитель от простого юриста. Такой руководитель знает нюансы работы, его трудно обмануть, навязать неверное решение. Хотя, конечно, уровень юридического профессионализма обратно пропорционален движению юриста по карьерной лестнице.
Так или иначе, мы не предполагали и не предполагаем рассматривать возможность для привлечения не юриста на руководящую должность. Хотя на определенных административных должностях среднего звена использование не юристов является вполне эффективным (например, маркетинг).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…