Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг относится установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом.
Запомните эти две ключевые фразы: «полномочия органа местного самоуправления» и «в соответствии с Законом». Ведь акцент на них и будет первостепенным в решении спора относительно государственного регулирования установления предельных цен за проживание в общежитии.
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» в зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на:
1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотвод, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.п.);
2) услуги по содержанию домов и сооружений, придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т.п.);
3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансосодержание, заключение договоров на выполнение услуг, контроль договора и т.п.);
4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности несущих элементов конструкций и т.п.).
Предлагаю рассмотреть следующую ситуацию. В 2006 году Государственная инспекция по контролю за ценами приняла решение, которым в отношении ОАО определены экономические санкции за нарушение государственной дисциплины цен в виде взыскания в Государственный бюджет Украины суммы в размере 90 000 грн и штрафа в размере 180 000 грн.
Согласно выводам акта проверки, ОАО в нарушение требований распоряжений государственной администрации «Об установлении тарифов на производство тепловой энергии и жилищно-коммунальные услуги для населения» и «Об установлении предельных размеров платы за проживание в общежитиях граждан» излишне взималась плата за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 6500 грн при расчетах с жильцами общежития, занимающими отдельные комнаты; а с жильцов, не работающих на заводе и проживающих на основании договоров аренды имущества, излишне взималась плата за пользование койко-местом, в сумме составившая 83 500 грн. Всего сумма необоснованно полученной истцом выручки вследствие завышения платы за жилищно-коммунальные услуги составляет 90 000 грн.
Распоряжением государственной администрации «Об установлении предельных размеров платы за проживание в общежитиях граждан» установлены предельные размеры платы — до 28 грн.
В случае установления подомовых средств учета горячей и холодной воды и проведения расчетов по их показаниям плата за койко-место в месяц соответственно уменьшается.
ОАО при расчетах с жильцами общежития, занимающими отдельные комнаты, взималась квартплата в размере, завышенном от 1,11 до 2 раз. При расчетах за холодное водоснабжение и водоотвод применялась плата в размере 4,51 грн на 1 лицо вместо проведения расчетов по показаниям подомового счетчика холодной воды.
ОАО заключало договоры аренды жилья с гражданами, не являющимися работниками ОАО, в соответствии с которыми ОАО передает во временное срочное платное пользование жилую площадь одного койко-места и установлена плата за аренду в размере 210 грн в месяц, то есть без учета требований распоряжения городской государственной администрации.
Согласно статьям 128, 129 Жилищного кодекса УССР и статьям 9, 10 Примерного положения об общежитиях, жилая площадь в общежитии предоставляется по общему решению администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной или другой общественной организации и соответствующего профсоюзного комитета и комитета комсомола. На основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации выдает гражданину специальный ордер, являющийся единственным основанием для вселения на предоставленную жилую площадь.
В соответствии со статьей 810 Гражданского кодекса Украины (ГК) по договору найма (аренды) жилья одна сторона — владелец жилья (наймодатель) передает или обязуется передать второй стороне (нанимателю) жилье для проживания в нем на определенный срок за плату.
Статья 820 ГК содержит порядок определения платы за пользование жильем. В соответствии с данной статьей размер платы за пользование жильем устанавливается в договоре найма жилья. Если законом установлен максимальный размер платы за пользование жильем, плата, установленная в договоре, не может превышать этот размер.
Распоряжением городской государственной администрации «Об установлении предельных размеров платы за проживание в общежитиях граждан» установлено, что в случае, когда граждане проживают в общежитии одной организации (предприятия), а работают в другой, плата за проживание в общежитии осуществляется ими в порядке, предусмотренном пунктами 1—4 примечания к этим предельным размерам платы за проживание в общежитиях граждан. Разницу между расходами на содержание общежития и платой за проживание владельцу общежития компенсирует то предприятие, учреждение, организация, где работают проживающие, на договорных началах.
С одной стороны, можно прийти к выводу, что:
1) законодательством Украины установлен специальный порядок использования таких жилых домов, как общежития;
2) распоряжением городской государственной администрации установлены предельные размеры платы за проживание в общежитиях граждан, а потому плата, установленная в договоре найма (аренды) жилья, не может превышать этот размер;
3) ни один нормативный акт не ставит размеры платы за проживание в общежитиях в зависимость от оснований проживания в них граждан, как-то: ордер или договор найма жилья;
4) распоряжение государственной администрации, зарегистрированное в городском управлении юстиции, является нормативно-правовым актом, частью законодательства Украины, поскольку именно Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» определено полномочие органов местного самоуправления относительно установления цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги (из которых и составляется размер платы за пользование жильем в общежитиях), а потому в данном случае, учитывая специфику правового статуса общежитий, подлежит применению часть 2 статьи 820 ГК.
Впрочем, есть и другое мнение по данному поводу. Так, частью 1 статьи 820 ГК определено, что плата, установленная в договоре, не может превышать этот размер, если максимальный размер платы за пользование жильем установлен именно законом.
Следует обратить внимание на то, что распоряжение городской государственной администрации не является законом в понимании положений Конституции Украины, поскольку принятие законов является исключительным полномочием Верховного Совета Украины, то есть не может устанавливать максимальный размер платы за пользование жильем в соответствии с частью 1 статьи 820 ГК.
Таким образом, вышеупомянутые выводы о получении ОАО необоснованной выручки за жилищно-коммунальные услуги и штрафа сделаны с нарушением норм права, без учета при анализе обязательности именно законодательного установления тарифов, а не распоряжениями местной администрации. Кроме правомерного применения санкции о взыскании 6500 грн (излишне взималась плата за жилищно-коммунальные услуги при расчетах с жильцами общежития, занимающими отдельные комнаты) (постановление ВАСУ от 18 сентября 2008 года по делу № К-20638/07).
Сразу возникает вопрос: правомерны ли такие распоряжения, которые принимались в других областях, и даже данное?.. То есть областная или городская в Киеве государственная администрация не уполномочена устанавливать максимальный размер платы за пользование жильем (общежитием)?
Напомню, что законом на данный момент такие тарифы также не утверждаются. Значит, в такой ситуации существует приоритет и императивность именно договорных цен между владельцем и жильцами общежития. Это невыгодно для жильцов, но предприятие может покрыть свои расходы на общежитие и его капитальный ремонт, которые зачастую убыточны.
В соответствии с вышеупомянутым постановлением КМУ № 1548 от 25 декабря 1996 года с внесенными изменениями от 26 марта 2008 года право устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях граждан Украины, лиц без гражданства и иностранцев, которые занимают помещения, находящиеся в общем пользовании лиц, не пребывающих в семейных отношениях, предоставлено облгосадминистрации. Получается, что и данное постановление КМУ не отвечает пункту 1 статьи 820 ГК, где предусмотрено, что лишь законом могут быть установлены предельные размеры.
Таким образом, практика установлена именно такая. А соответствует ли она нормам закона, я думаю, должен ответить Верховный Суд Украины. То есть установить, какая норма имеет приоритет для применения — ГК или Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»? Можно ли считать данный Закон специальным в этих правоотношениях в связи с коллизией норм?
Хочу напомнить читателям еще одно дело, хотя решение выносилось до вступления ГК в силу. Так, в решении КСУ есть несколько интересных моментов, которые актуальные и сейчас.
В пункте 3 решения от 10 февраля 2000 года (дело о ценах и тарифах на жилищно-коммунальные и другие услуги) указано следующее. Внося изменения в Закон Украины «О ценах и ценообразовании», парламент запретил повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, которые предоставляются гражданам Украины (часть 2 статьи 5), и определил, что оплата за эти виды услуг осуществляется по ценам и тарифам, установленным соответственно Кабинетом Министров Украины, Национальной комиссией по вопросам регулирования электроэнергетики Украины, другими центральными и местными органами исполнительной власти по состоянию на 1 июня 1998 года (пункт 2 раздела II «Заключительные положения»).
В отдельном мнении к этому решению КСУ судья Корниенко М. отмечает следующее. Органы, которые в соответствии с Законом имеют право регулировать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, в частности, Кабинет Министров Украины, местные государственные администрации, исполнительные органы советов, в определенной степени являются естественными монополистами в деле предоставления таких услуг, поскольку именно они управляют объектами государственной и коммунальной собственности. Таким образом, и в отношении этих органов нужны соответствующие сдерживающие факторы и противовесы.
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический Дом «Защита», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…