О коллизиях при оплате общежития — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (658) » О коллизиях при оплате общежития

О коллизиях при оплате общежития

Рубрика Тема номера

Что включает в себя плата за проживание в общежитии

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Ук­раины «О жилищно-коммунальных услугах», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг относится установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом.

Запомните эти две ключевые фразы: «полномочия органа местного само­управления» и «в соответствии с Законом». Ведь акцент на них и будет первостепенным в решении ­спора относительно государственного регулирования установления предельных цен за проживание в общежитии.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» в зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на:

1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотвод, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.п.);

2) услуги по содержанию домов и сооружений, придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т.п.);

3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансосодержание, заключение договоров на выполнение услуг, контроль договора и т.п.);

4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности несущих элементов конструкций и т.п.).

Проверка расценок инспекцией по ценам

Предлагаю рассмотреть следующую ситуацию. В 2006 году Государственная инспекция по контролю за ценами приняла решение, которым в отношении ОАО определены экономические санкции за нарушение государственной дисциплины цен в виде взыскания в Государственный бюджет Украины суммы в размере 90 000 грн и штрафа в размере 180 000 грн.

Согласно выводам акта проверки, ОАО в нарушение требований распоряжений государственной администрации «Об установлении тарифов на производство тепловой энергии и жилищно-коммунальные услуги для населения» и «Об установлении предельных размеров платы за проживание в общежитиях граждан» излишне взималась плата за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 6500 грн при расчетах с жильцами общежития, занимающими отдельные комнаты; а с жильцов, не работающих на заводе и проживающих на основании договоров аренды имущества, излишне взималась плата за пользование койко-местом, в сумме составившая 83 500 грн. Всего сумма необоснованно полученной истцом выручки вследствие завышения платы за жилищно-коммунальные услуги составляет 90 000 грн.

Расценки платы за общежитие на примере 2006 года

Распоряжением государственной администрации «Об установлении предельных размеров платы за проживание в общежитиях граждан» установлены предельные размеры платы — до 28 грн.

В случае установления подомовых средств учета горячей и холодной воды и проведения расчетов по их показаниям плата за койко-место в месяц соответственно уменьшается.

ОАО при расчетах с жильцами общежития, занимающими отдельные комнаты, взималась квартплата в размере, завышенном от 1,11 до 2 раз. При расчетах за холодное водоснабжение и водоотвод применялась плата в размере 4,51 грн на 1 лицо вместо проведения расчетов по показаниям подомового счетчика холодной воды.

ОАО заключало договоры аренды жилья с гражданами, не являющимися работниками ОАО, в соответствии с которыми ОАО передает во временное срочное платное пользование жилую площадь одного койко-места и установлена плата за аренду в размере 210 грн в месяц, то есть без учета требований распоряжения городской государственной администрации.

Установление максимального размера оплаты

Согласно статьям 128, 129 Жилищного кодекса УССР и статьям 9, 10 Примерного положения об общежитиях, жилая площадь в общежитии предоставляется по общему решению администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной или другой общественной организации и соответствующего проф­союзного комитета и комитета комсомола. На основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации выдает гражданину специальный ордер, являющийся единственным основанием для вселения на предоставленную жилую площадь.

В соответствии со статьей 810 Гражданского кодекса Украины (ГК) по договору найма (аренды) жилья одна сторона — владелец жилья (наймодатель) передает или обязуется передать второй стороне (нанимателю) жилье для проживания в нем на определенный срок за плату.

Статья 820 ГК содержит порядок определения платы за пользование жильем. В соответствии с данной статьей размер платы за пользование жильем устанавливается в договоре найма жилья. Если законом установлен максимальный размер платы за пользование жильем, плата, установленная в договоре, не может превышать этот размер.

Распоряжением городской государственной администрации «Об установлении предельных размеров платы за проживание в общежитиях граждан» установлено, что в случае, когда граждане проживают в общежитии одной организации (предприятия), а работают в другой, плата за проживание в общежитии осуществляется ими в порядке, предусмотренном пунктами 1—4 примечания к этим предельным размерам платы за проживание в общежитиях граждан. Разницу между расходами на содержание общежития и платой за проживание владельцу общежития компенсирует то предприятие, учреждение, организация, где работают проживающие, на договорных началах.

Два взгляда на дело

С одной стороны, можно прийти к выводу, что:

1) законодательством Украины установлен специальный порядок использования таких жилых домов, как общежития;

2) распоряжением городской государственной администрации установлены предельные размеры платы за проживание в общежитиях граждан, а потому плата, установленная в договоре найма (аренды) жилья, не может превышать этот размер;

3) ни один нормативный акт не ставит размеры платы за проживание в общежитиях в зависимость от оснований проживания в них граждан, как-то: ордер или договор найма жилья;

4) распоряжение государственной администрации, зарегистрированное в городском управлении юстиции, является нормативно-правовым актом, частью законодательства Украины, поскольку именно Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» определено полномочие органов местного самоуправления относительно установления цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги (из которых и составляется размер платы за пользование жильем в общежитиях), а потому в данном случае, учитывая специфику правового статуса общежитий, подлежит применению часть 2 статьи 820 ГК.

Впрочем, есть и другое мнение по данному поводу. Так, частью 1 статьи 820 ГК определено, что плата, установленная в договоре, не может превышать этот размер, если максимальный размер платы за пользование жильем установлен именно законом.

Следует обратить внимание на то, что распоряжение городской государственной администрации не является законом в понимании положений Конституции Украины, поскольку принятие законов является исключительным полномочием Верховного Совета Украины, то есть не может устанавливать максимальный размер платы за пользование жильем в соответствии с частью 1 статьи 820 ГК.

Таким образом, вышеупомянутые выводы о получении ОАО необоснованной выручки за жилищно-коммунальные услуги и штрафа сделаны с нарушением норм права, без учета при анализе обязательности именно законодательного установления тарифов, а не распоряжениями местной администрации. Кроме правомерного применения санкции о взыскании 6500 грн (излишне взималась плата за жилищно-коммунальные услуги при расчетах с жильцами общежития, занимающими отдельные комнаты) (постановление ВАСУ от 18 сентября 2008 года по делу № К-20638/07).

Выводы и размышления о настоящем

Сразу возникает вопрос: правомерны ли такие распоряжения, которые принимались в других областях, и даже данное?.. То есть областная или городская в Киеве государственная администрация не уполномочена устанавливать максимальный размер платы за пользование жильем (общежитием)?

Напомню, что законом на данный момент такие тарифы также не утверждаются. Значит, в такой ситуации существует приоритет и императивность именно договорных цен между владельцем и жильцами общежития. Это невыгодно для жильцов, но предприятие может покрыть свои расходы на общежитие и его капитальный ремонт, которые зачастую убыточны.

В соответствии с вышеупомянутым постановлением КМУ № 1548 от 25 декабря 1996 года с внесенными изменениями от 26 марта 2008 года право устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях граждан Украины, лиц без гражданства и иностранцев, которые занимают помещения, находящиеся в общем пользовании лиц, не пребывающих в семейных отношениях, предоставлено облгосадминистрации. Получается, что и данное постановление КМУ не отвечает пункту 1 статьи 820 ГК, где предусмотрено, что лишь законом могут быть установлены предельные размеры.

Таким образом, практика установлена именно такая. А соответствует ли она нормам закона, я думаю, должен ответить Верховный Суд Украины. То есть установить, какая норма имеет приоритет для применения — ГК или Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»? Можно ли считать данный Закон специальным в этих правоотношениях в связи с коллизией норм?

Хочу напомнить читателям еще одно дело, хотя решение выносилось до вступления ГК в силу. Так, в решении КСУ есть несколько интересных моментов, которые актуальные и сейчас.

В пункте 3 решения от 10 февраля 2000 года (дело о ценах и тарифах на жилищно-коммунальные и другие услуги) указано следующее. Внося изменения в Закон Украины «О ценах и ценообразовании», парламент запретил повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, которые предоставляются гражданам Украины (часть 2 статьи 5), и определил, что оплата за эти виды услуг осуществляется по ценам и тарифам, установленным соответственно Кабинетом Министров Украины, Национальной комиссией по вопросам регулирования электроэнергетики Украины, другими центральными и местными органами исполнительной власти по состоянию на 1 июня 1998 года (пункт 2 раздела II «Заключительные положения»).

В отдельном мнении к этому решению КСУ судья Корниенко М. отмечает следующее. Органы, которые в соответствии с Законом имеют право регулировать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, в частности, Кабинет Министров Украины, местные государственные администрации, исполнительные органы советов, в определенной степени являются естественными монополистами в деле предоставления таких услуг, поскольку именно они управляют объектами государственной и коммунальной собственности. Таким образом, и в отношении этих органов нужны соответствующие сдерживающие факторы и противовесы.

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический Дом «Защита», г. Харьков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Неохотное применение

Актуальный документ

Взыскание процентов по облигациям

Государственная практика

Судам закон подписан

Деловая практика

Налоговые новшества

Увеличение валовых расходов

Законодательная практика

Строительная дисциплина

Комментарии и аналитика

Бремя доказывания в налоговых спорах

Неделя права

Dream Town отсудили

Как избрать председателя?

Омбудсмен за адвокатов

Виктор Кривенко празднует 55-летие

Первое дело по новым правилам

Остаток в КСУ

Новости делового мира

Деятельность без лицензии

Замена свидетельства о включении в госреестр финучреждений

Основания для аннулирования лицензии

Новости законотворчества

Хоздеятельность в явочном порядке

Гарантии права на обращение

Перевозчиков могут обязать проверять наличие виз у пассажиров

Новости из зала суда

В деле об отрицании Голодомора судья взяла самоотвод

Иск ДК «Укртрансгаз» вернули для повторного рассмотрения

Минтранссвязи обязано прекратить препятствование проведению работ

Новости из-за рубежа

Отказ от взяток при помощи самовнушения

В США разрешили взламывать iPhone

Человек имеет право на чистую воду

Новости профессии

Одесская юридическая академия стала университетом

Президент Украины вручил награды юристам

Кандидатам в адвокаты взнос не возвращается

О. Колинько назначена заместителем Генпрокурора

Новости юридических фирм

ЮФ «Центр правового консалтинга» — советник ЗАО «Трансмонолит»

ЮФ «Шонхерр» выступила советником Generali Holding Vienna AG

МЮК «Александров и Партнеры» консультировала по вопросу приобретения офисно-складского комплекса

Позиция

Защитник свидетеля

Реестр событий

«Первый пошел»

Принять, а потом — изменить

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Вопросы подсудности

Судебные решения

Об отчуждении комнат в коммунальных квартирах

О правовых основаниях проживания в общежитии

О пределах исковых требований

Тема номера

Подводные камни приватизации жилья

О коллизиях при оплате общежития

Частная практика

Не те 40 градусов

Юридический форум

Третейский вопрос

Інші новини

PRAVO.UA