О своем видении истоков у процессов, происходящих в системе юробразования, рассказала старший партнер юридической фирмы «ИНЮРПОЛИС», профессор кафедры хозяйственного права Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого Елена Кибенко.
— Можно ли, по Вашему мнению, говорить о том, что целевая ориентированность абитуриента на поступление на юридическую специальность стала низкой?
— Не могу говорить обо всей Украине, но в рамках НЮАУ им. Ярослава Мудрого этого пока не наблюдается. Мне кажется, что новые условия приема немного повлияли на уровень подготовленности студентов первого курса. Раньше, когда абитуриенты сдавали основы государства и права в качестве вступительного экзамена, они в процессе подготовки уже получали определенный объем знаний о праве. Сейчас же студенты приходят на первый курс «абсолютно стерильными». Впрочем, серьезной проблемы я тут не вижу.
— Какие положительные моменты можно отметить в связи с введением Болонского процесса в систему юробразования?
— Даже когда система уже отлажена, к ее новым параметрам нужно привыкнуть. Именно это происходит в системе украинского высшего образования в связи с переходом к Болонской системе. Возможно, я ошибаюсь, но многие преподаватели имеют очень слабое представление о целях и сущности Болонского процесса. О «студенческой мобильности» при наличии визового режима с большинством стран Европы пока говорить рано.
— На Ваш взгляд, упал ли уровень знаний юристов-выпускников по сравнению с предыдущим десятилетием?
— По моему мнению, тенденцией последних лет является расширение амплитуды в качестве образования. В целом уровень подготовки раньше был несколько выше. Сейчас же есть широкая категория студентов, заканчивающих 5-й курс с таким же багажом знаний, с которым они пришли на 1-й. С другой стороны, сегодня достаточно много молодежи, которая заканчивает вуз не только с наличием очень неплохих теоретических знаний, но и с набором других важных качеств — опытом обучения и стажировок за рубежом или в крупных юридических фирмах, публикациями, опытом работы в социальных проектах, наличием массы контактов в юридической среде. Мне очень нравятся такие ребята-«космополиты». Это как раз тот момент, которого очень не хватало нашей высшей школе.
— Наблюдается ли тенденция ухудшения преподавательского состава в юридических вузах Украины в связи с тем, что многие ведущие преподаватели достигли пенсионного возраста?
— Тенденция наблюдается, но, на мой взгляд, она лишь частично связана с уходом «старой гвардии». Проблема в том, что карьера преподавателя-юриста гораздо менее привлекательна для молодежи, чем профессия практикующего юриста, прежде всего, финансово. Однако, по моим наблюдениям, кризис в какой-то степени позитивно повлиял на академическую карьеру. Например, многие преподаватели, которые совмещали преподавание с практикой и отдавали при этом предпочтение последней, сегодня расставляют свои приоритеты иначе.
(Беседовала Наталья МАМЧЕНКО, «Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…