О стоимости услуг Информюста — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (610) » О стоимости услуг Информюста

О стоимости услуг Информюста

Рубрика Тема номера
«Информационный центр» создавался для удобства нотариусов при обслуживании граждан

Если идеи Президента Украины воплотятся в жизнь, то административные услуги, в том числе и ГП «Информационного цент­ра» Министерства юстиции (Информюст), будут предоставляться по-другому и, возможно, некоторые — бесплатно.

Напомним, что во время совещания по вопросам реформирования системы предоставления административных услуг, проходившего в г. Виннице 30 июня с.г., Президент Укра­ины констатировал, что на сегодня есть две ключевые проблемы в этой сфере: бессистемность предоставления «платных государственных услуг» и сложность и непрозрачность процедуры предоставления административных услуг. В государстве насчитывается более 600 видов «платных государственных услуг». 76 % из них являются коммерческими. То есть такие услуги ­можно ­получить не только от государственных, но и от ­частных учреждений. И лишь около 6 % платных услуг являются административными (предоставляемые только органами власти). 8 % платных услуг — это обычные процедурные действия, искусственно выделенные в отдельные услуги. 5 % «государственных платных услуг» — это предоставление информации и разъяснений. Еще 5 % — взыскание платы за выполнение органами власти своих прямых функциональных обязанностей, которые они определили как «услуги».

Нотариусам будет интересно узнать, что в качестве примера безосновательного делегирования государственных функций Президент Украины назвал функционирование государственного предприятия «Информационный центр» — администратора 16 единых и государственных реестров при Министерстве юстиции Украины. Президент заявил, что «Информационный центр» на протяжении последних шести лет получил доход в сумме свыше 1 миллиарда гривен.

На этом же совещании Президент Украины предложил рассмотреть проект Указа «О Концепции развития системы предоставления административных услуг». Документ, в частности, предусматривает разработку и принятие до 1 сентября с.г. постановления Кабинета Министров о едином перечне услуг, которые предоставляются органами власти и бюджетными учреждениями, с определением видов услуг, субъектов и стоимости предоставления услуг. Пока же правительство постановлением от 17 июля с.г. № 737 «О мерах по упорядочиванию государственных, в том числе административных услуг» утвердило Временный порядок предоставления государственных, в том числе административных, услуг. Порядком, в частности, устанавливается, что органы исполнительной власти могут делегировать полномочия по предоставлению административных услуг только бюджетным учреждениям на основании нормативно-правовых актов. Проектом Указа предусмотрено недопущение установления платы за услуги, которые, согласно законодательству, должны предоставляться бесплатно. Также проектом предусмотрено, что до 1 сентября будет обеспечено осуществление платы за предоставление бюджетными учреждениями административных и других платных услуг исключительно через Государственное казначейство.

Кроме того, Президент Украины обратился с просьбой к Генеральной прокуратуре в такой же срок проверить соблюдение законодательства органами власти во время предоставления услуг населению. Президент также высказался в пользу необходимости принятия Закона «Об административных услугах», который должен быть внесен в парламент в первой декаде сентября этого года.

Реестры и тарифы «Информационного центра»

Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля 1997 года № 1272 было создано государственное предприятие «Информационный центр» Министерства юстиции, ставшее администратором реестров, среди них и те, с которыми работают нотариусы: Единый реестр специальных бланков нотариальных документов, Единый реестр запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Единый реестр доверенностей, Наследственный реестр, Государственный реестр ипотек, Государственный реестр сделок, Государственный реестр обременений движимого имущества. Существование этих реестров должно было облегчить работу нотариусов и помочь защитить права граждан. На первых порах тариф, к примеру, за регистрацию доверенности в Едином реестре доверенностей, удостоверенных в нотариальном порядке, включал в себя плату администратору реестра (Информюсту) и нотариусу (госнотконторе) в качестве покрытия расходов, связанных с регистрацией доверенностей. Однако со временем нотариусы стали простыми регистраторами, причем наполняют они реестры теперь за свой счет. Например, одна нотариус на Съезде нотариусов Украины сообщила, что Информюст в ответ на ее заявление предоставил ей «рабочую единицу» для внесения информации в реестры, но эта «рабочая единица» находилась в декретном отпуске и работала на полставки.

Итак, рассмотрим изменение тарифов по каждому реестру.

Единый реестр специальных бланков нотариальных документов создан в 1999 году приказом Минюста «О принятии мер по защите нотариально оформляемых документов» № 36/5. В декабре 2006 года тариф за проверку специального бланка нотариальных документов по данным Единого реестра установили в размере 60 коп. (с учетом НДС), через 2 года, в декабре 2008-го, этот тариф повысили до 1 грн (с учетом НДС). Причем это повышение в приказе не было оформлено как внесение изменений в приказ, устанавливающий меньший тариф. В парламентской базе законодательства можно найти 2 действующих тарифа — в приказе Минюста от 28 декабря 2006 года № 110/5 (60 коп.) и в приказе Минюста от 25 декабря 2008 года № 2265/5 (1 грн). С точки зрения работы с нормативными актами примечательно и то, что в тексте приказа № 110/5, размещенном на сайте Информюста, сразу указан новый тариф без ссылки на приказ, его изменивший. Кроме этого, в приказе № 2265/5 нет указания на внесение соответствующих изменений в предыдущую редакцию в час­ти повышения тарифа. Таким образом, Информюст самовольно изменил текст нормативного акта.

Средства за пользование Единым реестром должны направляться на обес­печение функционирования и развития единых и государственных реестров Информюста. Расходы, связанные с созданием и ведением Единого реестра спецбланков, предусматриваются в калькуляции себестоимости бланков и возмещаются ГП «Информационный центр» ДП «Информационно-издательский центр украинского нотариата» в соответствии с договором, заключаемым между ними — об этом идет речь в приказе Минюста от 28 декабря 2006 года № 110/5. Таким образом, нотариус сначала оплачивает стоимость нотариальных бланков, а затем платит за проверку этих же бланков.

Единый реестр доверенностей начинал свое существование как Единый реестр поручений, позже стал Единым реестром доверенностей, удостоверенных в нотариальном порядке. Единый реестр поручений был создан согласно приказу Минюста от 6 мая 1998 года № 21/5. Обязательной регистрации подлежали поручения на право пользования и распоряжения имуществом. Тариф для регистрации одной доверенности устанавливался следующий: 1/4 налогонеоблагаемого минимума доходов граждан (с учетом НДС). При этом 70 % засчитывалось на счет администратора (Информюста), а 30 % — на счет госнотконтор или частных нотариусов с целью покрытия расходов, связанных с регистрацией поручений. Примечательно, что плата за регистрацию поручений устанавливалась в Тарифах за предоставление дополнительных услуг правового и технического характера и составляла 4 грн 25 коп. Благодаря приказу Минюста от 28 декабря 2006 года № 111/5 появился Единый реестр доверенностей в его современном виде. Современной стала и плата за регистрацию доверенностей (и дубликатов тоже) в Едином реестре доверенностей с выдачей об этом извлечения — 25 грн (с учетом НДС). Одновременно вносятся изменения в Инструкцию о порядке осуществления нотариальных действий. Обязательной регистрации в реестре подлежат доверенности, выданные в порядке перепоручения, прекращения действия доверенности. Таким образом, более чем в 5 раз увеличились расходы клиентов нотариуса лишь на регистрацию доверенности. Приказом Минюста от 25 декабря 2008 года № 2265/5 тарифы на регистрацию доверенности выросли до 34 грн (с учетом НДС), столько же стоит проверка подлинности доверенности по этому же реестру с выдачей полного извлечения (с сокращенным — 25 грн).

Единый реестр запретов на отчуждение объектов недвижимого имущества был создан 27 мая 1997 года приказом Минюста № 41/5, тогда же установлен и тариф за изготовление справки об отсутствии или наличии запрета отчуждения объектов недвижимости в размере двух налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан — 34 грн (с учетом НДС). При этом сохранялось распределение средств между регистратором и администратором (нотариусом и Информюстом) в соотношении 25 % — нотариусу или госнотконторе, 75 % — Информюсту. Интересно, что приказом Минюста от 18 августа 2004 года № 85/5 тарифы устанавливались в твердой цифре — 34 грн, однако о распределении средств между нотариусами и Информюстом в приказе ничего нет. Приказом Минюста от 25 декабря 2008 года № 2264/5 тариф установлен в размере 51 грн (с учетом НДС) — за выдачу извлечения о наличии/отсутствии запрета и ареста недвижимого имущества и 72 грн 25 коп. (с учетом НДС) — за выдачу извлечения о наличии/отсутствии арес­тов недвижимого имущества.

2004 год стал урожайным на ­реестры. Были созданы: Государственный реестр обременений движимого имущества, Государственный реестр сделок и Государственный реестр ипотек. Однако, как отмечают многие нотариусы, именно с этого года из нормативных актов, устанавливающих тарифы за пользование реестрами, исчезли положения о возмещении расходов нотариусов. Дело в том, что порядок ведения этих реестров устанавливался правительством, а размеры платы оформлялись в качестве приложений.

Плата за внесение в Госреестр обременений движимого имущества записи, изменений и дополнительных сведений составляет 34 грн (с учетом НДС) и за выдачу извлечения также 34 грн (с учетом НДС). Плата за внесение записи и изменений в Госреестр ипотек и за выдачу извлечений из него — 34 грн (с учетом НДС). Плата за внесение записи в Госреестр сделок и за выдачу извлечения из него составляет 17 грн (с учетом НДС).

Наследственный реестр пришел на смену Единому реестру завещаний и наследственных дел в 2005 году. Приказом Минюста в 2005 году были установлены следующие тарифы: 25 грн 50 коп. (с учетом НДС) — за внесение в реестр одной регистрационной записи об удостоверении, изменении или дубликате завещания с выдачей об этом извлечения; 34 грн (с учетом НДС) — за внесение в реестр одной регистрационной записи об удостоверении или дубликате наследственного договора, свидетельство или дубликат свидетельства о праве на наследство с выдачей извлечения; 17 грн (с учетом НДС) — за проверку наличия/отсутствия завещания. В конце 2008 года эти тарифы были подняты: 46 грн 75 коп. — за внесение в реестр одной регистрационной записи об удостоверении, изменении или дубликате завещания с выдачей об этом извлечения и 34 грн (с учетом НДС) — за проверку наличия/отсутствия завещания, наследственного договора и заведенного наследственного дела (с учетом изменений от 15 ­июля 2009 ­года).

Однако не только тарифами полнится бюджет Информюста. Летом 2007 года двумя приказами Минюста № 473/5 и № 603/5 были установлены новые обязательные платежи: за услуги Информюста по организации доступа к единым и государственным реестрам — 1 300 грн (с учетом НДС), за услуги Информюста по обучению одного пользователя работе с реестрами — 420 грн (с учетом НДС) за одно физлицо. Итак, стажеры и нотариусы должны были пройти обу­чение работе с реестрами. Почему это стало необходимым только в 2007 году, неизвестно. Получается, что с момента создания первых реестров нотариусы работали с ними, сами не зная как.

Угроза «Информационному центру»

Тучи над безоблачным обеспечением украинского нотариата едиными и государственными реестрами сгущаются не в первый раз. То якобы СБУ пытается проникнуть в здание Информюста, то появятся в прессе статьи о споре за бизнес министров юстиции (разных годов) на реестрах. В частности, в заявлении Романа Зварича, экс-министра юстиции, речь идет о проверке Департаментом специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы безопасности Украины уровня защищенности государственных ­информационных ресурсов Минюста и ГП «Информационный центр». Но руководитель ГП «Информационный центр» Виталий Добжанский не допустил сотрудников Департамента к их работе. По информации Александра Лавриновича, сотрудники СБУ не единожды пытались получить доступ к базам данных «Информационного центра». В том же заявлении г-на Зварича говорилось о незаконном присвоении около 570 млн грн (по данным Счетной палаты). Г-н Зварич направил эту информацию в соответствующие органы. Поскольку до сих пор работа ГП «Информационный центр» остается закрытой для широкой общественности, то говорить уверенно о конкретных фактах нарушений, выявленных Счетной палатой, и о лицах, понесших ответственность, нельзя.

Однако в последние годы даже привычно молчащие нотариусы, загнанные в угол, стали сопротивляться повышению тарифов «Информационного центра», учас­тию сотрудников Информюста в проверках нотариусов и установлению всевозможных перепроверок в реестрах за счет своих клиентов.

Так, в начале декабря прошлого года нотариусы получили письмо от Информюста, в котором предлагалось подписать новый договор об информационно-технических услугах под угрозой прекращения доступа к реестрам с Нового года. При этом в открытом письме г-на Добжанского указывается, что отсутствие у нотариуса заключенного с администратором реестров договора (и доступа к единым и государственным реестрам) не лишает нотариусов возможности совершать нотариальные действия. Действующее законодательство не так оптимистично, как высказывания г-на Добжанского. В соответствии с Приказом Минюста от 29 июня 1999 года № 36/5 нотариусу для проверки спецбланков необходим непосредственный доступ к реестру. А внесение сведений о расходовании бланков должно осуществляться в тот же день в строгой последовательности согласно номерам бланков. За несвоевременное внесение сведений о расходовании бланков деятельность нотариуса может быть остановлена. То есть нотариусы, не заключившие новые договоры, лишались права на труд.

О том, что нотариусы уже начали бороться с существующей системой, свидетельствует решение Верховного Суда Украины от 25 декабря 2008 года (опуб­ликовано в газете «Юридическая практика» № 8 от 24 февраля 2009 года) по иску частного нотариуса к государственному предприятию «Информационный центр» «О ненадлежащем выполнении условий договора, взыскании материального и морального вреда». По данному иску было принято решение взыскать с ГП «Информационный центр» в пользу частного нотариуса возмещение материального вреда в размере 303 037 грн. По информации «Юридической практики», ответчик до сих пор не исполнил решение суда.

Если проводить аналогии по пользованию реестрами, то нотариусам не ясно, почему действующая с 1991 года официальная база утерянных паспортов, которую ведет МВД, получается явно дешевле для пользователей, чем реестры Информюста. Для того чтобы проверить паспорт по базе, необходимо заключить договор, получить логин и пароль. При этом цена одного запроса составляет 6 грн (с учетом НДС), подключение, получение пароля и логина — бесплатно, поддержка работы с пользователем и предоставление консультаций тоже бесплатно, не взимается плата и за наполнение данной базы, что для нотариусов непривычно.

Бланки больше и дороже

Единые и государственные реестры — не единственная забота нотариусов. Вопрос специальных бланков нотариальных документов этим летом стал особенно актуальным. В связи с изменениями в Закон Украины «О нотариате», бланки, их образец и порядок использования должно было утвердить правительство. 5 августа с.г. Кабинет Министров Украины принял соответствующее постановление № 812. Согласно этому постановлению, бланки старого образца будут использоваться до полного их расходования. Еще одно летнее новшество — в соответствии с приказом Минюста от 15 июня с.г. № 1062/5 тексты больших договоров, которые раньше можно было изложить на 2 бланках (первая и последняя страницы, весь договор прошит нитками), полностью излагаются на спецбланках, которые, заметим, с 10 августа с.г. стали дороже практически вдвое (с 6 грн 95 коп. стоимость повысилась до 12 грн 60 коп.). До этого повышение стоимости бланков было менее заметное, например, с 6 грн 40 коп. до 6 грн 95 коп.

В прошлом году общественная организация «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики» пыталась получить ответ от АМКУ относительно обоснованности цен на специальные бланки нотариальных документов, подав в АМКУ 27 февраля 2008 года соответствующее заявление. Однако Комитет отказал в рассмотрении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. В соответствии с постановлением правительства от 28 марта 2008 года № 274 заказчики бланков документов строгой отчетности не обязаны совершать закупку таких документов по процедуре открытых торгов. В ходе проверки АМКУ пришел к выводу о невозможности производства, организации заказа, учета, поставки спецбланков разными субъектами хозяйствования. Уровень рентабельности ДП «Информационно-издательский центр украинского нотариата» в период с 1 января 2006 года по февраль 2008 года не превышал 5 %. Следовательно, в действиях ДП «Информационно-издательский центр украинского нотариата» и ДП «Полиграфический комбинат «Зоря» АМКУ признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции не нашел.

Чего хочет нотариус?

В отличие от вопроса «Чего хочет женщина?», нотариусы четко и ясно изложили свою позицию в обращении к министру юстиции Украины, принятом 19 июня с.г. I Всеукраинским съездом нотариусов Украины. Часть пожеланий нотариусов приводим ниже. Во-первых, исключить работников ГП «Информационный центр» из числа проверяющих организацию нотариальной деятельности государственных и частных нотариусов и исполнение ими правил нотариального делопроизводства. Во-вторых, установить, что обязательной проверке подлежит каждый бланк, на котором изложен текст документа, который подается нотариусу для совершения нотариальных действий, кроме тех бланков, которые получены нотариусом на свое имя от ДП «Информационно-издательский центр украинского нотариата». В-третьих, установить, что проверка подлинности специального бланка нотариальных документов по данным Единого реестра специальных бланков нотариальных документов при совершении нотариусом нотариального действия осуществляется бесплатно.

В политике демократически развитого государства одним из приоритетов является защита интересов граждан, в частности, как потребителей услуг. В Конституции Украины (статья 42) достаточно четко прописано, что государство не должно допускать злоупотребление монопольным положением на рынке, что государство должно защищать права потребителей, осуществлять контроль за качеством услуг. Государственное предприятие «Информационный центр» Министерства юстиции Украины, без сомнения, субъект хозяйствования, обладающий монопольным положением, причем с влиянием на одну из самых болезненных сфер — на социальную. Почти двадцать миллионов украинских граждан с различным социальным статусом ежегодно обращаются за осуществлением различных нотариальных действий, и каждый раз им приходится платить все больше. При этом львиную долю они платят не в карман частных нотариусов, как большинство из них считает, а государственному предприятию и связанным с ним структурам. Нотариусы, по сути, выступают в данном случае лишь посредниками (естественно, что они добавляют к этой сумме и свои расходы, ведь это их кусок хлеба). Из чего складывается цена на услуги и продукцию вышеупомянутого госпредприятия и ДП «Информационно-издательский центр украинского нотариата» — загадка, к разрешению которой ключик предоставлять не хотят. А соответствующие государственные контролирующие органы не блещут желанием реально проверять созданный Министерством юстиции орган обогащения.

В завершение хочу напомнить, что, согласно части 2 статьи 13 Закона Украины «Об экономической конкуренции», злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, в частнос­ти, признается установление такой цены или других условий приобретения или реализации товара, которую невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке. Статьей 3 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» установлено, что основным заданием Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов ведения хозяйства перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции; а также контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов ведения хозяйства и регуляцией цены (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественной монополии.

В связи с этим просим проверить информацию, изложенную в данной статье, в рамках полномочий АМКУ с последующим соответствующим информированием о результатах. Редакция готова предоставить дополнительные сведения о деятельности вышеуказанных предприятий.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Столбы украинской адвокатуры

Государственная практика

Августовский «звездопад»

Вольная борьба за выборы

Законодательная практика

«Иду на вы!»

Практика землерегистрации

Комментарии и аналитика

Упущенного не воротишь… Однако закон допускает обратное

Неделя права

Судей в КСУ все-таки 18…

ВККА попирает закон и права адвокатов

Президентская щедрость — юристам!

Новости законотворчества

Перечень субъектов хозяйствования госсектора предлагается расширить

Расширение случаев выемки носителей секретной информации

Трудоустройство иностранцев предлагают ограничить

Новости из-за рубежа

Общественный транспорт может нарушать ПДД

Приставы будут снимать деньги должников со счетов их мобильных

Плату за постельное белье запретили включать в стоимость ж/д билетов

Новости профессии

Членам ЦИКа присвоен второй ранг госслужащего

Юбилей известного адвоката

Ротации в Управлении СБУ в Хмельницкой области

Василий Онопенко посетил Апелляционный суд г. Киева

В органах исполнительной власти создадут антикоррупционные инспекции

Новости юридических фирм

Baker & McKenzie — советник медиа-группы «Поверхность» в продаже ее акций

ЮФ «Волков Козьяков и Партнеры» — советник ЕБРР в предоставлении 20 млн кредита

ЮФ AstapovLawyers отстояла интересы ведущего российского зернотрейдера

Новости юридического мира

МЮФ Bird & Bird заключила альянс с пекинским IP-бутиком

White & Case разрабатывает казахское законодательство

Mayer Brown назначила нового руководителя антимонопольной практики

ЮФ «Вегас-Лекс» — официальный юрконсультант Внешэкономбанка

Реестр событий

Неестественный отбор

Нет ничего постояннее временного

Утром постановление — вечером суд

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Зачем платить своевременно?!

«Безвизировый» режим

Соответствие обязательств и взысканий

Судебные дела недели

Дело с участием Национальной телекомпании Украины направлено в ВХСУ

Кассационная жалоба ЗАО «Туристический комплекс «Лыбидь» удовлетворена

Судебные решения

О требованиях к прибору, фиксирующему нарушения ПДД

О требованиях к протоколу, составленному с использованием показаний технических приборов

Тема номера

О стоимости услуг Информюста

Частная практика

Специалисты по юррынку

Сколько юристов для работы надо?

Юридический форум

Юристов повышают

Інші новини

PRAVO.UA