Жилищно-коммунальный покер — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (609) » Жилищно-коммунальный покер

Жилищно-коммунальный покер

Рубрика Тема номера

Киевской городской государственной администрацией (КГГА) издано распоряжение «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, установлении и согласовании тарифов на коммунальные услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой для бюджетных учреждений и других потребителей» № 1489 от 30 октября 2008 года. Данным распоряжением утверждены новые тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую АЭК «Киевэнерго» и ЗАО «ЭК «Дартеплоцентраль», а также установлены тарифы на коммунальные услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой производителей и исполнителей этих услуг коммунальной формы собственности, которые вступили в силу с 1 декабря 2008 года.

В преамбуле указанного распоряжения отмечено, что при его вынесении КГГА руко­водствовалась законами Украины «О мест­ном самоуправлении на Украине», «О столице Украины — городе-герое Киеве», «О теплоснабжении»

и «О жилищно-коммунальных услугах», Указом Президента Украины № 905/2008 от 3 октября 2008 года, Порядком формирования тарифов на производство, транспортирование, снабжение тепловой энергией и услугами по централизованному отоплению и снабжению горячей водой, утвержденным постановлением КМУ № 955 от 10 июля 2006 года, постановлениями Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины «Об утверждении тарифов на производство тепловой энергии АЭК «Киевэнерго» № 785 от 26 июня 2008 года, «Об утверждении тарифов на производство тепловой энергии ЗАО «ЭК «Дартеплоцентраль» № 857 от 24 июля 2008 года и собственными полномочиями (по самоуправлению).

На протяжении декабря 2008 — июня 2009 года КГГА издала еще ряд распоряжений относительно изменения тарифов на теплоснабжение, нормативно-правовое обоснование которых совпадает с перечисленными актами. Однако изменение реквизитов распоряжений не изменяет их неправовой сути.

Согласно Указу Президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» № 493/92 от 3 октября 1992 года, нормативно-правовые акты министерств, других органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, задевающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. Нормативно-правовые акты вступают в силу через 10 дней после их регистрации в органах юстиции, если в них не установлен более поздний срок вступления в силу.

Распоряжение КГГА об установлении тарифов на коммунальные услуги задевает права, свободы и законные интересы граждан и не входит в перечень исключений, определенных Положением о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ № 731 от 28 декаб­ря 1992 года. Следовательно, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции, а именно в Главном управлении юстиции в г. Киеве.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения, государственная регистрация нормативно-правового акта заключается в проведении правовой экспертизы на соответствие его Конституции и законодательству Украины, Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и протоколам к ней, международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины с учетом практики Европейского суда по правам человека, принятии решения о государственной регистрации этого акта, присвоении ему регистрационного номера и занесении в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов. В соответствии с нормами Положения в случае нарушения его требований нормативно-правовые акты считаются не вступившими в силу и не могут быть применены. При направлении на выполнение и опубликовании нормативно-правового акта ссылка на дату и номер государственной регистрации акта обязательна.

Распоряжение КГГА № 1489 от 30 октяб­ря 2008 года, а также все последующие распоряжения об изменении тарифов не зарегистрированы в органах юстиции. Как следует из объяснений, предоставленных КГГА в судебном деле по поводу обжалования другого распоряжения об утверждении тарифов на коммунальные услуги, КГГА в данном случае выступает в качестве исполнительного органа Киевского городского совета и действует в порядке статьи 28 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине».

По мнению КГГА, регистрации в органах Министерства юстиции подлежат лишь акты КГГА, изданные в пределах осуществления ее полномочий в сфере исполнительной власти. В обоснование своей позиции КГГА ссылается на решение Конституционного Суда Украины № 21-рп/2003 от 25 декабря 2003 года по делу № 1-45/2003, которым дано официальное толкование положений час­тей 1—4 статьи 118, части 3 статьи 133, час­тей 1—3 статьи 140, части 2 статьи 141 Конституции Украины, статьи 23, пунк­та 3 части 1 статьи 30 Закона Украины «О государственной службе», статей 12, 79 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», статей 10, 13, 16, пунк­та 2 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве», статей 8, 10 Закона Украины «О местных государственных администрациях», статьи 18 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» в их взаимо­связи относительно статуса КГГА (дело об особенностях осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в г. Киеве).

В соответствии с указанным решением КГГА является единственным в организационном отношении органом, выполняющим функции исполнительного органа Киевского городского совета и параллельно функции местного органа исполнительной власти. По вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, этот орган подотчетен и подконтролен Киевскому городскому совету, а по вопросам осуществления полномочий в сфере исполнительной власти — Кабинету Министров Украины.

Закон Украины «О теплоснабжении» предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать для соответствующей территориальной общины в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифы на тепловую энергию для предприятий и организаций коммунальной собственности (статья 13 Закона).

В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О теплоснабжении» тарифы на производство, транспортирование и снабжение тепловой энергией утверждаются органами местного самоуправления, но кроме тепловой энергии, производимой субъектами хозяйствования, осуществляющими комбинированное производство тепловой и электрической энергии и/или использующими нетрадиционные и восстановительные источники энергии, на основании расчетов, выполненных теплогенерирующими, теплотранспортирующими и теплоснабжающими организациями по методикам, разработанным центральным органом исполнительной власти в сфере теплоснабжения. Тариф на тепловую энергию для потребителя определяется как сумма тарифов на производство, транспортирование и снабжение тепловой энергией.

Регулирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую теплоэлектроцентралями, другими установками с комбинированным производством электрической и тепловой энергии, осуществляется Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» к полномочиям органов местного самоуправления относится установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги соответственно закону. Согласно статье 14 указанного Закона, в зависимости от порядка утверждения цен/тарифов жилищно-коммунальные услуги делятся на три группы:

1) цены/тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной влас­ти;

2) цены/тарифы на ­которые утверждают органы местного ­само­управления для предоставления на соответствующей территории;

3) цены/тарифы на которые определяются исключительно договором (договоренностью) сторон.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 31 этого же Закона, порядок формирования цен/тарифов на каждый вид жилищно-коммунальных услуг первой и второй групп определяет КМУ. В настоящее время действует постановление КМУ «Об утверждении Порядка формирования тарифов на производство, транспортирование, снабжение тепловой энергией и услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой» № 955 от 10 июля 2006 года. Этот Порядок не применяется для формирования тарифов на производство тепловой энергии теплоэлектроцентралями, тепловыми электростанциями, атомными электростанциями, когенерационными установками и исполь­зующими нетрадиционные или восстановительные источники энергии.

Согласно статье 28 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», к собственным полномочиям (по самоуправлению) исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится, в частности, установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов относительно оплаты бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, предоставляемых предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины; согласование в установленном порядке этих вопросов с предприятиями, учреждениями и организациями, не принадлежащими к коммунальной собственности.

Действующее законодательство не содержит определения, что такое «предприятия и организации коммунальной собственности». Как следует из статьи 63 Хозяйственного кодекса Украины (ХК), одним из видов предприятий является коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности.

В зависимости от способа образования (учреждения) и формирования уставного фонда на Украине действуют предприятия унитарные и корпоративные. Унитарное предприятие создается одним учредителем, который ­выделяет необходимое для этого имущество, формирует согласно закону уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначаемого им руководителя, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основе трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются государственные, коммунальные, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя.

Корпоративное предприятие образовывается, как правило, двумя или больше учредителями по их общему решению (договору), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской либо трудовой деятельности учредителей (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через создаваемые ими органы, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия. Корпоративными являются кооперативные предприятия, предприятия, создаваемые в форме хозяйственного общества, а также другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или больше лиц.

В соответствии со статьей 78 ХК имущество коммунального предприятия находится в коммунальной собственности, а его наименование должно содержать слова «коммунальное предприятие» и указание на орган местного самоуправления, к сфере управления которого относится данное предприятие.

Как следует из приведенных определений и учитывая, что законодателем не предусмотрено существование коммунальных предприятий корпоративного типа, под предприятиями коммунальной собственности следует понимать коммунальные унитарные предприятия. АЭК «Киевэнерго» и ЗАО «ЭК «Дартеплоцентраль» являются корпоративными предприятиями в форме акцио­нерных обществ.

Таким образом, КГГА как исполнительный орган Киевского городского совета не имеет права утверждать тарифы на тепловую энергию для предприятий, не подпадающих под категории, указанные в законах Украины «О теплоснабжении» и «О местном самоуправлении».

Вместе с тем в соответствии с пунк­том 7 части 1 статьи 18 Закона Украины «О местных государственных администрациях» местные государственные администрации регулируют цены и тарифы за выполнение работ и предоставление жилищно-коммунальных услуг предприятиями, а также определяют и устанавливают нормы их потребления, осуществляют контроль их соблюдения.

В связи с этим следует рассматривать распоряжение КГГА № 1489 от 30 октяб­ря 2008 года как нормативно-правовой акт местной государственной администрации, а не исполнительного органа Киевского городского совета.

Дополнительный аргумент в пользу того, что распоряжения об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги изданы КГГА именно как государственной администрацией, а не как исполнительным органом Киевского городского совета, заключается в следующем. В соответствии с частью 6 статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе советов в пределах своих полномочий принимает решение. В то же время акты об изменении тарифов изложены как распоряжения.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона Украины «О местных государственных администрациях» нормативно-правовые акты местных государственных администраций подлежат государственной регистрации в соответствующих органах юстиции в установленном ­органом порядке и вступают в силу с момента их регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу. Нормативно-правовые акты местных государственных администраций, касающиеся прав и обязанностей граждан или имеющие общий характер, подлежат обнародованию и вступают в силу с момента их обнародования, если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Из этого следует, что аргумент КГГА об отсутствии обязанности регистрировать изданные распоряжения по тарифам на коммунальные услуги является несостоятельным. Этот вывод, в свою очередь, влечет за собой другой: распоряжение № 1489 от 30 октября 2008 года и все последующие аналогичного содержания и структуры подлежат регистрации в органах юстиции и вступают в силу лишь после такой регистрации. Таким образом, с точки зрения требований законодательства все распоряжения КГГА об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, изданные в последние годы, являются недействующими.

ВАЩЕНКО Марина — адвокат адвокатского объединения «Нечаев и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Представительская деятельность прокуратуры в І полугодии 2009 года

За рубежом

Суд обязал новгородца вывести татуировку в виде свастики

Журналиста-клеветника церковь предала анафеме

Законодательная практика

Евроинтеллектуалка

Кадровые новости

Кадровое обновление в отделе правового обеспечения ЗАО «Оболонь»

В ООО «СК АРСЕНАЛ ЛТД» новый начальник юридической службы

Неделя права

Ни кресла, ни зарплаты

ЦеноОБРАЗОВАНИЕ

Молодой, но языкатый…

Состав ВСЮ обновится?

Реестр без решений

Выбирать парламенту

Новости законотворчества

Особенности госнадзора в газовой сфере

Партийных функционеров предлагают приравнять к служебным лицам

Реализация приоритетного права в ходе приватизации

Новости из зала суда

Назначена дата судебного заседания по искам Игоря Зварича к «Высокому замку»

Суд признал правомерным решение АМКУ

ФГИУ обжалует решение суда о банкротстве «Чистых металлов»

Новости из-за рубежа

Алкометр — не показатель опьянения в РФ

Суд обязал Нино Бурджанадзе выплатить 760 тыс. дол. США

Новости профессии

Назначен глава Госдепартамента исполнения наказаний

Минюст инициирует урегулирование передачи конфиската

Создана комиссия по защите интересов государства при распоряжении землями госсобственности

Утвержден план мероприятий Всеукраинской недели права

Новости юридических фирм

ЮФ «Астерс» — юридический советник банка в связи с предэкспортным финансированием

EnGarde консультирует в сделке по привлечению кредита

ЮФ «Центр правового консалтинга» — советник компании Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo SA

ПГ «Павленко и Побережнюк» — юридический советник «Укргазбанка»

В ЮФ «Саенко Харенко» — повышение сотрудников

МКАС при ТПП Украины удовлетворил иск клиента адвокатской конторы «Коннов и Созановский»

Реестр событий

Авторитеты смутного времени

Долго готовились — быстро управились

Тема номера

Жилищно-коммунальный покер

КГГА осталась с определением

Частная практика

Резюме — и друг, и враг

Paula rhei — и чем дальше, тем больше

Юридический форум

«Возмутительное» решение КСУ

Юрисконсульт

Когда деньги — утром, а стульев нет...

Почем нынче товар для государства?

Директор для физического лица

Физическое привлечение

Інші новини

PRAVO.UA