Самородки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (624) » Самородки

Самородки

Владимир ВЫСОЦКИЙВладимиру ВЫСОЦКОМУ, похоже, все равно, оформлено ли законным способом создание органа, которым он руководит

Мы уже сообщали читателям о том, как в нарушение действующего законодательства Высшая квалификационная комиссия адвокатуры не допустила на свое заседание корреспондентов «Юридической практики». Однако об этом позже. Интереснее оказалось другое — в процессе подготовки обращения в суд по поводу нарушений со стороны ВККА Закона Украины «О печатных средствах массовой информации» мы установили, что Высшей квалификационной комиссии адвокатуры не существует в правовом смысле слова.

Обратимся к действующему законодательству. Статьей 14 Закона Украины «Об адвокатуре» предписано, что Высшая квалификационная комиссия адвокатуры создается при Кабинете Министров Украины.

Безличностная норма о «создании» требует обращения как к признанному в некоторых положениях ­неконституционным, но все же действующему ­­­Закону «О Кабинете Министров» от 16 мая 2008 года, так и к преды­дущей его редакции, а именно: к Закону № 514 «О Кабинете Министров». Статьи 51 и 52 этих законов, соответственно, предусматривают, что Кабинет Министров для обеспечения своих полномочий может создавать как органы исполнительной власти (о принадлежности к которым, с учетом особенного порядка их создания, мы Высшую квалификационную комиссию пока не относим), так и постоянные, временные консультативные и вспомогательные органы.

Как бы то ни было, все органы создаются Кабинетом Министров путем издания постановлений либо распоряжений.

Среди нормативных актов Кабинета Министров, размещенных на портале «­www.rada.gov.ua», по запросу «Высшая квалификационная комиссия адвокатуры» выдала нам только два «исторических» документа: это распоряжение КМУ от 26 сентября 1994 года № 703-р об обес­печении деятельнос­ти ВККА и Указ Президента от 5 мая 1993 года № 155/ 93, которым утверждается Положение о ВККА. Таким образом, никакого нормативного акта Кабинета Министров о создании при нем такого органа, как Высшая квалификацион­ная комиссия адвокатуры, мы не нашли.

Что интересно, по данным из ЕГРПОУ, данное юридическое лицо зарегистрировано как «государственная организация» (по организационно-правовой форме), ее вид деятельности определен как «вспомогательная деятельность в сфере государственного управления», а по институциональному признаку ВККА себя относит к «центральным органам гос­управления». Руководителем этого юрлица значится Высоцкий Владимир Иванович.

Если рассматривать ВККА в сравнении с другими органами, например, с Государственной судебной администрацией, то хотя в соответствии с Указом Президента Украины от 23 июня 2009 года № 477/2009 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины» признаны утратившими силу, в частности, Указ «О Государственной судебной администрации Украины», которым был создан данный орган и Указ «О Положении о Государственной судебной администрации Украины», однако акт, на основании которого была создана ГСА — Указ Президента, имел место, в отличие от того, как создавалась ВККА.

Закономерны вопросы:

Так создавал ли кто-нибудь Высшую квалификационную комиссию адвокатуры?

Какое отношение имеет к Кабинету Мини­стров Украины организация, именующая себя «Высшая квалификационная комиссия адвокатуры при Кабинете Министров Укра­ины», которую возглавляет г‑н Высоц­кий?

Относится ли утвержденное Указом Президента Украины Положение «О Выс­шей квалификационной комиссии адвокатуры» к вышеупомянутому образованию?

Каковы правовые основания регистрации Высшей квалификационной комиссии адвокатуры в качестве государственной организации (учреждения), осуществляющей деятельность в сфере государственного управления?

Мы не знаем, будут ли эти вопросы интересны всем адвокатам Украины, исходя из обязательности решений ВККА, но думаем, что Кабинету Министров Украины должна быть небезынтересна деятельность органа, который никогда не создавался, но пользуется статусом «при».

Но и этого мало — председатель комиссии Владимир Высоцкий решил для себя, что орган, которым он руководит, в зависимости от обстоятельств может проводить «полузакрытые» заседания для избранного круга лиц.

Так, газетой «Юридическая практика» был направлен запрос на имя г‑на Высоц­кого с просьбой: аккредитовать на заседания ВККА с 13 ноября по 31 декабря с.г. представителей газеты и уведомлять о времени и месте проведения заседаний комиссии и о перечне вопросов, которые выносятся на заседание. В ответ на данный запрос председатель ВККА, в свою очередь, сообщил, что данный вопрос будет рассмотрен непосредственно на заседании. Кроме того, он отметил, что требования в части уведомления о времени и месте проведения заседаний и перечне вопросов также не могут быть удовлетворены без рассмотрения на заседании ВККА, о чем «Юридическая практика» «будет уведомлена дополнительно». Были ли рассмот­рены на заседании ВККА, которое состоялось 20 нояб­ря с.г., эти требования, нам неизвестно, поскольку после отказа в аккредитации без обоснования причин корреспондентам «Юридической практики» было указано на дверь. На прямой вопрос корреспондента, на основании чего представители газеты должны покинуть заседание, председатель ВККА сказал, что о причинах сообщит позже. Вместе с тем заседание не было закрытым, поскольку главный редактор журнала «Адвокат» Леонид Лазебный был аккредитован на заседание.

Возможно, основанием для недопус­ка стало то, что «Юридическая практика» не «объединяет адвокатуру», как высказалась во время обсуждения секретарь ВККА Галина Ковбасинская, или мнение заместителя председателя ВККА Аллы Езерской о том, что газету нельзя допускать по причине «необъективного освещения событий». Либо же пожелание председателя дисциплинарной палаты квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Одесской области Юрия Полонского о том, что мы должны публиковать определенные материалы. Однако все это никоим образом не касается законодательства.

На запрос нашей газеты с просьбой предоставить копию решения, в котором указаны причины недопуска, председатель ВККА ответил отказом. По его словам, решение было «протокольным» (хотя этот вопрос был обозначен в повестке дня, и относительно него состоялось коллегиальное голосование), причины такого отказа корреспондентам «сообщили непосредственно» на заседании, поэтому направить решение ВККА не имеет «объективной возможности».

Кроме того, по словам г-на Высоц­кого, на решение повлияло то, что журналис­ты в нарушение установленного (кем — не указано) порядка не предоставили редакционного задания, документов, удостоверяющих личность, и документов о полномочиях. Отметим, что, собственно, присутствующих на заседании журналистов никто не просил предоставить какие-либо из перечисленных документов, а во время дискуссии члены ВККА, очевидно, не могли не знать, что те, кому они задают вопросы, — журналисты, работающие в газете «Юридическая практика». К тому же соответствующие документы были предоставлены при входе в здание — в нем установлен пропускной режим.

Следует отметить, что вопрос аккредитации журналистов регулируется Законом Украины «О порядке освещения деятельнос­ти органов государственной власти и органов местного самоуправления на Украине средствами массовой информации», в статье 3 которого предусмотрено: аккредитация журналис­тов и технических работников средств массовой информации при органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется в этих органах путем их регистрации на основании официального представления СМИ в соответствующий орган или по заявлению журналиста и технического работника.

Порядок допуска журналистов и технических работников в помещение органа государственной власти или органа местного самоуправления, доступа к информации и их документам и техническим средствам определяется законодательством Украины и с учетом общего режима (регламента) работы этого органа, условий и возможностей, которые он имеет реально. Об этом порядке заранее сообщается аккредитованным журналистам и техническим работникам; им выдается удостоверение (пропуск) на право входа в помещение органа. В случае нарушения этого порядка аккредитованным журналистом или техническим работником СМИ, их аккредитация может быть прекращена по решению органа, при котором они аккредитованы. Письменное сообщение с указанием оснований прекращения аккредитации вручается журналисту или техническому работнику СМИ, и такое же сообщение одновременно присылается в СМИ, в котором они работают.

В статье 27 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине» сказано, что редакции печатных СМИ имеют право по согласованию с государственными органами и органами управления объединений граждан бесплатно аккредитовать при них своих журналистов на определенный или на неопределенный срок. Органы, при которых аккредитован журналист, оказывают содействие ему в осуществлении профессиональной деятельности, предупреждают о проведении совещаний и других мероприятий и так далее. В случае превышения журналис­том своих прав и невыполнения обязаннос­тей его аккредитация может быть прекращена только по решению органа, который его аккредитовал. Письменное сообщение с указанием оснований прекращения аккредитации одновременно выдается журналис­ту и присылается в редакцию СМИ.

Итак, законодательство предусматривает возможность аккредитации журналиста путем регистрации, а не предоставления разрешения. Более того, законы не содержат оснований, по которым журналисту может быть отказано в аккредитации. Существует возможность лишь прекратить аккредитацию журналиста за нарушение им утвержденного государственным органом порядка аккредитации. Насколько известно, такого порядка ВККА не утверждала.

Таким образом, решение ВККА, которым журналисты газеты не были допущены к осуществлению своих профессиональных обязанностей, представляется нам необоснованным и незаконным. А посему, вдохновленные примером г-на Высоцкого обращаться «за защитой» в прокуратуру, мы написали соответствующие заявления.


И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маета,
И под всеми словесными перлами
Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы – то знаем — доходней молчание,
Потому что молчание — золото!

Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в — палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!

Александр Галич,
«Старательский вальсок», 1963

От редакции: Не дождетесь!

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Не исполнять, а не исполнить

Актуальный документ

Заявление об отводе судье

Государственная практика

Новеллы проверят на конституционность

Законодательная практика

Рейдерство в законе

Закон о законах

Комментарии и аналитика

Обжалование решений общего собрания

Cуд vs. голосование депутатов?

Неделя права

Председателя ВАСУ обвинили в самоуправстве

На пути к Еврорапорту

Критические последствия

В председатели через выборы

Новости законотворчества

Закон о выборах отклонен

Правосудие дофинансируют

За продажу пива детям — уголовная ответственность

Новости из зала суда

Адвокаты ENGARDE выиграли дело Zamil Steel Industries

Новости из-за рубежа

Борьба с давлением на судей

Минюст на страже названия страны

В ФРГ запретили работать по выходным

Список присяжных очистят от судей

Начало работу РАПСИ

Новости профессии

Все органы юстиции — в одном здании

ВАСУ выделили дополнительное помещение

Комитет АЮУ обсудил проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины»

Состоялось открытие офиса Совета представителей юридических вузов и научных учреждений

Новости юридических фирм

Управляющий партнер LCF Law Group приняла участие в конференции Международной Ассоциации Юристов

«Саенко Харенко» — советник по выпуску Еврооблигаций компании СМЕ на сумму 200 млн евро

Юридическая компания Jurimex расширяет присутствие на Украине

Позиция

О праздниках юристов

О неприбыльности

Предвыборная гонка

Высшие суды — в Харьков

Реестр событий

Главное кресло в ВХСУ медленно освобождается

Дисциплинарная ревизия

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

1+ (-1) = ничья

Судебные дела недели

SITI-B&T GROUP S.P.A. отстояла интересы в суде

ВСУ удовлетворил кассацию Генпрокуратуры

Киевгорсовет выиграл дело

Дело по иску ООО «Новасел» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О нюансах назначения уголовного наказания за невыплату заработной платы

Тема номера

Общественный интерес превыше всего

«Жалобное» призовое место Украины

Частная практика

Объединенная беседа

Самородки

Юридический форум

Известные писатели в юриспруденции

Отпраздновали семь лет

Інші новини

PRAVO.UA