Сделки M & A в банковской сфере по инициативе собственников банков — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (588) » Сделки M & A в банковской сфере по инициативе собственников банков

Сделки M & A в банковской сфере по инициативе собственников банков

Рубрика Тема номера

Рынок M & A динамично развивается на Украине. Направление этого развития во многом определяют цивилизованные методы осуществления сделок слияния и поглощения, что обусловлено участием в этих процессах иностранного капитала. Такой выход из тени рынка усиливает значение юридических аспектов сделки и повышает роль юристов.

Кризис — это очень благоприятное время для сделок M & A, когда сильнейшие участники рынка поглощают более слабых конкурентов. Объем рынка M & A (слияний и поглощений) на Украине в 2009 году составит около 8—10 млрд долларов, считают эксперты ин­вестиционной группы «Сократ» (www.rbc.ua/rus/finance/2008/12/19/480640.shtml). По их мнению, 2009 год будет урожайным на большое количество мелких и крупных сделок M & A в различных секторах экономики. «В основном эти сделки будут носить «кризисный» характер. Многие будут инициироваться от безвыходности или с целью продажи части бизнеса для привлечения дополнительного капитала», — говорят эксперты.

Особенно остро данную тенденцию чувствует на себе рынок финансовых, в том числе банковских услуг. Страницы масс-медиа пестрят объявлениями типа «Банк развития и внешнеэкономической деятельнос­ти (Внешэкономбанк) приобрел 75 % акций ЗАО «Проминвестбанк» (ПИБ, Украина)». Поскольку игроки рынка банковских услуг являются объектом особого внимания государства, то юристам, сопровождающим их деятельность, просто необходимо ориентироваться в правилах игры этого сегмента рынка. Осуществление сделок M & A регулируется в этой сфере также особо, отдельным процедурным документом, о содержании которого речь пойдет ниже.

Общие положения

о реорганизации банков

В соответствии со статьей 104 Граж­данского кодекса Украины (ГК) юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или в результате ликвидации. Согласно статье 106 ГК, слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, — по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Данный вопрос регулируется и Хозяй­ственным кодексом Украины (ХК), а именно: в соответствии с частью 1 статьи 59 ХК прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации — по решению собственника (собственников) или уполномоченных им органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования или их правопреемников, а в случаях, преду­смотренных данным Кодексом, — по решению суда.

Но, кроме уже указанных общих нормативных актов, практику применения которых в этой сфере достаточно четко разъяснил Госкомпредпринимательства в письмах № 129 от 13 января 2009 года и № 5674 от 7 июля 2008 года: банки как субъекты с особым статусом являются объектом отдельного правового регулирования.

Статьями 26—29 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» регулируется понятие реорганизации банков. Так, ими установлено, что реорганизация банка может осуществляться добровольно по решению его собственников или принудительно по решению НБУ.

Формами реорганизации банков также являются слияние, присоединение, деление, выделение и преобразование. Слияние означает прекращение двух или нескольких банков как юридических лиц и передачу принадлежащих им имущества, денежных средств, прав и обязанностей банку-правопреемнику, который создается в результате слияния.

Присоединение означает прекращение деятельности одного банка как юридического лица и передачу принадлежащих ему имущества, денежных средств, прав и обязан­ностей другому банку.

Реорганизация по решению собственников банка осуществляется согласно действующему законодательству Украины о хозяйственных обществах при условии получения предварительного разрешения НБУ. НБУ не дает разрешения на реорганизацию банка в случае, если есть основания полагать, что она создает угрозу вкладчикам и другим кредиторам и банк, созданный в результате реорганизации, не будет соответствовать требованиям экономических нормативов его деятельнос­ти, порядку регистрации и лицензирования их деятельности.

Решение о реорганизации банка должно содержать информацию о:

1) сделке в случае слияния или присоединения;

2) персональном составе комиссии для проведения реорганизации;

3) персональном составе ревизионной комиссии для проведения инвентаризации и ревизии материальных ценностей, находящихся в учете банка (банков);

4) назначении независимого аудитора, имеющего сертификат НБУ;

5) сроках ее проведения.

Реорганизация начинается после утверждения НБУ плана реорганизации, который помимо других мероприятий должен предусматривать предоставление НБУ банком соответствующих документов, необходимых для государственной регистрации нового банка или для регистрации изменений и дополнений к учредительным документам существующего банка.

Постановлением Правления НБУ № 189

от 27 июля 2008 года было утверждено Положение об особенностях реорганизации банка по решению его собственников. Безусловно, на данный момент сложно преувеличить значение этого документа при проведении M & A в банковской сфере. Итак, данное Положение предусматривает, что Комиссия НБУ по вопросам надзора и регулирования деятельности банков (КНБУ) утверждением плана реорганизации начинает саму процедуру реорганизации.

Реорганизуемый банк и банк-правопреемник (в случае присоединения) для получения разрешения на реорганизацию и утверждения плана реорганизации подают в НБУ или его территориальное управление по месту нахождения банка, который реорганизуется, и банка-правопреемника следующие документы:

а) заявление о предоставлении разрешения на реорганизацию, подписанное председателем наблюдательного совета и председателем правления каждого из банков — участников реорганизации;

б) обоснование, расчеты и прогнозный баланс банка-правопреемника, которые засвидетельствуют наступление позитивных последствий для вкладчиков и других кредиторов банка-правопреемника;

в) протоколы общих собраний участников;

г) план реорганизации банка;

д) решение наблюдательного совета банка о реорганизации дочернего банка;

е) копию платежного поручения, подтверждающего внесение платы за услуги, предоставляемые в соответствии с этим Положением.

Банки, реорганизуемые путем слия­ния/присоединения, также должны предоставить договор о слиянии/присоединении, вывод Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Что касается требований получения разрешения АМКУ, не могут не вызвать интерес рекомендательные разъяснения АМКУ № 2‑рр от 16 ноября 2006 года, которые устанавливают, что разрешение АМКУ будет необходимо только в том случае, если реорганизация банка имеет признаки концентрации, установленные статьей 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».

Основные стадии реорганизации банков

Требованиями Положения в качестве обязательных мероприятий после получения ­разрешения НБУ на реорганизацию предусмотрено следующее:

— уведомление НБУ о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о решении общего собрания участников банка о его прекращении путем реорганизации и предоставление копии уведомления, составленного в соответствии со статьей 22 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»;

— составление передаточного акта/раз­делительного баланса и подтверждение его достоверности аудитором;

— получение лицами, которые вследствие реорганизации должны стать собственниками существенной части в банке-правопреемнике и не были собственниками существенной части в реорганизуемом банке, а также теми, кто был собственником существенной части в реорганизуемом банке и увеличивает ее до 25, 50 или 75 % уставного капитала банка до даты утверждения передаточного акта/разделительного баланса, письменного разрешения НБУ на получение или увеличение существенного участия в банке-правопреемнике в случае и порядке, определенном НБУ о регистрации банков;

— утверждение передаточного акта/раз­делительного баланса;

—  проведение учредительного (общего) собрания участников банка-правопреемника;

— предоставление лицом, уполномоченным участниками банка-правопреемника, после выполнения мероприятий, предусмот­ренных планом реорганизации, в НБУ пакета документов для согласования устава/изменений к уставу банка-правопреемника согласно статье 17 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»;

— предоставление в НБУ: реорганизуемым банком — информации о государственной регистрации прекращения его деятель­ности; банком-правопреемником — копии свидетельства о его государственной регистрации и копии его устава с отметкой государственного регистратора (кроме банков, реорганизуемых путем присоединения);

— получение банком-правопреемником банковской лицензии и письменного разрешения НБУ на осуществление операций в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

Завершением реорганизации является исключение из Государственного реестра банков реорганизуемого банка. Для этого в соответствующее территориальное управление НБУ подается: копия свидетельства о государственной регистрации банка-правопреемника и копия его устава с отметкой государственного регистратора (кроме банков, реорганизуемых путем присоединения); информация о государственной регистрации юридического лица в результате реорганизации. Соответствующее территориальное управление в двухнедельный срок с момента получения упомянутых документов от банка пересылает их в НБУ вместе с информацией об их комплектности. После внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков об исключении реорганизованного банка из упомянутого реестра аналогичные записи вносятся также в Справочник участников системы электронных платежей НБУ и Электронный технологический справочник банков Украины и других учреждений.

При этом если банк имеет форму акционерного общества, то при проведении сделок M & A необходимо также руководствоваться разделами 2 или 3 Положения о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденного решением ГКЦБФР от 30 декабря 1998 года.

Проанализировав практику применения реорганизаций в форме слияния или поглощения, необходимо отметить особую важность подготовительных действий. Ведь причиной неудачно проведенной сделки может быть элементарная нехватка информации о «мишени» M & A. В последние несколько лет инвесторы все больше внимания уделяют проведению комплексной юридической и финансовой проверки, то есть уже привычному всем due diligence. При этом инвестор получает информацию о составе и количестве активов, наличии и содержании имеющихся договорных и внедоговорных обязательств, составе кадров, состоянии ведения бухгалтерского и финансового учета, а также о других факторах, которые, с одной стороны, могут представлять объект особого интереса для инвестора, а с другой — таить в себе угрозу для всей сделки. Поскольку банки оперируют прежде всего денежными потоками, ценными бумагами, валютными ценностями, драгоценными металлами, нематериальными активами, то, безусловно, при проведении такой проверки необходимо изучить данную сферу правоотношений.

Еще одним существенным вопросом при реорганизации юридических лиц ­является столь популярное в наше время налоговое планирование сделки. Инвестор при выборе формы сделки, инструментов проведения инвестирования принимает во внимание возможности оптимизации налоговой нагрузки.

Рынок M & A в банковской сфере очень активен, и это приведет к активизации и судебной правоприменительной практики. На данный момент такая практика немногочисленна и заключается преимущественно в рассмотрении дел о признании недействительными договоров купли-продажи доли, корпоративных прав или акций, признании недействительными решений органов управления юридических лиц и других подобных споров.

ШУЛЯК Надежда — начальник юридического отдела ИКК «Рапсодия», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Законодательная практика

Из услышанного на слушаниях

Кадровые новости

В ОАО «Концерн «Галнефтегаз» кадровые изменения

Неделя права

Юристы поделились опытом

«Настоящий» конкурс: 3 к 1

Транспортный налог стал меньше

Наш человек… в Минюсте

Новости из зала суда

Суд отменил постановление СБУ о возбуждении уголовного дела

Писатель подал в суд иск к Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали

Суд подтвердил меру пресечения для экс-судьи И. Зварича

Суд удовлетворил иск компании Chanel

Новости из-за рубежа

Телеканал «Россия» отозвал иск к Анастасии Заворотнюк

Верховный суд РФ разрабатывает критерии выбора мер пресечения

Принят Кодекс этики сотрудника ОВД России

Новости профессии

Разработан законопроект о коллекторской деятельности

650 кандидатов на должности судей «зависли»

Заслуженных юристов стало больше

Президент Украины встретился с министром юстиции

Высшему совету юстиции — 11 лет

Новости юридических фирм

Baker & McKenzie консультирует по продаже Одесского завода шампанских вин

Адвокатская фирма «Паритет» — член ADVOC

АО «Волков Козьяков и Партнеры» представило интересы сети «Эпицентр»

Magisters лишились партнера

Реестр событий

Админправосудие «на чемоданах»

Коллизионно неприступный

Ограничение, граничащее с ликвидацией

Служебная лестница

Избрания

Тема номера

Кризис: покупай — подешевело! Приобретение проблемных активов

Сделки M & A в банковской сфере по инициативе собственников банков

Частная практика

А они ниВККАкую не согласны...

Учиться, учиться и еще раз учиться

Юридический форум

Из троих почетных консулов — двое юристы

Все гениальное просто

Юрисконсульт

Некоторые правовые аспекты аренды коммерческой недвижимости

Адекватность мер обеспечения иска в хозяйственном процессе

Третейские суды «решают вопросы»

Інші новини

PRAVO.UA