Минюст решил, что бронированные двери в нотконторах не обязательны |
Интересы населения и нотариусов совпали, о чем свидетельствует приказ Министерства юстиции Украины от 19 января с.г. № 62/5, которым внесены изменения в приказ Минюста от 12 июня 1998 года № 36/5 «Об утверждении Положения о требованиях к рабочему месту частного нотариуса и осуществлении контроля над их соблюдением». Минюст «с целью повышения уровня культуры обслуживания населения» упростил требования, которые выдвигались министерством еще в 2007 году.
Часть изменений носит лишь редакционный характер, например, замена по всему Положению словосочетаний «нотариальная контора» на «контора» или «тайна осуществляемых нотариальных действий» на «нотариальная тайна».
Обратимся же к изменениям, которые с благодарностью воспримут нотариусы. Итак, меняется редакция пунктов, определяющих рабочее место нотариуса и количество комнат в конторе. В новой редакции количество комнат в помещении, где находится рабочее место (контора) частного нотариуса, не может быть меньшим, чем количество частных нотариусов, которые осуществляют нотариальную деятельность в помещении. Рабочее место (контора) должно давать возможность каждому частному нотариусу, который осуществляет нотариальную деятельность, одновременно и независимо от другого частного нотариуса осуществлять нотариальную деятельность. Лица, работающие с частным нотариусом на основании гражданско-правового или трудового договора и являющиеся техническим персоналом, должны быть обеспечены отделенной от нотариуса, должным образом приспособленной для работы комнатой. Из Положения исключен абзац, в котором идет речь об обязательном наличии приемной комнаты для пребывания лиц, ожидающих приема нотариуса. В такой комнате могли предоставлять консультации общего правового характера, но размещение рабочих мест нотариуса или лиц, занимающихся подготовкой документов, запрещалось.
Согласно новой редакции абзаца 5 пункта 3 Положения, архив частного нотариуса может храниться в металлических шкафах или в отдельной специально оборудованной комнате. Но благодаря новой редакции абзаца 10 пункта 3 Положения нотариусы должны будут иметь сейф для хранения печатей, штампов и бланков нотариальных документов.
Вместо требований абзаца 8 пункта 3 Положения оборудовать помещения конторы средствами охранной и противопожарной сигнализации требуется, чтобы помещение было защищено от несанкционированного проникновения, а входные двери и окна должны быть оборудованы средствами защиты. Соответственно, в акте о сертификации будут указываться сведения о наличии мер защиты входных дверей и окон, а не о наличии бронированных дверей.
Также расширены основания для использования помещения конторы: кроме того, что помещение может быть в собственности нотариуса или аренде, предусматривается, что оно может использоваться по договору займа. Упростили требования и к «этажности» нотариальных контор. В новой редакции указывается лишь то, что «доступ к помещению частного нотариуса должен быть удобным для посетителей». Также исключено требование, согласно которому нотариус, работающий в помещении, предоставленном другим нотариусом, договор о сотрудничестве мог заключать только с одним нотариусом.
Абзац 3 пункта 5 Положения полностью изложен в новой редакции. До начала нотариальной деятельности частным нотариусом, а также в случае изменения адреса конторы частного нотариуса, соответствующими управлениями юстиции в течение 15 дней с момента получения заявления об изменении адреса конторы, проводится проверка соответствия рабочего места (конторы) частного нотариуса условиям, определенным Законом Украины «О нотариате», по результатам которой составляется акт о сертификации рабочего места (конторы) частного нотариуса или акт об отказе в сертификации рабочего места (конторы) частного нотариуса. Положение о том, что несоответствие помещения требованиям является основанием для остановки или прекращения частной нотариальной деятельности, осталось.
Полностью в новой редакции представлены пункты 8—11. После проверки соответствия помещения ответственный работник, который проверял помещение, готовит заключение относительно возможности его использования. Теперь это заключение указывается в акте о сертификации помещения конторы. Акт о сертификации рабочего места частного нотариуса (не акт о проверке) или акт об отказе в сертификации подписывается лицом, проводившим ее, и нотариусом, чье помещение проверялось. Акт утверждается начальником соответствующего управления юстиции. Если частный нотариус не согласен с заключением, указанным в акте об отказе в сертификации рабочего места, он может обратиться в суд. Решение суда, которым признан незаконным акт об отказе в сертификации рабочего места (конторы) частного нотариуса, является основанием для осуществления нотариальной деятельности в этом помещении.
Исходя из содержания новой редакции пункта 11 Положения, а именно: «В случае несоответствия помещения требованиям Положения или отказа нотариуса от проверки соответствия Помещения его нотариальная деятельность останавливается, но не более, чем на 60 дней со дня выявления этого нарушения, или прекращается в случае неустранения нотариусом указанных нарушений без уважительных причин», — логичнее было бы пункт 12 Положения исключить.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…