Где 2 адвоката — 3 мнения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (579) » Где 2 адвоката — 3 мнения

Где 2 адвоката — 3 мнения

Практически весь 2008 год прошел под знаком совместной работы по реформированию адвокатуры. И народный депутат Украины — субъект законодательной инициативы, и общественные организации, объединяющие как юристов, так и адвокатов, и Высшая квалификационная комиссия адвокатуры (ВККА) — все были объединены не только одной целью, но и одной рабочей группой. В конце января прошлого года в парламенте Юрием Мирошниченко был зарегистрирован законопроект № 1430 «Об адвокатской деятельности». Но началом объединению неравнодушных послужил Меморандум, подписанный в конце февраля того же года Союзом адвокатов Украины (САУ) и Ассоциацией юристов Украины (АЮУ). Казалось бы, дело сделано — законопроект, выражающий общее мнение, будет написан. В апреле к работе над законопроектом присоединилась ВККА, что, в принципе, понятно: на съездах адвокатов Украины не только обсуждались идеи реформирования адвокатуры, но и создавались принципиально новые положения будущего законопроекта. Министерство юстиции Украины пообещало всячески содействовать работе над законопроектом, но припугнуло адвокатов «кнутом» в лице отдельного проекта, регулирующего деятельность юристов-предпринимателей. Создание параллельной профессии оказалось хорошим стимулом для части адвокатов, которые были против объединения адвокатов и юристов-предпринимателей.

Когда в парламент был внесен на замену законопроект «Об адвокатуре», он подвергся критике некоторыми участниками рабочей группы. А днем ранее Сергей Власенко зарегистрировал в парламенте законопроект № 3549 «О внесении изменений в Закон Украины «Об адвокатуре». Этот проект стал объектом критики САУ и тех, кто выступает против «малой» реформы адвокатуры.

Судя по внесенному г-ном Мирош­ни­ченко проекту и заявлениям членов рабочей группы, ее деятельность завершена, но это не означает, что адвокаты пришли к единому мнению и оставили желание «отреформировать» адвокатуру так, как они это видят.

Самоуправление — камень преткновения

Согласовав в общих чертах основные положения, которые должны быть в законопроекте, поддерживаемом АЮУ и САУ, даже в Меморандуме остались разногласия относительно самоуправления. Стоит ли удивляться тому, что, в первую очередь, именно положения об организации адвокатского самоуправления стали содержанием законопроекта г-на Власенко.

В целом, если сравнивать законопроекты № 1430 и № 3549 (естественно, только в части организации самоуправления), то, прежде всего, следует сказать о системе органов самоуправления. Законопроект № 3549 предлагает, основываясь на уже существующих квалификационно-дисциплинарных органах, усовершенствовать систему самоуправления. Действительно, кажется проще и быстрее «добавить» необходимые органы самоуправления, чем создавать всю систему.

Проблема организации и проведения Съезда адвокатов Украины стала особенно актуальной во время подготовки IV Съезда адвокатов Украины, когда из-за конфликта, возникшего на предыдущем Съезде, часть адвокатов заявляла, что ВККА не имеет полномочий созывать Съезд и заниматься его организацией, поскольку ВККА — лишь апелляционный дисциплинарный орган. В то же время организации, объединяющей всех адвокатов Украины, не было (и сейчас нет). Почему адвокаты остались без законодательного урегулирования организации и проведения Съезда — вопрос, датируемый еще 1996 годом. В принятой в 1996 году Конституции Украины статья 131 указывает субъектов, которые избирают членов Высшего совета юстиции, в том числе и Съезд адвокатов Украины. В действующий же (и тогда, и ныне) Закон Украины «Об адвокатуре» никаких изменений, детализирующих положения о Съезде адвокатов Украины, не внесли.

Итак, законопроект № 3549 предусмат­ривает проведение Съезда один раз в 3 года по инициативе ВККА. Почему-то сообщение о проведении Съезда предлагается публиковать в официальном печатном органе Верховного Совета Украины, хотя инициатор очередного Съезда — Высшая квалификационная комиссия адвокатуры при Кабинете Министров Украины. Также проект содержит положения о внеочередном Съезде адвокатов. Интересным представляется положение об избрании делегатов на Съезд на определенный срок — 3 года, причем вместо выбывшего другой делегат избирается на остаток срока.

Этот законопроект возрождает коллегии в практически привычном понимании этого слова. Коллегия является неприбыльным юридическим лицом, не совершает адвокатскую и предпринимательскую деятельность. В каждой административно-территориальной единице создается только одна коллегия адвокатов, членами которой являются все адвокаты по месту своего проживания (по месту регистрации). Поскольку место проживания и регистрации не всегда являются одним и тем же мес­том, стоило бы уточнить, в каком случае адвокат является членом коллегии по месту проживания или по месту регистрации.

Неоднозначным можно считать положение, согласно которому собрания членов коллегии адвокатов (созываются не реже одного раза в год в областях, Автономной Республике Крым, городах Киеве и Сева­стополе) считаются полномочными независимо от количества членов коллегии, принявших в них участие. С одной стороны, собрать необходимое количество адвокатов бывает непросто, а с другой — такое положение не стимулирует советы коллегий адвокатов информировать и собрать как можно больше адвокатов. Именно на собрания членов коллегии возлагается ряд серьезных полномочий: избрание председателя коллегии адвокатов, его заместителя, секретаря и других членов совета коллегии адвокатов, принятие решений о досрочном прекращении их полномочий; избрание делегатов на Съезд адвокатов Украины; избрание главы, заместителя председателя и других членов ревизионной комиссии коллегии адвокатов; принятие решений о досрочном прекращении их полномочий; а также утверждение положений о совете коллегии, ревизионной комиссии; утверждение отчета ревизионной комиссии коллегии адвокатов; определение размера ежегодного взноса на содержание органов адвокатского самоуправления. Советы коллегий адвокатов (в составе не более 15 лиц, избранных сроком на 3 года) действуют между собраниями членов коллегий. Председателем совета коллегии по должнос­ти является председатель коллегии адвокатов. Среди прочих возложенных на совет полномочий стоит обратить внимание на организацию предоставления правовой помощи за счет государства и правовой помощи адвокатами по назначению; рассмот­рение жалоб членов коллегии адвокатов о нарушении их профессиональных прав органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, юридическими или физическими лицами и применение соответствующих мер по защите членов коллегии адвокатов; организацию стажировки; осуществление мероприятий по организации повышения квалификации членов коллегии адвокатов.

Резкую критику со стороны САУ вызвало предложение об исключении из состава Квалификационно-дисциплинарной палаты адвокатуры (КДКА) и ВККА членов САУ (в аттестационной и дисциплинарной палатах), но законопроект № 1430 также предусматривает работу КДКА без участия САУ.

Система самоуправления, предлагаемая законопроектом № 3549 высшим органом адвокатского самоуправления, определяет Съезд адвокатов, при этом органа, который действовал бы от имени всех адвокатов Украины в промежутках между Съездами, не предусмотрено. Но если исходить из того, что председателем на Съезде определяется председатель ВККА, то можно предположить, на кого возлагается миссия представлять адвокатуру в отношениях с госорганами и на международном уровне. В принципе, такая система самоуправления не грозит построением бюрократической системы, адвокаты являются членами лишь своих территориальных коллегий и платят взносы только на содержание своих коллегий.

Но вот когда и как вступит в силу (при условии его принятия) проект г-на Власенко, не совсем ясно. Возможно, стоило бы в переходных положениях уделить внимание процессу вступления в силу Закона.

Законопроект № 1430 заслужил критику разных адвокатов, состоящих в рабочей группе. Судя по их заявлениям, проект не учитывает мнения, причем противоположные. Почему так получается — попытаемся выяснить. Если предположить, что законопроект все-таки компромиссный, то так и происходит — «ни вашим, ни нашим». Нельзя и исключать того, что законопроект снова будет дорабатываться, но уже во время его рассмотрения в профильном парламентском комитете.

Основное, что критикуют адвокаты в организации самоуправления в проекте № 1430 — это предусмотрение создания громоздкой структуры адвокатского самоуправления и «двойное» членство адвокатов в Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ) и региональных ассоциациях (статья 4). Итак, НААУ объединяет всех адвокатов Украины, представляет адвокатуру в отношениях с госорганами и на международной арене, реализует свои функции органа самоуправления через региональные ассоциации. Съезд адвокатов Украины — наивысший орган НААУ, созывается ежегодно. Совет адвокатов Украины — постоянно действующий коллегиальный исполнительный комитет НААУ в составе 30 лиц, получающих вознаграждение за работу (по одному представителю от регионов, избираемых на собраниях (конференциях) адвокатов и утверждаемых Съездом, а также председатель и два заместителя, избираемые непосредственно Съездом), собирается не менее одного раза в два месяца. Срок полномочий члена совета — 3 года, а состав подлежит ежегодной ротации, порядок которой должен быть утвержден позже. К слову, участие в органах судейского самоуправления осуществляется на общественных началах. Высшая квалификационно-дисциплинарная ­комиссия адвокатуры (ВКДКА) будет состоять из 27 лиц, избираемых Съездом адвокатов — по одному адвокату от Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя из числа кандидатов, выдвинутых собраниями (конференциями) адвокатов сроком на 3 года, и заниматься ведением единого реестра адвокатов Украины, рассматривать жалобы на решения ­региональных КДКА, ­обобщать дисциплинарную практику, ­разрабатывать программу и порядок сдачи квалификационных экзаменов. В состав ВКДКА не планируется включать представителей Минюста и судебной власти. Ревизионная комиссия НААУ также избирается на 3 года Съездом адвокатов Украины в количестве 7 лиц. Ежегодный созыв Съезда адвокатов, исходя из сроков полномочий других органов самоуправления (по 3 года), больше необходим для утверждения сметы НААУ, отчетов финансово-хозяйственной деятельности Совета адвокатов, заключения ревизионной комиссии.

Региональные органы адвокатского самоуправления дублируют национальную модель. В региональные ассоциации адвокатов ассоциированы все адвокаты региона, ее высший орган — собрание (конференция) адвокатов региона, проводится не реже одного раза в год. На собрании избирается председатель региональной ассоциации адвокатов (он же председатель регионального совета), члены регионального совета, делегаты на Съезд, председатель и члены КДКА, ревизионная комиссия.

Предполагается создание сложной бюрократической машины, ее содержание будет осуществляться за счет взносов адвокатов в региональные органы, которые часть средств будут отчислять в органы национального уровня. Отметим, в заключении Главного научно-экспертного управления аппарата парламента еще к проекту образца начала 2008 года указывалось, что содержание масштабной бюрократической машины адвокатского самоуправления, в первую очередь, отразится на взносах на материально-техническое обес­печение (уплачивается при сдаче квалификационных экзаменов) и гонорарах адвокатов. Если представить количество адвокатов, принимающих участие на национальном и региональном уровне в само­управлении, а также представить ежегодные всеукраинские Съезды и региональные собрания (конференции), то возникают вопросы: сколько останется адвокатов не в органах самоуправления и как успевать работать в перерывах между Съездами и собраниями?

Преимущество же данного проекта заключается в прописанной процедуре создания новых органов самоуправления в заключительных и переходных положениях, только под вопросом сама необходимость создания именно в такой форме.

Преимущества статуса и как его получить

Положительным и долгожданным результатом принятия законопроекта № 1430 может стать расширение процессуальных прав адвоката. Но чтобы воспользоваться этими правами, необходимо быть адвокатом. В течение 3х месяцев со дня вступления в силу закона предполагается установить период, когда лица, имеющие трехгодичный стаж работы в отрасли права, высшее юридическое образование, могут приобрести статус адвоката. Через два года после вступления в силу закона начнут действовать положения об обязательной стажировке после сдачи квалификационного экзамена.

Можно долго дискутировать относительно исключительности адвокатов в области предоставления правовой помощи, но статья 24 законопроекта — виды адвокатской деятельности — содержит ряд исключений для лиц, которые все-таки смогут заниматься юридической практикой на постоянной оплачиваемой основе. Это лица, работающие юристами, юрисконсультами на предприятиях, в учреждениях, организациях и предоставляющие правовую помощь (предоставление консультаций, разъяснений законодательства, составление заявлений, жалоб, ходатайств, договоров, юридических заключений и других документов юридического характера; представительство физических и юридических лиц по всем категориям дел в Конституционном Суде Украины и судах общей юрисдикции, правоохранительных органах, органах госвласти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях, организациях, перед физическими лицами на Украине и за границей, в иностранных, международных судебных органах) данным предприятиям, учреждениям, организациям; а также работники органов госвласти и местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина в границах своей компетенции. При этом к не адвокатской деятельности относят деятельность нотариусов, предоставляющих правовую помощь, арбитражных управляющих, третейских судей, патентных поверенных, представителей по вопросам интеллектуальной собственности, законных представителей.

Усиление прав адвоката в случае принятия данной редакции проекта повлечет за собой изменения в ряд законов. Например, работник милиции сможет входить в помещения, в которых осуществляет свою профессиональную деятельность адвокат или адвокатские образования, лишь в случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений. То же касается и права сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел и Службы безопасности Украины входить в помещения адвокатов по письменному разрешению своих руководителей или по постановлению, или санкции прокурора.

Хозяйственный процессуальный кодекс предлагается добавить статьей 481, согласно которой в состав судебных издержек относятся расходы на правовую помощь, включая оплату гонорара и расходы адвоката и другие виды расходов на правовую помощь.

Кодекс об административных правонарушениях, возможно, будет добавлен новой статьей, предусматривающей ответственность за непредоставление информации по запросу адвоката. Можно было бы установить ответственность и за предоставление неправдивой информации. Интересно, что протоколы об админправонарушениях будут составлять председатели региональных советов адвокатов. Впрочем, обязательность предоставления ответа на адвокатский запрос является достаточно дискуссионным вопросом для юристов.

В уголовном процессе, во-первых, защитником сможет быть только адвокат, который допускается к участию в деле на любой стадии, а за не допуск защитника предусмотрена ответственность и для должностных лиц учреждений предварительного заключения, защитник имеет право на сбор доказательств. Расширяются права свидетеля: он имеет право на помощь адвоката, и допрос, по его желанию, будет проводиться при участии адвоката.

Одним из важнейших приобретений адвокатов может стать написанная заново статья 611 Уголовного процессуального кодекса, регулирующая порядок и причины отвода адвоката. Основное изменение в ней — постановление судьи об отводе адвоката можно будет обжаловать.

В статье мы не коснулись организационных форм осуществления адвокатской деятельности, но то, что ее можно будет осуществлять на выбор только в трех формах, определенно не нравится адвокатам. Что же касается работы адвоката по найму, то прямого запрета, как и разрешения, в тексте проекта нет. Также не учтено замечание Главного научно-экспертного управления аппарата парламента к предыдущей редакции проекта относительно того, что адвокатскую деятельность за границей адвокат может осуществлять согласно международным договорам Украины. Управление считает, что такое положение существенно ограничивает возможности адвокатов представлять интересы клиентов.

Положительный момент, против которого не выступает ни один из адвокатов — приравнивание пенсионного обеспечения адвоката к обеспечению работников прокуратуры и судей. Адвокаты указывают на то, что работают в одних и тех же судах и делах с судьями и прокурорами, а противники приравнивания не из адвокатской среды — на то, что у адвокатов все же другие условия работы.

Адвокатам не привыкать к тому, когда в парламенте оказывается сразу несколько законопроектов, призванных реформировать адвокатуру. Обычно под давлением различных групп адвокатов разнообразие законопроектов в парламенте заканчивалось тем, что всех субъектов законодательной инициативы просили доработать свои творения. В итоге все проекты оставались проектами, а конфронтация между адвокатами, участвующими в работе по реформированию адвокатуры, нарастала. К чему приведут пока два зарегистрированных законопроекта — неизвестно. Но если вспомнить, как реформировали нотариат, то больше шансов у тех проектов, которые предусматривают «малую» реформу, и тех, которые поддерживает Минюст. Если в Меморандуме шла речь о принципиальном несогласии относительно органов адвокатского самоуправления, то чем дальше идет работа по реформированию и чем больше законопроектов в парламенте, тем больше звучит разногласий среди адвокатов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Мудрый» УПК от Нацкомиссии

Кадровые новости

Оптимизация юридического отдела в ЗАО «Мини-металлургический завод «Истил» (Украина)»

Юрий Вахель перешел на работу в ООО «Нобл Ресорсиз Украина»

Неделя права

Обращение собрания судей Высшего хозяйственного суда Украины к СМИ относительно событий, касающихся судьи Высшего хозяйственного суда Украины Михайлюка Михаила Васильевича

Юристов наградили ко Дню Соборности Украины

Адвокат, милиционер, судья?

Президент vs. парламент

Вероятно — не достоверно

«Правильный» подход к АМКУ

Новости из зала суда

Иск К. Григоришина оставлен без рассмотрения

Суд запретил выделять средства на рефинансирование банку «Надра»

Суд запретил ЦИКу регистрировать нового депутата

В. Медведчук подал иск о защите чести и достоинства

Новости из-за рубежа

За жаргон — штраф!

Вступили в силу изменения в конституцию РФ

Министр юстиции Польши ушел в отставку из-за смерти заключенного

Права российской прокуратуры расширят

Новости профессии

Институт судебных экспертиз отключали от электроснабжения

Органы юстиции Украины и Беларуси подписали первый двусторонний договор

В г. Житомире откроют научно-исследовательский институт судебных экспертиз

Компьютерная сеть ВАСУ подверглась «вирусной» атаке

Новости юридических фирм

Chadbourne & Park LLP консультировала Wizz Air в связи с доставкой самолета

ЮФ «ЮРИС» начинает предоставление бесплатных юридических консультаций

ЮФ «Астерс» консультирует ведущую российскую инвестиционную группу

ЮФ «Саенко Харенко» выступила юридическим советником Eaton Corporation

Партнер ПГ «Павленко и Побережнюк» приняла участие в общественных слушаниях

ЮФ «Саенко Харенко» — советник в отношении продажи недвижимых активов группе СКМ

В ЮФ «Астерс» — новый партнер

ЮФ Magisters открыла представительство в г. Лондоне

Реестр событий

Реформировать сообща

Экс-судья требует правосудия

Коррупции не противодействовали?

Служебная лестница

Назначения

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационную жалобу Антимонопольного комитета Украины

Арендному предприятию «6‑й Киевский авторемонтный завод» отказано в удовлетворении кассационной жалобы

Судебные решения

О взыскании задолженности по заработной плате

О нюансах рассмотрения дел о восстановлении на должности госслужащего

Частная практика

Где 2 адвоката — 3 мнения

Юридический форум

Тебя накажут, а ты ничего не скрывай...

Конкуренция: новые правила игры

Юрисконсульт

Обжалованию не подлежит, но все же...

О правовых рисках пассивного курения

Цель оправдывает средства?

Інші новини

PRAVO.UA