Люстрация судейского корпуса сейчас регулируется двумя Законами Украины: «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине» от 8 апреля 2014 года № 1188-VII (Закон № 1188-VII) и «Об очищении власти» от 16 сентября 2014 года № 1682-VII (Закон № 1682-VII). Устранить существующий дуализм предлагается в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования механизма восстановления доверия к судебной власти» № 1881. Одновременно предлагается усовершенствовать работу Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции (ВСК), созданной в соответствии с Законом № 1188-VII — именно этот орган должен стать ключевым звеном люстрации судей, а его проверки получат приоритет относительно проверок, проводимых Высшим советом юстиции и Высшей квалификационной комиссией судей по одним и тем же делам. Законопроект № 1881 зарегистрирован в парламенте народными депутатами Украины Оксаной Сыроид и Виктором Чумаком, а среди его авторов указан Маркиян Галабала — заместитель председателя ВСК.
Согласно законопроекту № 1881, люстрационная проверка судей на дублируемых основаниях будет сосредоточена в ВСК, срок работы и полномочия которой расширят. Среди ключевых изменений — проведение проверок всех судей, выносивших соответствующие решения, а не только тех, в отношении которых в ВСК поступили заявления.
Необходимость устранения двойной люстрации инициаторы законопроекта объясняют нарушением принципов «качества закона» (в трактовке Евросуда) и «правовой определенности». Вспомним, апеллируя к принципу «правовой определенности», распространение Закона № 1682-VII на судей подвергла сомнению Венецианская комиссия. Об этом же говорил Верховный Суд Украины в своем конституционном представлении относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Закона № 1682-VII.
Межведомственная координация
Как уже упоминалось, в законопроекте № 1881 предложено отказаться от заявочного принципа проведения проверки судей и проверять всех судей, попадающих под критерии, установленные в статье 3 Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине» (перечень при этом расширяется). Сведения о судьях, подлежащих проверке, должны предоставить председатели судов. На это отводится один месяц с момента вступления Закона в силу. Кроме того, ВСЮ и ВККС обязаны направить Временной специальной комиссии адресованные им заявления или представления о привлечении к дисциплинарной ответственности, об увольнении по особым обстоятельствах судей, проверка которых относится к полномочиям ВСК.
Проведение Временной специальной комиссией проверки в отношении судьи «замораживает» производства в отношении этого судьи во ВСЮ и ВККС, если такие осуществляются. При этом все представления, заявления, жалобы и материалы должны также направляться в ВСК. Но в законопроекте не уточняется, что приоритет ВСК распространяется лишь на дела, которые относятся к ее компетенции. То есть возможна ситуация, когда дисциплинарное производство в отношении судьи было прекращено до проведения проверки ВСК, последняя нарушений в рамках своей компетенции не выявила, но привлечь судью к дисциплинарной ответственности уже невозможно ввиду истечения сроков давности. Аналогично ВСК может установить отсутствие оснований для увольнения судьи за нарушение присяги при рассмотрении дел упомянутых в статье 3 Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине», но ВСЮ не сможет оперативно провести проверку о нарушении этим судьей присяги по другим делам, что гипотетически позволит этому судье как минимум отсрочить момент привлечения к ответственности. Механизм обратной передачи полученных из ВСЮ и ВККС материалов также не урегулирован. Представляется, что регулирование взаимодействия ВСК со ВСЮ и ВККС требует дальнейшей доработки, если парламент все же решит поддержать законопроект № 1881.
Организационные вопросы
Срок полномочий Комиссии предлагается продлить до трех лет. И в этот срок предлагается не учитывать время, в течение которого ВСК не могла реализовывать свои полномочия из-за отсутствия полномочного состава. Что касается количественного состава комиссии и порядка ее формирования, то положения законопроекта № 1881 в этой части, как представляется, утратили актуальность, ведь парламент 5 февраля с.г. заполнил квоту в ВСК, и предложенное техническое сокращение состава Комиссии за счет парламентской квоты вряд ли будет поддержано. Также сомнительны перспективы поддержки нормы, ограничивающей право народных депутатов входить в состав ВСК (действующая редакция закона № 1188-VII устанавливает запрет для депутатов прошлого, VII созыва) — один из новоназначенных членов ВСК как раз является народным депутатом. Таким образом, две концептуальные нормы: о том, что большинство в Комиссии должны составлять судьи в отставке и о деполитизации ее деятельности — де-факто противоречат позиции парламента, сформированной при назначении членов ВСК.
Интересно, что предложение о замене одного из субъектов формирования комиссии — Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики на Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека упоминается только в пояснительной записке к законопроекту. В тексте законопроекта и сравнительной таблице такое изменение отсутствует. Если речь идет о технической ошибке, законопроект требует доработки, ведь после поддержания его в первом чтении столь существенную правку уже не внесешь. Также желательно уточнить, продолжат ли члены Комиссии, назначенные Уполномоченным по вопросам антикоррупционной политики, осуществлять свои полномочия, или же омбудсмен получит право назначить пять новых членов ВСК.
Отдельно обратим внимание на финансовый аспект деятельности Комиссии. В Законе № 1188-VII сказано, что техническое, информационное и организационное обеспечение работы Временной специальной комиссии возлагается на секретариат Высшего совета юстиции. О финансовом обеспечении, в том числе о выплате членам ВСК заработной платы, речь в Законе не идет. Решение предложено следующее. Членам ВСК будет выплачиваться ежемесячное денежное обеспечение в размере должностного оклада судьи Верховного Суда Украины. Кроме того, если согласно действующей редакции Закона совместительство запрещено, то законопроект № 1881 предлагает более лояльную формулировку: «(члены ВСК) по собственному желанию могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по основному месту работы с сохранением общего и специального стажа». В то же время предлагается ввести ограничение на предоставление правовой помощи в судах общей юрисдикции, что очевидно должно исключить возникновение конфликта интересов в деятельности членов ВСК.
Расходы на содержание Временной специальной комиссии будут определяться в государственном бюджете Украины в составе расходов на содержание Высшего совета юстиции. Также отметим, что за каждым членом Временной специальной комиссии предлагается закреплять по три работника секретариата ВСЮ, которые определяются руководителем по предложению соответствующего члена ВСК. Это, вероятно, потребует увеличения штата секретариата ВСЮ, особенно после того, как Совет будет сформирован и приступит к работе.
Снова полномочна
5 февраля с.г., спустя десять месяцев после вступления в силу Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине» и восемь месяцев — после начала деятельности Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции (ВСК), Верховный Совет Украины заполнил свою квоту в составе этого органа. Был поддержан квотный принцип назначения — по одному представителю от фракций, входящих в коалицию.
Так, от фракции Блока Петра Порошенко в состав Комиссии избран народный депутат, член Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Владислав Голуб. Ранее он был помощником-консультантом народного депутата Украины Владимира Бондаренко, работал в МЮФ Baker & McKenzie и ЮФ «Авеллум Партнерс». Отметим, что Закон Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине» ограничивает возможность народных депутатов входить в состав ВСК, но ограничение касается только парламентариев VII созыва, на депутатов текущего, VIII созыва это ограничение не распространяется.
Фракция «Народный фронт» делегировала в ВСК доцента кафедры гражданского права Национального университета им. Тараса Шевченко Олега Первомайского. От фракции «Самопомощь» в состав Комиссии избрана менеджер проектов МО «Международная поддержка медиа» Антонина Черевко. «Радикальную партию Олега Ляшко» будет представлять адвокат Татьяна Юзькова — дочь первого председателя Конституционного Суда Украины Леонида Юзькова (№ 26 предвыборного списка партии). От фракции «Батькивщина» избран адвокат Николай Титаренко, известный как защитник Юлии Тимошенко во время рассмотрения газового дела.
Таким образом, состав Временной специальной комиссии по проверке судей общей юрисдикции увеличился до 12 членов, что достаточно для возобновления работы. Напомним: ВСК была неполномочна с ноября прошлого года после выхода из ее состава двух членов, назначенных Пленумом Верховного Суда Украины (Юрия Кармазина и Станислава Щотки).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…