Реформа и содержание — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (892) » Реформа и содержание

Реформа и содержание

Рубрика Тема номера

Незавершенная земельная реформа, как эстафетная палочка, передается при каждой смене власти в нашей стране. При этом вот уже более десяти лет риторика о необходимости осуществления реформы, а именно — разрешения вопроса с рынком земли неизменно сменяется желанием отложить решение проблемы в долгий ящик, в частности, путем продления моратория на отчуждение земель сельхозназначения.

Однако ситуация, в которой оказалась сегодня страна, требует кардинального и оперативного разрешения накопившихся проблем. Курс на реформирование уже взят, но будет ли он имплементирован, покажет время. В этой статье мы делаем краткий обзор основных направлений реформирования земельных отношений, закрепленных в Программе деятельности правительства (Программа), коалиционном соглашении, а также в ряде актуальных законодательных инициатив.

Рынок земли сельхозначения vs рынок права аренды

Незадолго до голосования в парламенте из текста Программы было изъято положение о разработке и принятии закона о рынке земель (напомним, именно с принятием этого акта, а точнее закона об обороте с/х земель, действующее законодательство связывает прекращение моратория на распоряжение такими землями). По большому счету планы действий правительственной коалиции и сформированного правительства повторяют в общих чертах опубликованный на сайте Госземагентсва 18 апреля 2014 года проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка продажи права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения». Основной акцент теперь переносится на доработку законодательства об аренде земли с тем, чтобы сделать право аренды свободнообращающимся товаром. Это, в частности, должно быть обеспечено за счет предоставления возможности продажи права аренды, а также передачи такого права в залог фактически без согласования с арендодателем.

Инструментом, благодаря которому предположительно улучшится положение собственников участков, станет фиксированный минимальный срок аренды (в разных законопроектах от 5 до 14 лет), целесообразность установления которого активно обсуждается в экспертных кругах. При этом, согласно расхожему мнению, такая норма не будет способствовать установлению паритета интересов собственника и пользователя земельного участка. В наиболее выгодном положении окажутся именно существующие арендаторы, привилегированное положение которых будет закреплено на длительный срок. Также необходимо учитывать, что собственников земли к установлению краткосрочных арендных отношений часто подталкивает не столько ультиматум потенциального пользователя, сколько перспектива отмены моратория и соответственно соблазн получить больше прибыли после возможной продажи участка.

Стоит отметить, что необходимым условием проведения любой реформы является четкое видение ситуации в будущем. Представляя Программу в парламенте, премьер-министр подчеркнул неготовность депутатов даже к дискуссии о рынке земли. Таким образом, рассчитывать на понимание законодателями конечной цели реформирования (будь то открытие рынка или полный бессрочный запрет на распоряжение землями) не приходится, поэтому речь, судя по всему, идет об очередном отложении решения вопроса до лучших времен.

Регистрация права аренды

Необходимо также упомянуть о положении коалиционного соглашения об упрощении регистрации права аренды с/х земель, что в настоящее время является очень сложной процедурой, поскольку осуществляется исключительно в регистрационных службах. Парламентарии предлагают стимулировать нотариальное удостоверение договоров аренды, в результате чего полномочия по регистрации права аренды в процессе удостоверения договора приобретут и нотариусы. Возможность принятия такого нововведения мы оцениваем очень позитивно при условии, что стоимость нотариальных услуг будет приемлемой для жителей сельской местности.

Оптимизация исполнительных органов

Процесс оптимизации государственных органов был запущен с принятием постановления Кабинета Министров Украины № 442 от 10 сентября 2014 года. В частности, Госземагентство преобразовывается в Государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, за которой, за некоторым исключением, сохраняется правопреемство прав и обязанностей агентства. Постановление закрепляет передачу Укргосреестру полномочий по регистрации вещных прав и обременений на земельные участки, но так как Укргосреестр уже выполняет эти функции с 2013 года, особых изменений для граждан ожидать не стоит.

К слову, более целесообразно предусмотреть создание единой кадастрово-регистрационной системы, то есть закрепить за одним органом функции по регистрации и самого земельного участка (то есть формирование земельного участка в понимании Земельного кодекса Украины), и соответствующего вещного права. Напомним: на ранних этапах формирования новой системы регистрации вещных прав на недвижимость такое объединение планировалось, однако в ходе межведомственных дискуссий воплощение этого намерения было решено отложить. По нашему мнению, сейчас следует вернуться к обсуждению объединения систем в силу очевидной пользы для заявителей.

Децентрализация власти

Один из основных трендов нынешних реформ в нашей стране — курс на децентрализацию власти, или, как ее уже успели окрестить, «реформа Гройсмана» (именно под руководством Владимира Гройсмана была разработана Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти на Украине, принятая 1 апреля 2014 года).

Основная идея реформирования заключается в максимальной передаче органам местного самоуправления административных функций, в то числе и по регистрации вещных прав на недвижимость. За Укргосреестром, в свою очередь, будут закреплены функции контроля и методической поддержки процесса регистрации. Возможные преимущества от передачи таких функций на места (фактически частичное возвращение к системе, действовавшей до 2013 года) заявители смогут ощутить лишь в долгосрочной перспективе. А вот в краткосрочной в системе регистрации стоит ожидать частичного «замораживания» процесса, что уже стало неотъемлемым атрибутом любых реформ на Украине.

Еще один аспект запланированной децентрализации — отнесение к полномочиям органов местного самоуправления функций по распоряжению землями за пределами населенных пунктов. При этом обсуждается два пути реализации этой задачи, а именно: пересмотр проведенного ранее разграничения земель коммунальной и государственной собственности по критерию расположения в пределах или за пределами населенного пункта или же передача органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями при сохранении существующего разграничения. Независимо от того, какую именно схему выберет парламент, инициативу по возвращению таких полномочий на места уже называют «исторической справедливостью».

Кроме вышеупомянутых направлений реформирования следует также упомянуть о задекларированном сокращении количества налогов. В отношении налога на недвижимое имущество и платы за землю такое сокращение носит номинальный характер, поскольку подразумевается их формальное объединение.

В заключение подчеркнем, что в силу сложившейся катастрофической экономической ситуации в стране к оценке неотложности и целесообразности проведения той или иной реформы необходимо подходить системно и с особой тщательностью. Пока же, несмотря на ряд качественных инициатив, системный и взвешенный подход к планированию реформ в сфере земельных отношений не наблюдается.

 

БОНДАРЕВ Тимур — управляющий партнер АО Arzinger, г. Киев,

КЛОЧУН Наталья — младший юрист АО Arzinger, г. Киев

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Явления кризиса

Акцент

Неприкосновенный запал

В фокусе: адвокатура

Скрытая угроза

Государство и юристы

Упрощение строптивого

Трансфертная развязка

ПрАвокация

Государство и юристы

Новости законотворчества

Обратиться к госорганам можно будет в электронной форме

Внесен Закон о Военной полиции

Предложен новый проект реформы адвокатуры

Государство и юристы

Донос с пристрастием

Документы и аналитика

Залог успеха

Неделя права

Римский путь

Неделя права

Новости из-за рубежа

Взыскание залога в виде жилья законно

Неделя права

Кадровый запрос

Налоговые мнения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Расходы на СМЭ

Неделя права

Конфликт исчерпан

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд смягчил меру пресечения участнику АТО, стрелявшему в судью

Дело относительно созыва съезда ученых продолжится в феврале

Новости юридических фирм

Частная практика

Технология внедрения

МЮФ Dentons консультирует синдикат польских банков по вопросам финансирования компании Inter Cars S.A.

ЮФ «Астерс» расширяет партнерский состав

МЮФ Baker & McKenzie — советник Metinvest B.V. относительно обмена еврооблигаций

Отрасли практики

Учимся списать

Доказательное выступление

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Административные нюансы

Решения недели

Судебная практика

Граждан не касается

Депутатов не страховали

Не учли права ОКУ

Самое важное

Доверительное соотношение

Слияния и сокращения

Книжная продукция

Актуальные пробелы

Судебная практика

Надлежащим доказательством возврата имущества из аренды является подписанный представителями сторон акт приема-передачи

Дисциплина судьи

Баланс соблюден

Упустить газ

Дополнительные расходы на совершеннолетних дочь, сына не подлежат взысканию отдельно от алиментов

Отсчет исковой давности в спорах о взыскании стоимости недоучтенной электрической энергии

Удивительные аресты

Налоговые преференции

Тема номера

Нежилой ком

Перебои с советом

Реформа и содержание

Частная практика

Персонал нон грата

Арбитражное направление

Інші новини

PRAVO.UA