С 1 января 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28 декабря 2014 года № 77-VIII (Закон № 77-VIII). С целью легализации заработной платы и занятости Законом № 77-VIII внесены изменения в трудовое законодательство в сфере принятия на работу, общеобязательного государственного социального страхования, а также в административное и уголовное законодательство.
Возникновение трудовых отношений
Так, в новой редакции изложена статья 24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. Если раньше для заключения трудового договора было достаточно издания приказа или распоряжения собственника либо уполномоченного им органа о зачислении работника на работу или же его фактического допущения к работе, то теперь для возникновения трудовых правоотношений законодательством предусмотрен сложный юридический факт: заключение трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника либо уполномоченного им органа, и сообщение Государственной фискальной службы о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, из КЗоТ Украины исключено положение, согласно которому трудовой договор считался заключенным и в случае, если приказ или распоряжение не изданы, но работник фактически был допущен к работе. Такая новелла в законодательстве противоречит основным постулатам трудового права. Фактический допуск работника к работе является заключением трудового договора в устной форме как основания возникновения трудовых правоотношений. Нарушение законодательного требования о письменной форме договора не может свидетельствовать о незаключении договора — трудовые правоотношения в таком случае уже возникли. Более того, при рассмотрении дела об оформлении трудовых отношений суд, принимая решение о выплате заработной платы работнику, должен проанализировать условия трудовых правоотношений, которые по сути и являются условиями заключенного между сторонами в устной форме трудового договора. Так, в КЗоТ Украины установлено, что непосредственно в районных, районных в городе, городских или городских районных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям работников об оформлении трудовых отношений в случае выполнения ими работы без заключения трудового договора и установления периода такой работы. При вынесении решения об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени при фактическом выполнении работы в полное рабочее время, КЗоТ Украины предусмотрено принятие органом, рассматривающим трудовой спор, решения о выплате работнику заработной платы не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности без учета фактически выплаченной заработной платы, о начислении и уплате налога на доходы физических лиц и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за установленный период работы.
Ответственность работодателя
Законом № 77-VIII отменено требование о регистрации в государственной службе занятости заключенного в письменной форме трудового договора между работником и физическим лицом, что также свидетельствует об уменьшении уровня гарантий трудовых прав работников, поскольку регистрация трудового договора позволяет проверить его содержание работниками государственной службы занятости и способствует занесению сведений о работе в трудовую книжку работника. Статьей 265 КЗоТ Украины установлены ответственность и порядок привлечения к ответственности юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в виде штрафа в размере от 1 до 30 минимальных заработных плат за допуск работника к работе без оформления трудовых отношений, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в полное рабочее время, выплату заработной платы без начисления и уплаты единого взноса и налогов, нарушение сроков выплаты заработной платы более чем за один месяц, выплату не в полном объеме, несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда и нарушение других требований трудового законодательства.
Негативно влиять на финансовое состояние предприятий будет также двукратное увеличение размера штрафов за нарушение порядка начисления единого социального взноса, нарушения при представлении отчетности по единому социальному взносу, предоставление недостоверных сведений, неуплату или несвоевременную уплату единого взноса.
Внесением изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Украины введена административная ответственность в виде штрафов для должностных лиц за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора и уголовная ответственность за незаконное увольнение работника по личным мотивам или в связи с сообщением им о нарушении требований Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» другим лицом, а также другое грубое нарушение законодательства о труде.
Ставка единого взноса
С целью улучшения управления социальным страхованием и сокращения расходов в этой сфере в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года предусмотрено создание Фонда социального страхования Украины путем объединения двух из четырех действующих фондов социального страхования: Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.
Также Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» введено поэтапное снижение ставки единого взноса. Так, с 1 января 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса применяются с коэффициентом 0,4 в случае, если плательщиком выполняются одновременно следующие условия:
1) общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год; если общая база начисления единого взноса не превышает в 2,5 раза или более общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год, плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления единого взноса плательщика за 2014 год на общую базу начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4);
2) средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30 % по сравнению со средней заработной платой за 2014 год;
3) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн;
4) средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных заработных плат.
Таким образом, Закон № 77-VIII предусматривает снижение ставок единого социального взноса до 2,5 раза.
С 1 января 2016 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам предусмотрено применение ставок единого взноса с коэффициентом 0,6.
Законом № 77-VIII заложены основы реформирования системы общеобязательного государственного социального страхования. Однако такие изменения будут неполными, пока реформы не охватят все органы социального страхования и не будет проведена унификация законодательства в этой сфере.
ЛЕЩЕНКО Наталья — юрист ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…