С 11 апреля 2014 года у старого состава ВККС отсутствовали полномочия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (889) » С 11 апреля 2014 года у старого состава ВККС отсутствовали полномочия

С 11 апреля 2014 года у старого состава ВККС отсутствовали полномочия

С учетом того, что по состоянию на 24 сентября 2014 года у Высшей квалификационной комиссии судей Украины отсутствовали полномочия по предоставлению рекомендации об избрании на должность судьи бессрочно или отказе в ее предоставлении, коллегия судей Высшего административного суда Украины приходит к выводу, что ВККС, проведя заседание в старом составе из членов, полномочия которых были прекращены Законом Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине», и отказав истцу в предоставлении рекомендации для избрания бессрочно судьей Павлоградского горрайонного суда Днепропетровской области, действовала не на основании, вне полномочий и способом, который противоречит Конституции и законам Украины

15 декабря 2014 года Высший административный суд Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску гр-на К. к Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) о признании незаконным и отмене решения ВККС и обязательстве принять новое решение, установил следующее.

30 октября 2014 года гр-н К. предъявил иск к ВККС о признании незаконным и отмене решения ВККС от 24 сентября 2014 года об отказе в предоставлении ему рекомендации для избрания судьей бессрочно и обязательстве ответчика принять новое решение о предоставлении ему рекомендации для избрания бессрочно судьей Павлоградского горрайонного суда Днепропетровской области.

Обосновывая исковые требования, истец сослался на Закон Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине», вступивший в силу 11 апреля 2014 года, пунктом 3 раздела «Заключительные и переходные положения» которого предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона полномочия членов Высшего совета юстиции, кроме тех, которые находятся в этом органе по должности, и ВККС прекращаются.

По состоянию на 24 сентября 2014 года новый состав ВККС не сформирован, однако ответчик в старом составе из членов, полномочия которых были прекращены вышеуказанным Законом, провел заседание и отказал в предоставлении рекомендации, в связи с чем, по мнению истца, указанное решение является незаконным, подлежит отмене, а вопрос о рекомендации для избрания судьей бессрочно — рассмотрению ВККС в новом составе.

В предоставленных ВККС возражениях указано, что в соответствии с принципом постоянства функционирования ВККС ее члены исполняют свои полномочия до начала работы вновь сформированного состава. То есть все члены, которые входят в состав Комиссии, осуществляют свои полномочия до проведения организационного заседания ВККС и принятия решения об окончании полномочий предыдущего состава указанного органа.

В судебном заседании гр-н К. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, представитель ВККС, оспаривая исковые требования, просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Установлено, что с октября 1999 года по декабрь 2005 года истец работал судьей Орджоникидзевского районного суда г. Запорожья.

Указом Президента Украины от 1 октября 2005 года № 1403/2005 был уволен с должности в связи с истечением срока, на который был назначен.

В марте 2014 года, согласно части 3 статьи 75 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», обратился к ответчику с заявлением о предоставлении рекомендации для избрания бессрочно судьей Павлоградского горрайонного суда Днепропетровской области.

Решением Высшей квалификационной комиссии судей Украины от 24 сентября 2014 года в предоставлении рекомендации ему было отказано.

Считая указанное решение ответчика незаконным, истец обратился с данным иском в суд.

В соответствии со статьей 127 Конституции Украины правосудие осуществляют профессиональные судьи и в определенных законом случаях — народные заседатели и присяжные.

Частью 2 статьи 127 Конституции Украины предусмотрено, что на должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий на Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком.

Статьей 128 Конституции Украины определено, что первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховным Советом Украины бессрочно в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 90 и части 1 статьи 92 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», ВККС является постоянно действующим органом в системе судоустройства Украины, которая действует в составе 11 членов.

К полномочиям ВККС относятся, в частности, предоставление рекомендации об избрании на должность судьи бессрочно или отказ в предоставлении такой рекомендации (пункт 5 части 1 статьи 91 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»).

Порядок избрания на должность судьи бессрочно установлен статьей 74 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и Регламентом Верховного Совета Украины.

В соответствии с частью 2 статьи 74 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» судья, срок полномочий которого истек, по его заявлению должен быть рекомендован ВККС для избрания его Верховным советом Украины на должность судьи бессрочно, если отсутствуют определенные законом обстоятельства, препятствующие этому.

Согласно части 3 статьи 74 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», избрание на должность судьи бессрочно осуществляется в следующем порядке:

1) кандидат обращается с письменным заявлением в ВККС о предоставлении рекомендации для его избрания на должность судьи бессрочно;

2) ВККС информирует о подготовке материалов в отношении кандидата на должность судьи бессрочно на своем официальном веб-портале и в официальных средствах массовой информации;

3) ВККС проверяет сведения о кандидате, учитывает показатели рассмотрения кандидатом дел;

4) ВККС принимает решение о предоставлении рекомендации или отказе в предоставлении рекомендации для его избрания на должность судьи бессрочно и в случае предоставления рекомендации направляет соответствующее представление в Верховный Совет Украины;

5) Комитет Верховного Совета Украины, к компетенции которого относится рассмотрение вопросов об избрании судей и увольнении судей, избранных бессрочно, рассматривает представление об избрании кандидата на должность судьи бессрочно, принимает решение о предоставлении рекомендации или отказе в предоставлении рекомендации об избрании кандидата на должность судьи бессрочно и вынесении этого решения на рассмотрение Верховного Совета Украины;

6) Верховный Совет Украины принимает решение об избрании кандидата или отказе в избрании на должность судьи бессрочно.

Частью 2 статьи 76 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что ВККС рассматривает вопросы, связанные с избранием кандидата на должность судьи бессрочно, не позднее чем за два месяца до окончания срока пребывания его в должности судьи.

Согласно частям 1–3 статьи 77 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», решение о предоставлении рекомендации или отказе в предоставлении рекомендации кандидата для избрания на должность судьи бессрочно принимается в присутствии кандидата в порядке, установленном Регламентом ВККС, на заседании ВККС и оглашается сразу после принятия.

Решение ВККС об отказе в предоставлении рекомендации кандидату для избрания на должность судьи бессрочно может быть обжаловано в Высшем совете юстиции в порядке, установленном Законом Украины «О Высшем совете юстиции».

В случае если Высший совет юстиции оставляет в силе решение ВККС об отказе в предоставлении рекомендации кандидату для избрания на должность судьи бессрочно, он вносит Президенту Украины представление об освобождении этого кандидата с должности судьи.

8 апреля 2014 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине», вступивший в силу 11 апреля 2014 года.

Пунктом 3 раздела «Заключительные и переходные положения» данного Закона предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона полномочия членов Высшего совета юстиции, кроме тех, которые находятся в этом органе по должности, и ВККС прекращаются. Высший совет юстиции и ВККС формируются в соответствии с законом с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего раздела, в части назначения членов Высшего совета юстиции, ВККС съездом судей Украины.

Судом установлено, что по состоянию на 24 сентября 2014 года новый состав ВККС не сформирован.

Частью 2 статьи 19 Конституции Украины предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

С учетом того, что по состоянию на 24 сентября 2014 года у ВККС отсутствовали полномочия по предоставлению рекомендации об избрании на должность судьи бессрочно или отказе в ее предоставлении, коллегия судей Высшего административного суда Украины приходит к выводу, что ВККС, проведя заседание в старом составе из членов, полномочия которых были прекращены Законом Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине», и отказав истцу в предоставлении рекомендации для избрания бессрочно судьей Павлоградского горрайонного суда Днепропетровской области, действовала не на основании, вне полномочий и способом, противоречащим Конституции и законам Украины.

Согласно пунктам 1, 2, 3 части 5 статьи 171 Кодекса административного судопроизводства Украины, Высший административный суд Украины по результатам рассмотрения дела может:

1) признать акт Верховного Совета Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, решение ВККС незаконным полностью или в отдельной его части;

2) признать действия или бездействие Верховного Совета Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, ВККС противоправными, обязать Верховный Совет Украины, Президента Украины, Высший совет юстиции, ВККС совершить определенные действия;

3) применить другие последствия противоправности решений, действий или бездействия, определенные статьей 162 настоящего Кодекса.

Исходя из полномочий Высшего административного суда Украины как суда первой инстанции, заявленных исковых требований, с целью полной защиты прав, свобод и интересов истца суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, решение ВККС от 24 сентября 2014 года необходимо признать незаконным и отменить.

В части исковых требований об обязательстве ответчика принять новое решение о предоставлении гр-ну К. рекомендации для избрания бессрочно судьей Павлоградского горрайонного суда Днепропетровской области коллегия судей Высшего административного суда Украины считает, что они подлежат удовлетворению путем обязательства ВККС рассмотреть заявление о предоставлении гр-ну К. рекомендации для избрания бессрочно судьей.

Руководствуясь статьями 18, 159–163, 1711 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд постановил:

— исковые требования гр-на К. к ВККС о признании незаконным и отмене решения ВККС и обязательстве принять новое решение удовлетворить;

— признать незаконным и отменить решение ВККС от 24 сентября 2014 года об отказе в предоставлении рекомендации для избрания его судьей бессрочно;

— обязать ВККС рассмотреть заявление о предоставлении гр-ну К. рекомендации для избрания судьей бессрочно.

Постановление обжалованию не подлежит.

 

(Постановление Высшего административного суда Украины от 15 декабря 2014 года. Дело № 800/467/14. Председательствующий — Заяц В.С. Судьи — Гончар Л.Я., Калашникова Е.В., Леонтович Е.Г., Маслий В.И.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Скорость редакции

Следствие сведут

Плановая экономия

День перевыборов

Уголовные уступки

Документы и аналитика

Венский вес

Бегущие сроки

Моральный толк

Книжная полка

Правовой выход

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» выиграла судебный спор с Государственной экологической инспекцией

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» объявила о кадровом повышении

ЮК Jurimex консультирует по правовым вопросам реформирования дорожной отрасли Украины

Отрасли практики

Частно и открыто

Группа риска

Воины совета

Решения недели

Судебная практика

Нет призыва — нет рекламы

Самое важное

Легкое увеличение

Быть в реформе

Вопросы к осуждению

Квартальный учет

Ударная установка

Налогообложение недвижимости

Судебная практика

Судебные решения

С 11 апреля 2014 года у старого состава ВККС отсутствовали полномочия

Судебная практика

Правила брокеровки

Вещный вопрос

Революционное соглашение

Сплетням — нет!

Для заемщиков в валюте

Судебная практика

Судебные решения

Отказ победителя аукциона от заключения договора купли-продажи не влечет негативных последствий для других участников

Тема номера

Ступень узнаваемости

3D-стадия

Частная практика

Держать в бонусе

Глобальное потепление

Інші новини

PRAVO.UA