На фоне политических изменений последних месяцев на Украине снова заговорили об электронной коммерции, электронном правительстве, необходимости автоматизации государственного управления и легализации интернет-торговли. Опыт ведущих государств мира (США, Великобритания, Франция, Германия) показывает, что переход к электронному правительству позволяет увеличить эффективность всех процессов в государстве в разы, минимизировать коррупцию и обеспечить доступ граждан ко всем без исключения видам государственных услуг без очередей. В целом развитие электронного правительства следует за развитием электронного бизнеса и электронной коммерции. Доказательство тому — опыт стран Европейского Союза. К примеру, в ЕС законодательное регулирование электронной коммерции существует уже давно и стабильно развивается с учетом новых тенденций, практик и проблем этой сферы. Однако, отталкиваясь от той законодательной базы, которая на сегодня существует на Украине, говорить об электронном правительстве и развитии электронной коммерции пока что сложно.
Сдерживающий фактор
Отсутствие правовой базы в этой отрасли является серьезной проблемой для всех участников: предпринимателей, которым зачастую просто невозможно выполнить требования законодательства даже по оформлению первичных документов, и конечных потребителей, права которых при осуществлении сделок мало защищены. Боязнь того, что интернет-потребитель будет обманут, является сдерживающим фактором для развития рынка.
Поскольку специального закона об электронной коммерции до сих пор нет, интернет-торговля регулируется целым рядом нормативных актов:
— Гражданским, Хозяйственным, Налоговым, Гражданским процессуальным и Хозяйственным процессуальным кодексами Украины;
— Законами Украины «О защите прав потребителей», «О защите персональных данных»;
— Правилами продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, Правилами розничной торговли непродовольственными товарами, Правилами розничной торговли продовольственными товарами;
— Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения и т.д.
Примечательно, что у отечественного рынка электронной коммерции снова появился шанс получить полноценное регулирование. Так, законопроект об электронной коммерции № 2306а, подготовленный ко второму чтению, будет предложен депутатам нового созыва на рассмотрение. Законопроект был разработан с учетом положений Директивы 2000/31/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о некоторых правовых аспектах информационных общественных услуг, в частности электронной коммерции на внутреннем рынке, Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, одобренного ООН в 1996 году, Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах от 23 ноября 2005 года.
Что предлагает законопроект?
— технологию (процедуру) заключения договора;
— порядок создания электронных подписей сторонами договора;
— возможность и порядок внесения изменений в условия договора;
— способ и порядок акцепта;
— порядок обмена электронными сообщениями и документами между сторонами при исполнении своих обязательств по договору;
— технические средства идентификации и порядок исправления возможного ошибочного акцепта и другие специфические условия, связанные со спецификой заключения электронных договоров.
Толчок развитию
Стоит отметить, что принятие закона в целом окажет положительное влияние на рынок электронной коммерции. Во-первых, наличие закона существенно облегчит работу судов, будет выработан единый подход для вынесения решений по делам как в гражданском, так и хозяйственном судопроизводстве. Во-вторых, нормы закона урегулируют отношения в сфере электронного документооборота, электронной цифровой подписи, интернет-торговли. В-третьих, законодательное урегулирование рынка электронной коммерции существенно повысит уровень защищенности, а следовательно, и уровень доверия потенциального клиента к компаниям, работающим в сфере электронной коммерции. Неоспоримым фактом является то, что закон даст толчок дальнейшему развитию рынка, предоставит новые возможности и преимущества не только потребителю, но и бизнесу в целом.
ЗОРЯ Анна — партнер АО Arzinger, г. Киев,
ЗВЯГИНА Екатерина — юрист АО Arzinger, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…