С 1 октября 2014 года начинается применение новой редакции Арбитражного регламента Лондонского международного арбитражного суда (LCIA Rules 2014), которая должна заменить предыдущую редакцию Регламента, вступившую в силу еще в 1998 году.
Новая редакция Регламента — как новая модель дорогой машины: изменения вроде бы незначительные, но ощутимо приближают к совершенству. Что же это за изменения?
Emergency Arbitrator
Как известно, в отличие от государственных судей, которые ходят на работу каждый день, арбитражный трибунал должен быть формально создан перед тем, как принимать решения. Поэтому одной из ключевых проблем арбитража является пауза между подачей иска («объявлением войны») и формированием трибунала, когда «боевые действия» могут, собственно, начаться. Во время этой паузы ответчик уже знает, что против него начат арбитраж, но трибунал еще не может наложить обеспечение.
В качестве решения проблемы «паузы на старте» некоторые регламенты предлагают возможность назначения «чрезвычайного» арбитра немедленно после подачи уведомления об арбитраже. Теперь к ним присоединился и Регламент LCIA с новой статьей 9В.
Согласно новому Регламенту, сторона может потребовать срочного, в течение трех дней, назначения чрезвычайного арбитра для решения каких-то экстренных вопросов (прежде всего, конечно, обеспечения). Такой арбитр, назначенный LCIA Court, должен будет принять решение по заявлению стороны в течение 14 дней (предварительно заслушав другую сторону). Решение чрезвычайного арбитра может быть впоследствии отменено или изменено арбитражным трибуналом.
В плане эффективности обеспечения даже чрезвычайный арбитр, конечно, уступает государственному суду, который может принять меры не только в отношении сторон, но и в отношении третьих лиц (таких как банки) или без участия другой стороны (ex parte). Однако обращение в государственный суд за рубежом — это всегда дополнительные (немалые) расходы, а также необходимость привлечения местных советников. Поэтому в ситуации, когда есть надежда на то, что другая сторона добросовестно выполнит предписание арбитража, использование чрезвычайного арбитра может быть оправданно. В любом случае назначение арбитра никак не мешает параллельно, последовательно или предварительно обратиться за обеспечением и в обычный суд.
Стоит отметить, что по новому Регламенту LCIA положения о чрезвычайном арбитре применяются, только если арбитражное соглашение было заключено после 1 октября 2014 года. В других случаях требуется предварительное согласие сторон.
Правила для юристов
Необычным нововведением Регламента является установление правил поведения для советников сторон — впервые в практике арбитража такие правила закреплены в рамках арбитражного регламента (приложение General Guidelines for the Parties’ Legal Representatives, а также новые положения статьи 18 Регламента).
Более того, согласно новому Регламенту, трибунал может не только контролировать поведение советников стороны, но и запретить замену советника, если она может «поставить под сомнение состав арбитража или окончательность решения».
Подразумевается, очевидно, ситуация, которая сложилась в деле Международного центра по урегулированию инвестиционных споров Hrvatska Elektroprivreda v Slovenia, где ответчик за несколько дней до слушания объявил о том, что на его стороне будет выступать барристер из одного объединения (chambers) с одним из арбитров. Трибунал тогда довольно спорным решением срочно запретил барристеру участвовать в деле, чтобы не подвергать сомнению беспристрастность трибунала. Такие процессуальные диверсии тем не менее не исключаются в дальнейшем и против них направлено новое положение Регламента.
Правила для арбитров
В противовес нормам поведения для советников Регламент также теперь более четко закрепляет обязанность арбитров эффективно вести дело и выделить для этого достаточно времени, прилежания и усилий (time, diligence and industry), а также вынести решение в разумное время после окончания представления позиций сторон.
В противном случае назначение арбитра-нарушителя может быть отменено LCIA Court — как по жалобе стороны, так и по собственной инициативе. Ранее предлагавшийся штраф в виде сокращения гонорара арбитра-нарушителя в окончательной версии нового Регламента не прижился.
Объединение производств
Объединение (консолидация) арбитражных производств — одно из наиболее ожидаемых нововведений, призванных упростить рассмотрение сложных многосторонних дел. Ранее консолидация допускалась, в принципе, только при согласии всех ее участников.
Теперь статья 22 нового Регламента предусматривает возможность объединения нескольких арбитражных дел даже без согласия всех сторон, правда, пока в очень ограниченных условиях.
Арбитражный трибунал по новому Регламенту может присоединить к своему производству другие дела между теми же сторонами, если в них пока не сформирован состав арбитража (или состав включает тех же арбитров), а арбитражные регламенты совпадают либо «совместимы». Таким образом, Регламент избегает проблемы конфликта компетенций трибуналов.
Кроме того, если ни в одном из таких дел трибунал не сформирован, но все они должны рассматриваться по Регламенту LCIA, такие дела по заявлению стороны могут быть объединены решением LCIA Court.
Таким образом, сделан первый довольно осторожный шаг на пути принудительной консолидации арбитражных дел. В начале пути, как видно, Регламент старается минимально вмешиваться в компетенцию других арбитров либо арбитражных институтов. Практика покажет, насколько это будет оправданно.
Технические нововведения
Богатая арбитражная практика LCIA Court дала авторам новой редакции Регламента достаточно материала для разработки ряда сравнительно мелких нововведений, которыми тем не менее зачастую и объясняется удобство пользования Регламентом.
Удачным решением было ввести в Регламент прямую норму о том, что если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение регулируется правом места арбитража (статья 16). Это правило существенно упрощает сторонам рассмотрение вопросов юрисдикции, так как право, применимое к арбитражному соглашению, сторонами явно не избирается почти никогда.
Кроме того, явным образом дано разрешение сторонам интервьюировать свидетелей перед их привлечением к делу (статья 20), разрешены письменные подачи только в электронной форме, без бумажного сопровождения (статья 4), разрешено прямое общение между сторонами и трибуналом, без участия LCIA Court (статья 13), и др.
В целом новый Регламент переработан достаточно серьезно, хотя базовые его положения (в том числе назначение всех арбитров решением LCIA Court) остались на месте. Насколько рабочим будет новый Регламент, как всегда, покажет практика.
ШЕМЕЛИН Дмитрий — юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», LL.M (Geneva), г. Киев
Владимир ЯРЕМКО,
адвокат, руководитель группы международных судебных и арбитражных споров АО Arzinger
Принятие новой редакции Арбитражного регламента LCIA обусловлено не столько необходимостью устранения проблем предыдущего регламента, сколько логичным этапом развития арбитражной практики. Ряд других ключевых международных арбитражных учреждений, например Арбитражный институт торговой палаты г. Стокгольма и Международная торговая палата в г. Париже, не так давно тоже адаптировали свои правила ведения арбитража к последним тенденциям и потребностям рынка. Тем самым арбитражные учреждения показывают то, что идут в ногу со временем.
Практика покажет, будут ли проявляться какие-либо недоработки в новой редакции Регламента. Есть все основания полагать, что нововведения будут способствовать более быстрому и эффективному арбитражному производству.
Ирина КОВАЛЬЧУК,
старший юрист L.I.Group
Принятие новой редакции Регламента — вполне ожидаемое событие в мире арбитража. Необходимость идти в ногу со временем в сочетании с имплементацией продиктованных практикой рекомендаций привели к принятию новой редакции Регламента.
Одно из нововведений — возможность обращения с заявлением в электронной форме, обмена документами и реализации некоторых других полномочий посредством электронной почты, что значительно сэкономит время и средства, а также поспособствует оперативному рассмотрению дела.
Новым для Регламента является также институт «чрезвычайного арбитра» (Emergency Arbitrator), который предоставляет возможность в ускоренном порядке назначить одного чрезвычайного арбитра для принятия неотложных мер, даже если стороны в арбитражной оговорке предусмотрели коллегиальный состав арбитража. Полномочия такого арбитра определяют стороны в арбитражном соглашении.
Павел БЕЛОУСОВ,
адвокат, советник ЮФ Aequo
С 1 октября 2014 года вступила в силу новая редакция Арбитражного регламента Лондонского международного арбитражного суда. Вслед за изменениями своих арбитражных регламентов ведущими арбитражными институциями, такими как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (SCC), Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (ICC), Международный арбитражный центр Сингапура (SIAC) и Международный центр разрешения споров (ICDR), один из старейших арбитражных институтов Европы, которым является LCIA, внес ряд изменений, которые вряд ли могут охарактеризоваться как революционные.
Скорее можно констатировать, что новый Арбитражный регламент внес определенные уточнения в части формулировок предыдущей редакции, регламентировал определенные процедуры, которые были доступны и ранее согласно практике Лондонского международного арбитражного суда (например, проведение слушаний в режиме видеоконференций), а также заимствовал ряд нововведений, ранее введенных иными арбитражными институтами.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…