Чиновничий предел — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (877) » Чиновничий предел

Чиновничий предел

Рубрика Тема номера

1 января 2014 года вступила в действие норма антикоррупционного законодательства, которая обязывает лица, уполномоченные выполнять функции государства или местного самоуправления (в том числе Президента Украины, министров, народных депутатов Украины, государственных служащих, судей и т.д.) в течение 10 дней после назначения (избрания) их на должность передать в управление другому лицу принадлежащие им предприятия и корпоративные права (часть 3 статьи 14 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 7 апреля 2011 года № 3206-VI; далее — Закон). Запрещается передавать в управление предприятия и корпоративные права в пользу членов семьи. К членам семьи относятся лица, состоящие в браке, а также их дети, в том числе совершеннолетние, родители и лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке, и другие.

Передай дальше

Очевидно, что все лица, уполномоченные выполнять функции государства или местного самоуправления, владеющие предприятиями и корпоративными правами, должны были массово передать свою собственность в управление третьим лицам. Однако произошло ли это? Нам неизвестно о массовых случаях передачи государственными служащими своих корпоративных прав в управление третьим лицам. Во-первых, многие из них не являются непосредственными собственниками предприятий и корпоративных прав либо владеют ими опосредованно через компании, созданные в иностранных юрисдикциях. Другие не торопятся исполнять требования Закона в связи с тем, что Законом не предусмотрены конкретные механизмы передачи в управление и прямая ответственность за его невыполнение.

Принимая во внимание вышеизложенные недостатки Закона, Кабинет Министров Украины предложил более детально урегулировать нормы относительно передачи лицами, назначенными (избранными) на должности, в управление другому лицу принадлежащие им предприятия и корпоративные права. Так, 18 августа 2014 года Кабинет Министров Украины подал в Верховный Совет Украины законопроект № 4524а (Законопроект), предусматривающий, что передача предприятий и корпоративных прав может осуществляться путем заключения договоров на осуществление управления предприятиями и корпоративными правами с субъектом предпринимательской деятельности, торговцем ценными бумагами или компанией по управлению активами. Если Законопроект будет принят в его теперешней редакции, требование о передаче корпоративных прав в управление будет касаться не только корпоративных прав украинских юридических лиц, но и юридических лиц за пределами Украины. Это существенно расширит сферу применения Закона, однако все еще не будет распространяться на случаи непрямого владения корпоративными правами. Законопроект также устанавливает обязанность государственных служащих уведомить уполномоченный государственный орган о передаче принадлежащих им корпоративных прав в управление. В случае невыполнения требования о передаче предлагается отзывать (увольнять) с должностей такие лица.

Законопроект не регулирует два существенных момента. Во-первых, распространяется ли обязанность передать в управление на лица, которые уже выполняли функции государства или местного самоуправления на момент вступления этой нормы Закона в силу, то есть до 1 января 2014 года, или только на лица, назначенные или избранные после 1 января 2014 года? Во-вторых, не предусмотрен механизм лишения мандатов лиц, избранных в результате народного волеизъявления (народных депутатов или депутатов местных советов).

Сравнительные характеристики

Каким образом государственному служащему или кандидату выполнить требования Закона, если он является собственником предприятий и корпоративных прав? В данной ситуации собственники, как правило, используют услуги по управлению имуществом или трастовые услуги. Основные характеристики этих институтов приведены в сравнительной таблице.

Следовательно, в связи с применением нормы Закона можно ожидать повышения спроса со стороны лиц, уполномоченных выполнять функции государства или местного самоуправления, на услуги компаний по управлению активами и юристов, специализирующихся в реструктуризации владения корпоративными правами.

 

ДЕМЬЯНЮК Ольга — старший юрист МЮФ Baker&McKenzie, г. Киев

 

Сравнительная характеристика услуг по управлению имуществом и трастовых услуг
№ п/п Критерии Управление имуществом Трастовые услуги
1 Законодательное регулирование Глава 70 Гражданского кодекса (ГК) Украины, отраслевое законодательство Институт трастовых услуг на Украине не урегулирован
2 Определение Договор управления имуществом — договор, при котором одна сторона передает второй стороне на определенный срок в управление имущество, а вторая сторона обязуется за плату осуществлять от своего имени управление этим имуществом в интересах собственника имущества или указанного им лица (часть 1 статьи 1029 ГК Украины) Трастовый договор — это договор между управляющим имуществом и учредителем траста, в рамках которого учредитель траста переводит свое имущество управляющему в целях управления имуществом в интересах бенефициаров траста
3 Переход права собственности на имущество Управление имуществом осуществляется без перехода права собственности к управителю имущества (часть 5 статьи 1033 ГК Украины) Владелец имущества передает право собственности управителю имущества
4 Ответственность управляющего имуществом Обязанность возместить причиненный ущерб собственнику имущества, а бенефициару — упущенную выгоду (часть 1 статьи 1043 ГК Украины) Ответственность предусмотрена трастовым договором
5 Виды договоров управления имуществом/трастов В зависимости от передаваемого в управление имущества (договор управления недвижимостью, имущественными правами, ценными бумагами и т.д.) Отзывной и безотзывной траст; дискреционный траст (дает управляющему свободу выбора в распределении доходов от управления между бенефициарами) и траст с фиксированным процентом (четко определены права бенефициаров)
Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Отрасли практики

Время съезду

Акцент

Бюро — находка

В фокусе: ВСЮ

ВСЮ пропало?

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ внес изменения в порядок контроля за частными вузами

Государство и юристы

Мажоритарная нота

Государство и юристы

Новости юридических фирм

IMG Partners усиливает команду

К команде «Юридической группы LCF» присоединился В. Деревянчук

CMS консультирует компанию «Татнефть» в крупном инвестиционном арбитраже против Государства Украина

Государство и юристы

Реформенное безобразие

Государство и юристы

Новости законотворчества

Указом Президента создан Комитет по вопросам разведки

Разведчикам разрешат использовать техсредства разведки

Государство и юристы

Ценовая аудитория

Венецианская миссия

Государство и юристы

Новости юридических фирм

АО «Цезарь» поддержало благотворительный мини-футбольный турнир

Юристы ЮК FCLEX защитили интересы клиентов в споре с УкрСиббанком

Документы и аналитика

Бюджетный ход

Ценная реакция

Неделя права

А вы не ждали

Информационное открытие

Неделя права

Новости из-за рубежа

«Гагаринский» спор

Неделя права

Военная хозоперация

Сдали нотариусами

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отказал истцу в споре с ВККС

КСУ проверит на конституционность «языковой закон»

Отрасли практики

Уставной фон

Системный бой

Неисполняющий обязанности

Рабочий график

Независимая суть

Репортаж

Бизнес-плен

Решения недели

Судебная практика

Санкции НБУ

Сам установил лимит

Положение не ухудшается

Самое важное

Наградный знак

Приказ на проверку

Конституцию отрекомендовали

Налоговая революция

Судебная практика

Пойти на иск

Интимный вопрос

Неновационный подход

Судебная практика

Судебные решения

Особенности увольнения в связи с виновными действиями работника, непосредственно обслуживающего товарные ценности

Судебная практика

Дефект присутствия

Прогрессивная шкала

Управление ипотекой

Судебная практика

Судебные решения

Возврат аванса не является денежным обязательством

Судебная практика

Отсутствие письменного договора о предоставлении коммунальных услуг не освобождает потребителя от их оплаты

Тема номера

Актовый вал

Чиновничий предел

Рисковые требования

Юридический форум

Десятилетие успеха

Інші новини

PRAVO.UA