О философии нового бренда, стратегических целях и тактике их достижения, а также о взаимоотношениях с участниками рынка рассказал Денис Лысенко, управляющий партнер ЮФ Aequo.
— Какие факторы предопределили ваше решение о выходе из «Василь Кисиль и Партнеры» и создании новой юрфирмы?
— Я 15 лет занимаюсь юридической практикой. Все эти годы успешно (по моей оценке) работал в слаженной команде ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», и, наверное, настало то время, когда я, а также ряд моих партнеров, работавших в «Василь Кисиль и Партнеры» 7–15 лет, пришли к мысли о том, что наш бизнес требует нового осмысления и своего рода перезапуска. Это касается различных аспектов нашей деятельности.
Нас объединяет определенная жизненная философия, несколько иное видение перспектив развития нашего бизнеса. Вопросы, возникающие в нашей ежедневной деятельности во взаимодействии с другими партнерами в рамках фирмы, натолкнули нас на мысль, что ряд бизнес-процессов можно и нужно в текущей рыночной ситуации оптимизировать, необходимо ускорять принятие стратегических решений, в первую очередь по управлению компанией, следует больше инвестировать в наших коллег (больше, чем мы могли себе позволить при имеющейся структуре), нужно улучшать организационную составляющую. В вопросе нашего взаимодействия с клиентами фокус необходимо переместить так, чтобы каждый из нас был ближе к клиенту. Руководствуясь именно этими целями, мы пришли к решению о создании собственного бизнеса.
Для меня это было непростое решение, поскольку я очень хорошо относился и продолжаю относиться к коллегам: как к тем, кто согласился принять участие в этом новом амбициозном проекте, так и к тем, кто решил остаться в составе «Василь Кисиль и Партнеры». Надеюсь, что текущий процесс нашего дружественного расставания не будет препятствовать дальнейшему сотрудничеству, и, соответственно, со своей стороны стараюсь максимально этому способствовать. Искренне верю, что этот шаг подтолкнет наш бизнес к новым свершениям, а партнеров «Василь Кисиль и Партнеры» — к нестандартным решениям, которые позволят перезапустить этот бренд. Репутация у фирмы очень высокая, но мы понимаем, что бренд — это в первую очередь люди, которые за ним стоят. И мы хотим, чтобы люди, которые стоят за нашим новым брендом, имели все возможности проявить себя.
— Насколько сейчас благоприятное время для такого шага?
— Для нас этот проект не является стартапом, несмотря на то что это новая фирма, поскольку выделилась слаженная команда — пять партнеров с ключевыми экспертами в практиках, которые эти партнеры возглавляют, а также существенная часть юристов из практики разрешения споров. Мы в целом оцениваем, что готовы к этому шагу, в том числе с точки зрения отношений с клиентами, которые нас поддерживают. Рынок, я думаю, воспринял произошедшее как новость, скорее, позитивную, подталкивающую к размышлениям о переоценке места каждого из игроков на рынке. И в этом я вижу позитив — любая, даже самая именитая фирма должна время от времени задумываться о своем месте на рынке, о том, что нового она может предложить. В этом плане процесс абсолютно положительный. Видя все сложности макроэкономической ситуации, усугубленной политическими процессами, военными действиями на востоке Украины, мы, тем не менее, считаем, что в это непростое время как раз есть возможность подумать над стратегией не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе, принять стратегические решения, которые обеспечат нам устойчивые конкурентные преимущества при восстановлении рынка. Поэтому именно сегодня — время для нестандартных решений и нестандартных ходов, даже если они кажутся несвоевременными с точки зрения достижения краткосрочного результата. Мы верим в свои силы, и эту уверенность нам в том числе придают клиенты, ведь некоторые из них сотрудничают с нами свыше десяти лет.
— Правильно ли я понимаю, что часть клиентов, с которыми вы работали в компании «Василь Кисиль и Партнеры», перешли с вами в новую фирму?
— Мы очень рассчитываем на их поддержку. Часть клиентов, с которыми мы ранее работали, реагируя на наш пресс-релиз, анонсирующий создание фирмы Aequo, уже подтвердили желание продолжить сотрудничество с нашей командой. Часть клиентов решение еще будет принимать на уровне топ-менеджмента. Уверены, что для клиентов самое важное — наличие у фирмы соответствующего уровня экспертизы в конкретной практике или отрасли. И это то, что мы вместе с ключевыми членами нашей команды готовы предложить под новым брендом. При определенной гибкости, свойственной всем молодым юрфирмам, мы предлагаем существенный опыт, о котором наши клиенты знают. Поэтому будем обоснованно претендовать на определенную долю клиентов из портфеля «Василь Кисиль и Партнеры». Есть и клиенты, которые давно работают с различными практиками «Василь Кисиль и Партнеры», и мне представляется, что им выгодней будет сотрудничать с обеими фирмами — в зависимости от того, какой вопрос их интересует.
— Как технически происходил выход? Не пострадали ли текущие проекты?
— В настоящее время мы занимаемся передачей дел части клиентов, причем как в одну, так и в другую сторону. Мы взяли на себя обязательство все проекты, начатые в «Василь Кисиль и Партнеры», довести до логического завершения. Никто из клиентов не должен пострадать от реорганизации.
— Сколько юристов присоединилось к Aequo?
— На данный момент мы говорим о команде из 22 юристов, включая пятерых партнеров. Что касается административного персонала, то в значительной части рассчитываем на коллег из «Василь Кисиль и Партнеры», но уже имеем и ряд интересных предложений с рынка. Планируем, что административный штат не будет у нас диспропорциональным по отношению к юристам. Как молодая юрфирма мы нацелены на автоматизацию и в меньшей мере — на наличие большого количества сотрудников в бек-офисе.
Мы очень рады, что наше решение поддержали ключевые члены наших команд — старшие и ведущие юристы соответствующих практик. Они разделяют нашу философию и хотят принять активное участие в новом интересном проекте. Для всех нас это определенный вызов.
— Какие направления практики будете развивать?
— Сделаем акцент на тех практиках, в которых у нас есть наибольший опыт. Я в свое время возглавлял практики корпоративного права/слияний и поглощений (сейчас это направление курирует партнер Анна Бабич), налогового права, антимонопольного и конкурентного права (к новой фирме присоединилась сильная антимонопольная команда партнера Марии Нижник). Также к нам присоединился Александр Мамуня — партнер практики разрешения споров. Его вторая специализация не менее значима с точки зрения количества и качества команды — интеллектуальная собственность. Также с нами команда практики банковского и финансового права и ее руководитель Юлия Кирпа, известные сопровождением многих знаковых проектов. Рассчитываем и на помощь Павла Белоусова, который займет должность советника практики разрешения споров. Он будет специализироваться на вопросах международного арбитража и судебной практики. Помимо г-на Белоусова, к нам присоединяется группа юристов из судебной практики «Василь Кисиль и Партнеры», работавших под началом других партнеров. Коллеги поверили в наше начинание и видят свое развитие в новом бизнесе.
— То есть речь идет практически о полном спектре услуг…
— Планируем, что это будет многопрофильная фирма, но, пожалуй, не будем фокусироваться на некоторых практиках, которые были специфическими для «Василь Кисиль и Партнеры»: в первую очередь это практика частных клиентов и практика трудового права. Мы сосредоточимся на сегменте корпоративных клиентов, среди них как зарубежные компании, с которыми мы сотрудничаем уже много лет, так и украинские клиенты. Безусловно, постараемся предоставить им тот уровень сервиса, на который они могли рассчитывать в «Василь Кисиль и Партнеры». Мы не планируем уходить в какую-то другую нишу ни с точки зрения качества наших услуг, ни с точки зрения позиционирования. Не планируем также и радикально менять ценовую политику. Хотя надеемся, что как молодая динамичная фирма будем более гибкими в наших подходах в работе с клиентами.
— Что сейчас больше востребовано клиентом: универсальность или специализация?
— В последнее время наблюдается тенденция роста уровня погруженности клиента в понимание квалификации тех или иных специалистов: клиенты изучают юристов, стараются получить информацию о наличии у них опыта работы в том или ином секторе, и это зачастую является критерием выбора. Они часто требуют персонального внимания партнера к своему вопросу и имеют на это право. Клиенты хотят видеть своим юридическим советником человека с опытом, который не просто может дать формальный юридический совет, но и выступить в качестве бизнес-советника. Многие коллеги по рынку об этом давно говорят, и я полностью разделяю эту позицию. Именно в этом направлении мы намерены развиваться.
Вместе с тем для системного крупного клиента также имеют значение многопрофильность, наличие у юрфирмы компетенции в различных сферах практики. С учетом ориентации на корпоративных клиентов для нас абсолютно понятна необходимость наличия как трансакционных практик, так и возможностей защиты интересов клиента в судебном порядке.
— Как организованы бизнес-процессы? В частности, на ком лежит функция привлечения клиентов?
— И раньше (в «Василь Кисиль и Партнеры»), и сейчас мы придерживаемся концепции, что каждый из партнеров в рамках своей практики является продавцом услуг. Клиент должен понимать, кто реально будет вести его проект, должен почувствовать опыт юриста, найти точки соприкосновения, чтобы начать работать. Я на позиции управляющего партнера, безусловно, намного больше внимания буду уделять вопросам развития бизнеса, и уверен, что могу полагаться на поддержку партнеров по генерации бизнеса.
— Работает ли кросс-селлинг?
— Привлечение клиентов посредством кросс-селлинга неплохо себя зарекомендовало в «Василь Кисиль и Партнеры», и мы планируем усилить это направление в Aequo, будучи более сплоченной командой. Все наши партнеры имеют длительный опыт работы с существенным элементом кросс-селлинга между банковской, корпоративной, антимонопольной, судебной практиками и практикой интеллектуальной собственности. В рамках этой системы координат мы обмениваемся клиентами, и в основном те клиенты, которых мы обслуживаем, работают с нами более чем в одной практике. Это для нас правило, а не исключение.
— В чем ваше конкурентное преимущество по сравнению с другими участниками рынка?
— Наше преимущество — это наш опыт, наш уровень отношений с клиентами, прежде всего уровень доверия, и уровень взаимодействия нашей команды, что определяет скорость принятия нами решений в интересах клиентов.
Мы неоднократно задавали подобный вопрос клиентам. Судя по их ответам, можем сделать вывод: клиентам важно иметь надежного юридического советника — и именно таким советником мы хотели бы стать. Причем не только надежным советником, но и прозрачным, понятным партнером. Часто это даже важнее, чем сугубо профессиональные достижения.
— Кто ваши конкуренты?
— В перспективе нескольких лет мы видим себя в пятерке украинского юридического рынка, соответственно, должны конкурировать с теми юрфирмами, которые сейчас его представляют. Для нас, безусловно, важны достижения в каждой из практик, и мы рады, что партнеры, создающие фирму, имеют определенный задел в своих направлениях, но в целом для нас важна узнаваемость нового бренда, который мы надеемся наполнить конкретным содержанием.
— Кстати, почему именно Aequo, а не именной бренд, например «Лысенко и Партнеры»?
— Время компаний, которые привязаны к конкретным персоналиям, с точки зрения системного развития, наверное, все же прошло. Бренд должен отображать некую общую ценность, а не фамилию. Я это говорю при полном уважении к Василию Ивановичу Кисилю, который был моим учителем, и считаю, что для нашего рынка это фигура абсолютно знаковая, а потому такую фирму, как «Василь Кисиль и Партнеры», точно нельзя переименовывать.
Aequo — заимствование из латыни. Есть такое известное выражение: «Ex aequo et bono», что в переводе значит «по справедливости». Когда мы думали над названием фирмы, я вспомнил лекцию Василия Ивановича, которой он обычно открывает свой курс: «Право — это искусство добра и справедливости». Концепция справедливости (во взаимоотношениях «клиент — юрист», «партнеры — персонал», «юрфирма — юрфирма») близка нам, и именно ее мы хотим предложить рынку.
— Что касается профессиональной философии, на каких принципах построен ваш бизнес?
— Бизнес построен на принципах справедливости, что заложено у нас в названии, и прозрачности в отношениях с клиентами. Хотим сохранить подход, при котором клиенты нас считают «nononsenselawyers». И мы очень ценим лояльность коллег, поверивших в идею и присоединившихся к нам в нынешних непростых условиях.
— Сейчас много говорят об инновационности юрбизнеса. Ваша фирма инновационна?
— Да. Это одно из направлений, в которое мы инвестируем уже на начальном этапе. Мы готовы инвестировать в наших людей с точки зрения их технической оснащенности. Также мы инвестируем в IТ-системы, что поможет нам быть более быстрыми и эффективными по сравнению с конкурентами. Мы нацелены на то, чтобы фирма была максимально адаптированной к жестким требованиям рынка.
— Каких принципов конкурентной борьбы вы планируете придерживаться?
— В рамках нашей длительной работы в «Василь Кисиль и Партнеры» мы придерживались высокого уровня этических стандартов во взаимоотношениях с коллегами по цеху, и в этом вопросе не намерены менять подходы. Мы рассматриваем всех коллег как наших партнеров, с которыми пересекаемся как в работе, так и в неформальном общении. Со всеми, включая наших бывших партнеров, намерены жить дружно, поддерживать ровные отношения, что, впрочем, не исключает конкуренции.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…