Превентивная сфера — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (861) » Превентивная сфера

Превентивная сфера

Будучи широко распространенным в мировой практике, комплаенс сравнительно недавно стал обсуждаемым и востребованным трендом на Украине. И если до недавнего времени комплаенс-программы интересовали в основном крупный и международный бизнес, последние законодательные изменения создали предпосылки для повсеместного внедрения функций комплаенс-контроля. Так, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере государственной антикоррупционной политики в связи с выполнением Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины» от 13 мая 2014 года № 1261-VII прямо предусмотрена обязанность юридических лиц обеспечивать «разработку и принятие мер по предотвращению коррупции, которые являются необходимыми и обоснованными для предотвращения коррупции в деятельности юридического лица и поощрения работников действовать согласно закону, нормативно-правовым актам и установленным предприятием правилам и процедурам по выявлению и предотвращению коррупции в деятельности юридического лица» (соответствующей статьей 141 дополняется Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции»). Кроме того, вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц» от 23 мая 2013 года № 314-VII, который содержит основания для применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера, в том числе за совершение должностным лицом юрлица действий, ответственность за которые предусмотрена «антикоррупционными статьями» УК, если они были совершены с целью получения неправомерной выгоды именно юрлицом. Это, несомненно, активизирует работу по реальному внедрению комплаенс-процедур в бизнес-процессы, причем этим озаботятся не только представительства иностранных корпораций, но и украинские компании, работающие исключительно на внутреннем рынке.

Рынок юридических услуг соответственно отреагировал на возникший спрос, и значительное количество компаний включило комплаенс в перечень своих услуг. Но, как отмечает управляющий партнер ЮФ «Антика» Алексей Кот, в большинстве случаев их качество оставляет желать лучшего из-за отсутствия опыта у юристов в разработке комплаенс-политик для компаний. «Как правило, эти документы готовятся на базе уже существующих политик в корпорации путем их поверхностной адаптации к украинскому законодательству. Эти факторы, безусловно, не способствуют пониманию большинством клиентов сути и необходимости комплаенс-политик, а это, в свою очередь, приводит к тому, что спрос на данный вид услуг со стороны украинских компаний без иностранного капитала практически отсутствует», — констатирует г-н Кот.

«Мы являемся свидетелями роста востребованности внешнего консультирования, связанного с комплаенс. По сравнению с европейской практикой у нас это в меньшей степени связано с требованиями законодательства, но больше — с желаниями собственников бизнеса либо вести бизнес более открыто ­(например, для предпродажной подготовки), либо сделать его попросту более контролируемым и прозрачным для самого собственника», — считает адвокат МЮФ Schoenherr Артем Сокуров.

Преимущества внешних консультантов, по мнению г-на Сокурова, состоят в том, что предоставленные ими выводы или продукт представляют собой взгляд со стороны, являются объективными и основанными на опыте работы над схожими проектами, а во-вторых, у советников отсутствует конфликт интересов и возможность оказания на них эффективного влияния минимальна. «Очевидно, что эффективность комплаенс-системы и уровень доверия компетентных органов и западных контрагентов к отчетам корпоративного расследования, проведенного сотрудниками компании, гораздо ниже, чем к тем, которые разработаны и внедрены независимыми профессионалами, имеющими необходимые знания, опыт и репутацию. В связи с очевидными глобальными процессами в сфере международного экономического сотрудничества и финансового контроля юристы постоянно отслеживают новейшие мировые тенденции, что позволяет им заблаговременно информировать своих клиентов о возможных рисках в будущем и мерах, которые необходимо принять для их предотвращения», — комментирует Евгений Шапиренко, юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович».

Кроме непосредственно консультирования по вопросам построения и деятельности системы комплаенс в компании, услуги юридических фирм в этой сфере охватывают широкий спектр вопросов, относящихся к функционалу комплаенс, а также предоставление правовой помощи в случае возникновения у компании проблем, связанных с теми или иными нарушениями в подконтрольных комплаенс-сферах.

«Юридические и консалтинговые компании на Украине предлагают своим клиентам услуги по проведению анализа внутренних процедур компании на предмет потенциальных нарушений, проверке соответствия их требованиям антикоррупционного международного и иностранного законодательства, разработке и усовершенствованию данных процедур, а также по проведению внутрикорпоративного расследования с целью проверки деятельности компании. Интерес к данным услугам на Украине постоянно растет, хотя все еще является не настолько высоким, как в странах Западной Европы и США», — отмечает Евгений Шапиренко.

Артем Сокуров среди наиболее востребованных в рамках практики комплаенс-услуг выделяет следующие: разработка внутренних положений о проверке контрагентов перед заключением сделок и последующем мониторинге контрагентов и сделок с ними; тренинги и разработка внутренних положений по работе с поставщиками в разрезе конкурентного законодательства и антикоррупционные комплаенс-тренинги. Часто по поручению клиента внешние консультанты адаптируют соответствующий business conduct code материнской компании сообразно требованиям украинского законодательства, что порождает немало практических вопросов и часто требует поиска компромиссов ввиду отсутствия соответствующих правовых институтов на Украине либо просто их неприменимости.

«Такие услуги, как правило, востребованы крупными компаниями, имеющими соответствующие обороты, большой штат сотрудников и осуществляющими активную деятельность на том или ином рынке. Наличие документа, устанавливающего правила соблюдения конкурентного законодательства, позволяет идентифицировать основные события/действия в компании, которые могут свидетельствовать о признаках нарушения. При этом, руководствуясь таким документом, сотрудники четко понимают, как вести себя в той или иной ситуации и при достижении/наличии каких показателей нужно срочно уведомлять менеджмент», — добавляет партнер ЮФ Droit Виктория Пташник.

Юрфирмы также оказывают услуги, связанные с функцией комплаенс в рамках сотрудничества по конкретным проектам. Имеется в виду due diligence объектов в рамках M&A-сделки с целью выявления коррупционных и других рисков, связанных с объектом сделки. Отдельная услуга — due diligence заказчиков, партнеров, поставщиков и других третьих сторон на предмет соблюдения ими национальных, международных и/или корпоративных стандартов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и соблюдения нормативно-правовых требований. Кроме собственно антикоррупционных требований, комплаенс осуществляется в сфере антимонопольного регулирования, налогообложения, экологического законодательства и т.д. Юрфирмы также предлагают проведение семинаров и тренингов с целью обучения персонала компании основам комплаенс и регулярного информирования о последних законодательных изменениях. А если принятые меры оказались неэффективными либо, что вероятней, к юристам обратились слишком поздно и в отношении компании начато расследование, юрфирмами предлагается правовая поддержка по устранению негативных последствий.

«Опытный юридический советник в случае допущения компанией нарушений может определить действия, которые могут быть предприняты компанией до момента извещения компетентных органов иностранных стран, в связи с чем такое извещение может потерять актуальность», — подчеркивает Евгений Шапиренко, напоминая, что, согласно законодательству западных стран, функционирование действенной системы комплаенс, ее постоянное усовершенствование, самостоятельное выявление уже допущенных правонарушений и self-reporting в компетентные органы являются весомыми смягчающими обстоятельствами при определении уровня ответственности компании и ее должностных лиц.

А  Артем Сокуров убежден, что затраты, понесенные на комплаенс с привлечением внешних консультантов, позволяют предотвратить более серьезные последствия (в виде, например, потери контрагентов, значительных санкций со стороны контролирующих органов или приостановления лицензий или других разрешительных документов) и существенно ограничить либо даже исключить репутационные риски.


Комментарии

Взгляд со стороны

Алексей КОТ,
управляющий партнер ЮФ «Антика»

Важной особенностью комплаенс-услуг является существенная роль внешних консультантов в разработке соответствующих политик в компании. Это связано с тем, что комплаенс-политики компании должны учитывать и отражать мельчайшие детали законодательного регулирования и практики. Кроме этого, важнейшим фактором является то, что внешний консультант дает компании «взгляд со стороны», что позволяет выявить не только отдельные нарушения законодательства, допускаемые в процессе деятельности компании, но и обнаружить и устранить неправильную организацию бизнес-процессов и не допустить подобных нарушений в будущем.

Практика показывает, что клиенты чаще всего обращаются уже после того, как были допущены нарушения законодательства. Проведение комплаенса в качестве превентивных мер на Украине еще не выработалось. Тем не менее с ростом размеров штрафов за различные нарушения следует ожидать изменения в подходе клиентов к этому вопросу, поскольку важное значение здесь имеет экономическая составляющая. Примером тому является вопрос правомерности рекламно-информационной деятельности компаний. Сегодня в связи с активной деятельностью Антимонопольного комитета Украины все больше компаний обращаются с запросом на проведение проверки соответствия продукта всевозможным требованиям до момента вывода рекламных продуктов на рынок, поскольку оплата услуг консультантов для клиентов обходится дешевле, чем устранение уже допущенного нарушения.

Знание специфики

Виктория ПТАШНИК,
партнер ЮФ Droit

Принимая во внимание нашу специализацию, мы предоставляем услуги в сфере competition compliance. Необходимость привлечения внешних консультантов для предоставления подобного рода услуг обусловлена прежде всего спецификой конкурентного права. Так, законодательство о защите экономической конкуренции зачастую носит оценочный характер. Оно устанавливает лишь общие принципы, направленные на защиту конкуренции. Вот почему для разработки программ соблюдения конкурентного законодательства привлекаются внешние консультанты, имеющие соответствующую специализацию.

В идеале услуги по соблюдению конкурентного законодательства должны быть востребованы как превентивная мера по недопущению нарушений. Однако на практике часто случается, что компании решают внедрить у себя соответствующие политики, провести специальные тренинги для сотрудников лишь после того, как столкнутся с АМКУ (в данной ситуации, конечно, не идет речь о крупных иностранных корпорациях, чьи стандарты качества не позволяют работать без соответствующих процедур). Так, одним из последних наших проектов в данной сфере была разработка правил поведения при подготовке и участии в тендерных процедурах и проведение соответствующего тренинга для сотрудников компании. Необходимость обращения к внешнему консультанту была обусловлена наличием расследования АМКУ антиконкурентных согласованных действий в виде искажения результатов торгов. Разработка указанных правил и проведение тренинга для сотрудников как принятая компанией мера по недопущению совершения нарушения в будущем позволили повлиять на предполагаемый исход дела и существенно снизить штрафные санкции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Новости законотворчества

Газовые месторождения предложено национализировать

Государство и юристы

Нормы правления

Образец для поражения

Служебное расследование

Кадровые постановки

Судонастроение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Обязанности глав секретариатов ВККС и ВСЮ временно расширят

Разработана новая редакция антикоррупционного закона

Документы и аналитика

Операция с ликвидацией

Механизм неисполнения

Книжная полка

Итоговый расчет

Новости юридических фирм

Частная практика

В. Ратушняк представил изменения в Закон «Об автомобильном транспорте»

МЮФ Integrites выступила юридическим советником ТД «Левада»

В Киеве состоялся экспертный семинар IBA «Международные тенденции и стандарты в сделках M&A»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник ЕБРР по предоставлению финансирования «Укрграфиту»

Юристы FCLEX защитили интересы компании «Восток-Руда»

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ПАО «Сумыхимпром»

Отрасли практики

Трансфертное средство

Деление без осадка

С позволения отказать

Сила оттока

Вреда обитание

Экстренный вызов

Решения недели

Судебная практика

Действительный договор

Меры не освобождают

Монопольный субъект

Самое важное

Факторинг риска

Евроведение

Налоговики «передумали»

Неоднородное дело

Автономная публика

В основе — достоинство

Судебная практика

Урочный вклад

Защита трудна

Таможня не отдает добро

Дружественное урегулирование

Судебная практика

Судебные решения

Условия передачи в аренду земельного участка, находящегося в коммунальной собственности

О нюансах реструктуризации задолженности за газ

Тема номера

Связать приложения

Продление контакта

Общественное сомнение

Частная практика

DAV на Украине

Превентивная сфера

Інші новини

PRAVO.UA