Общественное сомнение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (861) » Общественное сомнение

Общественное сомнение

Рубрика Тема номера

13 мая 2014 года исполняющий обязанности Президента Украины Александр Турчинов подписал Закон Украины «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» (Закон), который 17 апреля 2014 года в целом был принят Верховным Советом Украины.

Давно пора

Активные дискуссии по поводу необходимости создания общественного телевидения на Украине ведутся еще с 2004 года. Это в первую очередь обусловлено требованиями со стороны Европейского Союза, который уже давно обращает внимание Украины на необходимость создания общественного теле- и радиовещания в нашей стране.

Институт общественного вещания — один из наиболее эффективных механизмов обеспечения свободы слова и неотъемлемый атрибут демократического общества, основной целью которого является осуществление непредвзятого и независимого от государства вещания в теле- и радиопространстве для обеспечения конституционного права каждого на информацию.

Основная задача общественного вещания заключается в представлении  интересов всего населения, а не в обслуживании тех либо иных групп влияния, а также в формировании открытого гражданского общества в стране.

В пояснительной записке к типовому закону об общественном вещании, который в 1998 году был разработан ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи, предусмотрено, что общественным является вещание, которое предназначено, финансируется и контролируется обществом.

Подобный институт на протяжении многих десятилетий уже существует во всех развитых странах мира. Нельзя не отметить, что родоначальником общественного вещания по праву называют британскую компанию ВВС, которая уже почти 90 лет воплощает в жизнь основные идеи данного института.

При этом система общественного вещания в разных странах мира разная, отличия могут проявляться в форме собственности либо в порядке финансирования, а также в содержании программ и объеме аудитории. Правовое регулирование деятельности общественного вещания осуществляется при этом специальным национальным законодательством, например, в Великобритании это Королевская хартия, а в США — Закон об общественном вещании.

Несмотря на то что Закон Украины «О системе Общественного телевидения и радиовещания» был принят в нашей стране еще в 1997 году, такая система, к сожалению, до сих пор так и не начала функционировать.

Показательным является тот факт, что на момент принятия Закона Украины «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» 17 апреля 2014 года среди европейских стран общественные вещатели отсутствовали только в государстве Украина и Республике Беларусь.

Как уже было сказано выше, начиная с 2004 года в нашей стране велось активное обсуждение необходимости трансформации государственного телевидения — наследства со времен Советского Союза —   в полноценный институт современного демократического общества.

Нельзя не отметить, что разработка Закона Украины «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» проходила на протяжении последних нескольких лет с привлечением к этому процессу международных экспертов и консультантов.

Анализ нововведения

 Итак, анализируемым Законом предусматривается ликвидация существующих государственных вещателей и создание Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ), которая является юридическим лицом публичного права.

При этом в Законе определены основные задачи НОТУ, среди которых:

— объективное полное своевременное и беспристрастное информирование об общественно значимых событиях на Украине и за рубежом;

— содействие в консолидации украинского общества;

— развитие и укрепление статуса украинского языка и культуры, содействие развитию языков и культур национальных меньшинств;

— содействие наиболее полному удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения Украины, в том числе путем создания и распространения экономических, историко-документальных, культурных, учебно-познавательных, развлекательных, спортивных программ, программ для детей и молодежи, людей с ограниченными физическими возможностями, национальных меньшинств, других социальных групп;

— оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу жизни или здоровью людей;

— предоставление гражданам Украины востребованных информационных продуктов, отсутствующих на коммерческом рынке;

— содействие укреплению международного авторитета Украины.

Также указанным законодательным актом определены правовые основы деятельности НОТУ, гарантии ее независимости, принципы деятельности и структура.

Так, структурными подразделениями НОТУ являются Общественное телевидение и Общественное радио, а устав вышеуказанной организации утверждается Кабинетом Министров Украины.

Надзор за деятельностью НОТУ осуществляется наблюдательным советом, в состав которого входят по одному представителю от депутатских групп и фракций Верховного Совета Украины и девять членов от всеукраинских общественных объединений, которые в свою очередь должны соответствовать прописанным в Законе требованиям. Срок полномочий членов Наблюдательного совета НОТУ составляет четыре года. При этом одно и то же лицо не имеет права входить в состав Наблюдательного совета НОТУ более чем два срока подряд независимо от продолжительности таких сроков.

Исполнительным органом НОТУ является правление, которое подконтрольно наблюдательному совету НОТУ и члены которого избираются наблюдательным советом НОТУ также на четыре года.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности возлагается на ревизионную комиссию, наделенную в силу своих полномочий правом на проведение плановых и внеплановых проверок деятельности НОТУ.

Что касается финансирования, то анализированный Закон предусматривает финансирование НОТУ за счет средств Государственного бюджета Украины на протяжении первых четырех лет со дня вступления в силу Закона. После окончания указанного срока финансирование может осуществляться за счет продажи собственной продукции, платы за использование авторских и смежных прав, государственного либо местных бюджетов, благотворительных взносов и т.д.

Также предусматривается, что получение и переоформление лицензии НОТУ проводится в соответствии с Законом Украины «О телевидении и радиовещании» с учетом особенностей, установленных Законом.

Напоследок хотелось бы отметить, что Закон, конечно, еще далек от совершенства. Непременно данная редакция еще неоднократно будет подвергнута изменениям и коррективам, которые в будущем смогут приблизить его к лучшим западноевропейским образцам.

Будем надеяться, что принятие и подписание данного Закона является не очередным политическим популизмом, а свидетельствует о демократических трансформациях, происходящих в нашем государстве сегодня, и на Украине наконец-то начнется такая долгожданная работа по созданию и функционированию общественного вещания.

 

МАНОЙЛЕНКО Екатерина — юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев


Мнение

Расширяем плюрализм

Дарья ГАНЗИЕНКО,
юрист МЮФ Integrites

В целом принятие Закона должно положительно отразиться на трансформации телерадиовещания на Украине, поскольку его реализация в перспективе расширит плюрализм СМИ и обеспечит столь ценную достоверность информации, избавив теле- и радиоэфиры от популизма. Веским аргументом в пользу принятого Закона является наличие нормы о запрете вмешательства государственных и органов местного самоуправления в деятельность Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ) с целью установления цензуры, предварительного контроля или незаконного влияния на содержание информации.

Однако сегодня открытым остается вопрос формирования Наблюдательного совета: кто должен входить в его состав, какими профессиональными качествами для этого обладать. Профессиональные критерии отбора членов Наблюдательного совета должны быть более четкими. Высокие моральные и профессиональные качества, как обозначено в законе, без необходимых знаний и опыта работы в сфере телерадиовещания не обеспечат надлежащую работу НОТУ.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Новости законотворчества

Газовые месторождения предложено национализировать

Государство и юристы

Нормы правления

Образец для поражения

Служебное расследование

Кадровые постановки

Судонастроение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Обязанности глав секретариатов ВККС и ВСЮ временно расширят

Разработана новая редакция антикоррупционного закона

Документы и аналитика

Операция с ликвидацией

Механизм неисполнения

Книжная полка

Итоговый расчет

Новости юридических фирм

Частная практика

В. Ратушняк представил изменения в Закон «Об автомобильном транспорте»

МЮФ Integrites выступила юридическим советником ТД «Левада»

В Киеве состоялся экспертный семинар IBA «Международные тенденции и стандарты в сделках M&A»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник ЕБРР по предоставлению финансирования «Укрграфиту»

Юристы FCLEX защитили интересы компании «Восток-Руда»

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ПАО «Сумыхимпром»

Отрасли практики

Трансфертное средство

Деление без осадка

С позволения отказать

Сила оттока

Вреда обитание

Экстренный вызов

Решения недели

Судебная практика

Действительный договор

Меры не освобождают

Монопольный субъект

Самое важное

Факторинг риска

Евроведение

Налоговики «передумали»

Неоднородное дело

Автономная публика

В основе — достоинство

Судебная практика

Урочный вклад

Защита трудна

Таможня не отдает добро

Дружественное урегулирование

Судебная практика

Судебные решения

Условия передачи в аренду земельного участка, находящегося в коммунальной собственности

О нюансах реструктуризации задолженности за газ

Тема номера

Связать приложения

Продление контакта

Общественное сомнение

Частная практика

DAV на Украине

Превентивная сфера

Інші новини

PRAVO.UA