Поручитель в законе — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (859) » Поручитель в законе

Поручитель в законе

Многие банки практикуют оформление договоров с оговорками, что поручитель признает любые изменения в будущем

Современные экономические реалии таковы, что окончания затянувшейся войны между заемщиками и банками пока не предвидится. Юристы с обеих сторон ломают копья в судах, высшие суды регулярно издают разъяснения и постановления пленумов, каким же образом следует рассматривать те или иные спорные вопросы кредитных правоотношений. Законодатель мечется между стабильностью банковской системы и благородной целью — защитить социально уязвимых граждан.

Еще не все решено

Несмотря на активное законотворчество, наличие обширной и разносторонней судебной практики, многие вопросы применения и толкования законодательства остаются все еще неоднозначными.

Одним из таких является вопрос прекращения ­поручительства.

Напомним, что в силу требований статьи 559 Гражданского кодекса (ГК) Украины поручительство, в частности, прекращается «с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения обязательства без согласия поручителя, вследствие чего увеличивается объем его ответственности».

Согласно части 4 статьи 559 ГК Украины, «поручительство прекращается после окончания срока, установленного в договоре поручительства. А если такой срок не установлен, то поручительство прекращается, если кредитор на протяжении шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства не предъявит требование к поручителю. Если срок основного обязательства не установлен или установлен моментом предъявления требования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иск к поручителю на протяжении одного года со дня заключения договора поручительства».

Как показывает судебная практика, банки и заемщики, а вместе с ними и суды, включая высшие, понимают данные нормы неодинаково.

Так, по одной из позиций, поручительство должно считаться прекращенным, если банк не обратился с судебным иском к поручителю в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства, даже если банком в указанный шестимесячный срок было направлено такому поручителю письменное требование о погашении задолженности. Оппоненты же считают, что после обращения с простым письменным требованием в шестимесячный срок у них есть еще три года общего срока исковой давности для предъявления такого иска.

Разнится позиция также и в подходе к определению увеличения объема ответственности поручителя. Так, по мнению поручителей, любое изменение к основному договору, в результате которого гипотетически повысится их ответственность, а согласие на такие изменения не было получено в четкой и однозначной письменной форме по каждому из изменений к основному договору, должно повлечь прекращение поручительства. Банки считают, что поручительство может быть прекращено только в случае, если в результате изменения основного обязательства произошло действительное повышение ответственности поручителя, и при этом согласие поручителя может быть ­сформулировано однократно при подписании договора поручительства.

Казалось бы, после того как пленум Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) в 2012 году однозначно поддержал правовую позицию, согласно которой и требование к поручителю, и иск к нему должны быть предъявлены в пределах шестимесячного срока, судебная практика должна была бы стать единообразной и соответствующей принципам правовой определенности. Однако в том же 2012 году этим же судом (!) принимаются решения, в которых ВССУ придерживается диаметрально противоположной правовой позиции. Так, в определении от 21 ноября 2012 года ВССУ приходит к выводу, что кредитор может обратиться с иском к поручителю на протяжении трехлетнего срока исковой давности, если им было направлено поручителю письменное требование в пределах шести месяцев. К похожему выводу приходит ВССУ и в определении от 10 апреля 2013 года, утверждая, что часть 4 статьи 559 ГК Украины не ограничивает право кредитора обратиться с соответствующим иском к поручителю шестимесячным сроком, если было предъявлено соответствующее письменное требование.

Такая ситуация выглядит даже абсурднее известной шутки «два юриста — три мнения». Неудивительно, что говорить о единообразном правосудии со стороны судов общей юрисдикции и вовсе не приходится. Судьи ориентируются, очевидно, на ту правовую позицию, которая в каждой конкретной ситуации позволяет принять не столько справедливое и законное решение, сколько сделать субъективный выбор в пользу одной из сторон.

К сожалению, на сегодня Верховный Суд Украины все еще не сказал своего веского слова по данной проблематике. Выступая на ежегодном судебно-правовом форуме в апреле 2014 года, судьи Верховного Суда данный вопрос оставили без ответа. В то же время мы услышали, что данная спорная правовая позиция активно изучается и анализируется высшим судом в системе общих судов Украины, однако не может быть озвучена в силу того, что в производстве Верховного Суда Украины находятся соответствующие судебные споры по вопросу прекращения поручительства.


Комментарии

Разногласия существуют

Артем СТОЯНОВ, старший партнер «Юридической группы LCF»

Как показывает наша практика, большинство договоров поручительства содержит оговорку о действии договора до момента полного исполнения заемщиком своих обязательств. При таких условиях договора суды считают, что срок действия договора поручительства не установлен, и применяют положения части 4 статьи 559 ГК Украины: «Поручительство прекращается, если кредитор в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения кредитного обязательства не предъявит требования к поручителю».

Действительно, существует различное толкование по вопросу, достаточно ли отправки письма-требования в течение указанных шести месяцев с последующей подачей иска в течение трехгодичного срока исковой давности, либо как письмо-требование, так и иск к поручителю должны быть поданы в течение шести месяцев со дня наступления срока возврата кредитных средств?

Для начала предлагаю обратиться к содержанию части 4 статьи 559 ГК Украины, сравнив данную норму с соответствующими положениями законодательства наших соседей.

Например, согласно статье 1170 ГК Республики Молдова, поручительство прекращается по истечении срока, на который оно предоставлено. Когда срок поручительства не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года по истечении срока исполнения обеспеченного обязательства не предъявит иск к поручителю.

Частью 4 статьи 347 ГК Республики Беларусь предусмотрено, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. В случае неустановления такого срока оно прекращается, если кредитор в течение одного года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иск к поручителю.

Из анализа этих норм и сравнения их с положениями статьи 559 ГК Украины следует, что они устанавливают специфический «срок исковой давности», в течение которого кредитор может обратиться в суд с иском к поручителю.

Если рассматривать требование, указанное во втором предложении части 4 статьи 559 ГК Украины, сугубо как письмо-требование (или претензию), то такое обращение к поручителю по сути не гарантирует кредитору защиту его прав. Более же существенным инструментом в таком случае является именно подача искового заявления в суд. С другой стороны, такое положение служит и гарантией для поручителя от посягательств со стороны банка.

В частности, именно об иске идет речь в третьем предложении части 4 статьи 559 ГК Украины. Очевидно, что законодатель не включал бы в одну часть статьи положения, не связанные контекстом и единой целью.

Таким образом, третье предложение части 4 статьи 559 ГК Украины предусматривает специальные сроки исковой давности для обращения c иском к поручителю: если срок действия поручительства не установлен договором — шесть месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства; если срок основного обязательства не установлен или установлен моментом предъявления требования — один год со дня заключения договора поручительства.

Подобной правовой позиции придерживается и пленум Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Так, в постановлении «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, возникающих из кредитных правоотношений» от 30 марта 2012 года № 5 (постановление № 5) пленум ВССУ обращает внимание на то, что и в случае предъявления требования к поручителю кредитор может обратиться в суд в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения основного обязательства.

Необходимо понимать, что объем ответственности поручителя может определяться как условиями договора поручительства, так и условиями кредитного договора (как основного обязательства), в котором устанавливается объем обязательств заемщика, обеспечиваемых поручителем.

Верховный Суд Украины неоднократно обращал внимание на то, что поручительство прекращается в связи с изменением не любых условий кредитного договора, а лишь тех, которые приводят либо могут привести к увеличению объема ответственности поручителя. К таким условиям, в частности, относятся: увеличение размера процентной ставки; установление новых условий о порядке изменения процентной ставки в сторону повышения; отсрочка исполнения основного обязательства/изменение графика возврата средств (как следствие — увеличение периода начисления процентов); установление неустойки либо увеличение ее размера.

В некоторых частных случаях с учетом исследования конкретных условий договоров поручительства суды могут расценивать установление дополнительных комиссий (например, за пролонгацию договора) и иных платежей, не предусмотренных кредитным договором, как основание для признания поручительства прекращенным по части 1 статьи 559 ГК Украины. Банковская практика свидетельствует о том, что договоры поручительства зачастую содержат условия, определяющие возможность признания (согласования) поручителем каких-либо изменений в кредитный договор в будущем. Следовательно, применение части 1 статьи 559 ГК Украины в таком случае будет невозможным.

Отдельного внимания заслуживает вопрос информированности поручителя об увеличении объема его ответственности. Пленум ВССУ в постановлении № 5 обращает внимание на то, что если в договоре поручительства предусмотрена возможность изменения процентов по основному обязательству и сроков его погашения (без уведомления поручителя и заключения соответствующего дополнительного соглашения), такое условие договора стало следствием договоренности банка и поручителя. Следовательно, поручитель дал свое согласие на изменение основного обязательства. Если в договоре поручительства не согласованы такие условия и из обстоятельств дела не усматривается проинформированность поручителя и его согласие на увеличение объема его ответственности, то в соответствии с частью 1 статьи 559 ГК Украины поручительство прекращается.

Вместе с тем, если вносимые в кредитный договор изменения не приводят к увеличению объема ответственности поручителя, согласие последнего не требуется. Такие изменения не являются основанием для применения положений части 1 статьи 559 ГК Украины.

Соответственно, применяя указанную статью, необходимо учитывать обстоятельства конкретного дела и условия конкретного договора поручительства.

Учитывать контекст

Владимир РОТАНЬ, доктор юридических наук, профессор

Суды должны демонстрировать должное уважение к воле законодателя, обнаруженной не только в тексте положений закона, но и в контексте, то есть в логической связи между частями текста анализируемой нами статьи 559 Гражданского кодекса (ГК) Украины. Положения первого предложения части 4 статьи 559 ГК Украины должны толковаться так же, как и положения третьего предложения части 4 статьи 559 ГК Украины. Соответственно, в течение срока, установленного положением первого предложения части 4 статьи 559 ГК Украины, должен быть предъявлен именно иск в суд. Этот срок является пресекательным (преклюзивным, ограничительным). Только сделав такой вывод, мы можем обеспечить единство при применении законодательных положений, имеющих одну и ту же цель и которые размещены в одной части соответствующей статьи законодательного акта.

Сроки и способы

Лилия СЫТНИК,
начальник отдела по работе с проблемной задолженностью ПАО «Банк Кипра»

К сожалению, законодательство Украины, в частности часть 4 статьи 559 ГК Украины, вносит некоторую неопределенность в вопрос сроков и способа предъявления банком требования к поручителю. Так, во втором предложении указанной нормы законодатель предусматривает необходимость предъявления банком требования к поручителю, а в третьем предложении этой же статьи речь идет о предъявлении иска. В таком случае возникает вопрос: что и в какие сроки должен предъявить банк поручителю?

Безусловно, банк как кредитор был бы заинтересован в толковании части 4 статьи 559 ГК Украины таким образом, что требование (претензия) к поручителю должно быть предъявлено в течение шести месяцев со дня наступления срока исполнения кредитного обязательства, а сам иск — в течение трех лет (общий срок исковой давности) с момента получения поручителем соответствующего уведомления.

Вместе с тем судебная практика высших судов Украины свидетельствует о том, что как письменное требование, так и исковое заявление к поручителю должны быть предъявлены банком поручителю в пределах шести месяцев со дня наступления сроков исполнения основного обязательства (если срок действия поручительства установлен в договоре) или одного года со дня заключения договора поручительства (если срок исполнения основного обязательства не установлен или определяется моментом предъявления требования). Мы как юристы не можем не согласиться с такой позицией, поэтому, понимая риски, всегда стараемся уложиться в рамки шестимесячного срока.

Объем ответственности

Арсен СОРОКА,
руководитель юридического департамента ПАО «Универсал Банк»

Современная судебная практика по кредитным правоотношениям склоняется к тому, что поручительство может быть прекращено по части 1 статьи 559 ГК Украины только лишь в случае изменения тех условий кредитных соглашений, которые повлекли или могут повлечь повышение ответственности поручителя, без согласия последнего. Такими условиями могут быть, например, увеличение процентной ставки по кредиту или изменение условий о порядке ее изменения в сторону увеличения, установление нового графика погашения задолженности и прочее.

Вместе с тем многие банки практикуют оформление договоров поручительства с оговорками о том, что поручитель признает любые изменения в кредитный договор в будущем. То есть, по сути поручитель таким образом снимает какие-либо ограничения своей ответственности перед банком за неисполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору. В таком случае поручительство не может быть прекращено по части 1 статьи 559 ГК Украины.

В то же время мы не можем согласиться с тем, что любое изменение к основному договору, которое может повлечь изменение объема ответственности поручителя, но фактически таких последствий не имело, должно с определенностью приводить к прекращению поручительства.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Реформационный повод

VOX POPULI

Судебная практика

Верные шаги?

Актуальный документ

Документы и аналитика

Ответ на требование следователя

Государство и юристы

Новости законотворчества

Работников защитят от морального преследования

Государство и юристы

Изобретательное искусство

Миграционная карма

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменен порядок проведения АТО

Упрощается порядок подачи кассационной жалобы

Документы и аналитика

Залогодательная воля

Судебная в перспективе

Книжная полка

Шляхетские вольности

Неделя права

Инициатива предсказуема

Персональные выборы

Проектные работы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Судебные новеллы в РФ

Неделя права

Суды об экспертизе

Новости из зала суда

Судебная практика

ЧАО «Галичина» нарушила конкурентное законодательство

Производство по делу по иску Д. Кешкентия к САУ приостановлено

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — советник ЕБРР по предоставлению финансирования ООО «Даноша»

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы ЧП «СТАНДАРТ» в налоговом споре

Оксана Войнаровская приняла участие в онлайн-конференции компании Hewlett Packard

Адвокаты МЮФ Integrites защитили интересы топ-менеджмента и акционеров компании GlobalMoney в уголовных производствах

МЮФ DLA Piper успешно защитила интересы Swissport в корпоративном споре с МАУ

Отрасли практики

Позиционная борьба

Мерное время

Активная база

Поручитель в законе

Кризис публичности?

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Три в один

Репортаж

Достижения по-братски

Решения недели

Судебная практика

Налогообложение надбавок

Не соответствуют критерию

Отозвать не может

Самое важное

Комитетное мнение

Хороший проступок

К работе готовы

Благополучное прощение долгов

Судебная практика

Июньский выпуск The UJBL посвящен теме «Нефть и газ»

Неформальная логика

Оплата в просрочку

Профессорское слово

Судебная практика

Судебные решения

Индексация несвоевременно выплаченной заработной платы

О нюансах взыскания алиментов на двух и более детей

Тема номера

Взять в план

Предел срочности

Уценка имущества

Выпустить пару

Частная практика

Best Lawyers-2014 об Украине

Виртуальная безопасность

Інші новини

PRAVO.UA