Европейское преобразование — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (857) » Европейское преобразование

Европейское преобразование

Виргилиюс ВАЛАНЧЮС: «Государственные органы в сфере юстиции являются гарантами прав человека, включая права тех, кто становится стороной правовых споров»

в Министерстве юстиции Украины 11 октября 2013 года был представлен Проект «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине».

Цель Проекта — ускорение реформ в сфере юстиции на Украине, что в свою очередь позволит приблизить отечественное законодательство к европейским стандартам.

О направлениях исследований, которые будут осуществлять европейские эксперты в рамках Проекта, планах по реформированию судебной системы, пенитенциарной службы, правовой помощи рассказал главный эксперт Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине», судья, вице-президент Международной ассоциации судей, профессор, доктор Виргилиюс Валанчюс.

 

— Расскажите, пожалуйста, о данном Проекте подробней. В чем заключается такая поддержка?

— Более тесное сотрудничество с Европейским Союзом предполагает неизбежность некоторых изменений. Европейские государства строго следуют принципу верховенства права. Невозможно представить, чтобы в ЕС демократические ценности, экономическое и социальное процветание существовали без верховенства права.

Сектор юстиции активно критиковали как на Украине, так и за ее пределами. Хотя, откровенно говоря, некоторые реформы все же были инициированы. Например, в ноябре 2012 года вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины. С ­другой ­стороны, законодательные изменения — это только часть, или скорее предусловие последующих изменений. Намного более сложными являются понимание и надлежащее применение законов.

У европейских стран, в том числе и у тех, которые, испытав советский режим, затем прошли путь серьезных изменений, достаточно необходимого опыта, которым они могли бы поделиться. Поэтому украинское правительство обратилось к ЕС с целью внедрения европейских стандартов и обмена know how в сфере юстиции. Был создан консорциум из четырех стран. В Проекте задействованы министерства юстиции и другие органы Франции, Германии, Литвы и Польши. Данным Проектом, стартовавшим в Киеве в октябре 2013 года, управляет Justice Cooperation International (JCI), орган, уполномоченный правительством Франции. Проект имеет поддержку Представительства ЕС на Украине и посольств стран — членов консорциума.

Нынешнее правительство Украины выбрало путь европейских ценностей. Украинское общество предпочитает жить в демократическом государстве, в котором господствует верховенство права. Люди хотят жить в справедливом и процветающем государстве без коррупции. Для того чтобы соответствовать ожиданиям общества, надо будет хорошо поработать. Государственные органы в сфере юстиции являются гарантами прав человека, включая права тех, кто становится стороной правовых споров.

Проект ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине» помогает украинским властям преобразовать сектор юстиции в широком значении этого понятия (правоохранительные органы, прокуратуру, судебную систему). Проект также направлен на борьбу с коррупцией. В течение последних лет уровень общественного доверия к органам государственной власти существенно снизился. Заданием Проекта является помощь украинским органам юстиции в установлении долгосрочной стратегии, поддержка необходимых структурных реформ, улучшение практик с точки зрения их соответствия европейским стандартам.

 

— Какие направления в сфере юстиции планируется реформировать?

— Проект пристально следит за конституционной реформой. Например, европейские эксперты предлагают украинскому правительству начать всеобъемлющий и прозрачный процесс конституционной реформы, направленный на разработку эффективной системы сдержек и противовесов, гарантирование независимости судей, обеспечение эффективности и подотчетности всех государственных органов; обеспечить соблюдение процедуры конституционного пересмотра на всех стадиях; обеспечить избрание новых судей Конституционного суда Украины на основе заслуг и личных качеств, а не их политической принадлежности и т.д.

В сфере судебной власти мы предпочли бы отстранить политическую (законодательную и исполнительную) власть от назначения судей и глав судов, так как это противоречит заключению Венецианской комиссии; обеспечить объективную и основанную на заслугах систему отбора, назначения, перевода и продвижения судей в соответствии с европейскими стандартами; усилить роль Верховного Суда Украины и обеспечить последовательность судебной практики; пересмотреть четырехступенчатую структуру судебной власти во избежание двойной кассации; объединить функции Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии в рамках единого органа, реструктурировать его должным образом; установить ясные и объективные критерии дисциплинарной ответственности, привести дисциплинарную практику в соответствие с европейскими стандартами; упростить и сделать более эффективной систему самоуправления судей; обеспечить непосредственную связь независимости судей с их честностью и порядочностью; пересмотреть состав и процедуру выборов делегатов на съезд судей и т.д.

Что касается реформы прокуратуры, то наши эксперты советуют принять новый закон о прокуратуре с учетом рекомендаций Венецианской комиссии и Совета Европы, лишить прокуратуру полномочий общего надзора и создать прокуратуру, которая сосредоточилась бы на своей ключевой роли в рамках уголовного процесса; деполитизировать прокуратуру, создав новую систему набора кадров, продвижения по службе, увольнения, справедливую процедуру дисциплинарной ответственности, а также путем пересмотра общего количества прокуроров; продолжить реформу уголовного процессуального законодательства с целью обеспечить соблюдение общих принципов справедливого правосудия и процесса; поддерживать гармонизированное и последовательное ежедневное применение УПК прокуратурой и т.д.

Доступ к правосудию и право на защиту — также важный компонент Проекта ЕС. Проект рекомендует: обеспечить равенство сторон в процессе — прокурора и адвоката; обеспечить доступ к защите и правовой помощи, сохраняя конфиденциальность; улучшить качество работы адвокатов, обеспечить повышение квалификации и контроль качества; обеспечить прозрачность и доступ к информации в уголовных производствах; защитить право на защиту путем установления ответственности за нарушения; обеспечить должное применение Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», в том числе путем поддержания демократического и представительского характера органов правления и прекращения произвольных дисциплинарных процессов против адвокатов и т.д.

Также предусмотрены мероприятия, направленные на реформирование правоохранительных органов и создание правовой среды, необходимой для борьбы с коррупцией.

 

— Какие законодательные (и другие нормативные) акты необходимо будет пересмотреть (внести изменения) в первую очередь?

— Законодательные изменения не являются самоцелью. Мы не придерживаемся так называемого точечного подхода. Конечно, мы будем предоставлять некоторые рекомендации и в этой сфере. Mы фокусируемся на системных изменениях. Без сомнения, для этого нужны будут определенные изменения в законодательные и подзаконные акты.

Например, функция общего надзора прокуратуры вызывает много вопросов у европейских экспертов. Лично я сталкивался с этим феноменом еще в начале своей карьеры, когда работал в прокуратуре. Но в Литве, как в большинстве постсоветских государств, избавились от этой функции более 20 лет назад, так как поняли, что это лишние полномочия, которые не имеют ничего общего с классической деятельностью прокуратуры. В мире давно укоренилось четкое понимание: прокурор обвиняет, адвокат защищает, а судья судит. Четырехступенчатая судебная система также вызывает больше вопросов, нежели ответов. Чтобы Верховный Суд Украины мог полноценно справляться со своей ролью в рамках судов общей юрисдикции, ему следует предоставить больше полномочий. Усиление судейского самоуправления также является одним из приоритетов Проекта.

 

— Какая работа будет проведена экспертами Проекта по направлениям реформирования судебной системы, пенитенциарной службы, исполнительной службы, бесплатной правовой помощи и другим?

— Суть Проекта ЕС — поддержать национальные органы власти в процессе проведения необходимых реформ. Лично я не являюсь последователем подхода, когда происходит механическая трансплантация чего-либо, даже если этот опыт был успешным в одной или нескольких европейских странах. Надо понимать, что зерно стоит бросать лишь в подготовленную должным образом почву. Иначе результат не будет соответствовать ожиданиям. Ролью Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине» является консультирование и поддержка в процессе реализации реформ. Основная работа, однако, ляжет на плечи украинских властей и специалистов. Вообще Проект ставит перед собой цель предложить все изменения во всем секторе юстиции, необходимые для обеспечения законности и прав человека. Конечно, эффективность «машины правосудия» тоже принимается во внимание. Бесплатная правовая помощь входит в сферу деятельности наших экспертов. Проект также коснется некоторых проблем пенитенциарной службы. В деятельности исполнительной службы также присутствует ряд проблем, однако это непосредственно не связано с нашим Проектом.

 

— Будут ли способствовать осуществлению правовых реформ на Украине западные эксперты, и если да, то каким образом?

— Проект ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине» привлекает как местных, так и международных экспертов. Для обмена лучшим европейским опытом, получения стратегических рекомендаций Проект пригласит международных экспертов. В некоторых случаях будут использоваться команды национальных специалистов и международных экспертов. Мы верим, что такой метод, как хороший пример синергии различных знаний и опыта, привнесет добавленную стоимость к качеству результата, который мы ожидаем получить. Мнения, замечания и предложения любых представителей юридической профессии, организаций гражданского общества имеют огромное значение для Проекта.

 

(Беседовал Александр БИЛЬДИН
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Съездная уценка

Акцент

Прокурорский обзор

Государство и юристы

Практическая мощь

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о парламентских выборах

Предлагается допустить к работе в ВККС и ВСЮ их бывших членов

Разработан новый закон о СМЭ

Государство и юристы

Пошли на проступки

Документы и аналитика

Антикризисная пиитика

Параллельное изменение

Имущественный риск

Неделя права

Ученый суд

Налогострой

Совет председателей

Главное исправление

Неделя права

Новости из-за рубежа

Назначен председатель нового Верховного суда Российской Федерации

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил ряд решений Севастопольского горсовета

ООО «Альфа-Продукт» нарушило конкурентное законодательство

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites консультирует Rabobank

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «ДПД Украина» в налоговом споре

Юлия Семений — новый партнер ЮФ «Астерс»

Партнер АО Arzinger назначен заместителем Генпрокурора Украины

Отрасли практики

Следствие отвели

Хьюстон, NASA, юристы

Европейское преобразование

Подвести чету

Третейский — не лишний

Дань речи

Рабочий график

Возвращение председателя

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Придать доверенности

Рекомендовано Советом

По горящим следам

Парад побед

Судебная практика

Налоговый факт

Возрастные разграничения

Захват админзданий

Судебная практика

Судебные решения

Какую информацию могут вносить органы ГНС в свои информационные базы

О нюансах обжалования постановлений о признании должника банкротом налоговыми органами

Судебная практика

Первый в карикатуре

Судебная практика

Судебные решения

О недействительности договора ипотеки, заключенного без согласия сособственника имущества

Тема номера

Возвращение туристу

Включить таймшер

Частная практика

Профессиональная нехватка

Соглашение в ассоциации

Інші новини

PRAVO.UA