Подготовка к ближайшим выборам Президента Украины проходит в тяжелейших условиях. Практически все эксперты сходятся во мнении, что виной тому — отнюдь не законодательная база.
Главный вопрос повестки дня — безопасность. Однако решить эту проблему специалисты предлагают по-разному. Если в самом начале избирательной кампании приходилось работать над созданием условий для голосования граждан на территории Автономной Республики Крым, то сейчас проблемных регионов намного больше. На территории Луганской и Донецкой областей деятельность нескольких участковых избирательных комиссий (УИК) была парализована группами вооруженных сепаратистов. Возможны провокации в день голосования. С целью недопущения проблем предлагается усилить меры по охране правопорядка или же осуществлять голосование по другому адресу.
Кроме того, актуальной становится проблема паралича
избирательных комиссий. Многие кандидаты отказались вносить кандидатуры своих представителей в состав участковых избирательных комиссий. Минимальная численность участковой избирательной комиссии путем законодательных поправок была снижена с 12 до 9 членов. В авральном порядке заполнять комиссии пришлось председателям УИК (комиссии были доукомплектованы 27 тысячами членов, многие из которых не имеют необходимого опыта). Но все равно «саботаж» членов комиссий, то есть их невыход на работу в день голосования рассматривается наблюдателями как вероятная угроза проведению выборов.
«Говорить о подкупе избирателей или использовании админресурса на этих выборах нет смысла», — заявляет координатор избирательных и парламентских программ общественной сети «ОПОРА» Ольга Айвазовская. На первый план вышли риски, связанные с безопасностью голосования и транспортировки документации в восточных регионах страны. С 22 окружных избирательных комиссий Донецкой области только 10 комиссий полностью выполнили процедуры по образованию участковых избиркомов. На Луганщине только окружная избирательная комиссия (ОИК) № 108 не смогла сформировать УИК.
«Сегодня наибольшей угрозой проведения выборов в отдельных округах является отсутствие условий для работы ОИК, УИК и органов ведения Государственного реестра избирателей в местностях Луганской и Донецкой областей, подконтрольных вооруженным группам сепаратистов. С целью сохранения жизни и здоровья граждан Украины, которые там проживают, в данной ситуации проводить там выборы нецелесообразно», — заявляют представители Комитета избирателей Украины.
В свою очередь Ольга Айвазовская заявляет, что инициативу относительно непроведения выборов в проблемных округах поддерживать нельзя. «В большей части обоих регионов можно провести выборы. Отказ от проведения выборов в этих регионах будет иметь очень серьезные последствия. Мы понимаем, что, согласно законодательству, если выборы не состоялись на отдельных участках или округах, это не приведет к срыву выборов или непризнанию нового Президента», — утверждает эксперт. Однако обеспечить общественную легитимность нового Президента сможет лишь максимальный территориальный охват волеизъявления.
«Самые большие угрозы — сепаратистская и террористическая», — соглашается с предыдущими специалистами Валерий Карпунцов, народный депутат и руководитель избирательного штаба кандидата в Президенты Украины Петра Порошенко. — Нужно, чтобы государство обеспечивало безопасность». Деятельность отдельных комиссий будет парализована, но это не повлияет на общий результат, уверен г-н Карпунцов. «Но восточные регионы обязаны принимать участие в выборах. Граждане хотят голосовать», — резюмировал он.
Каким образом государство гарантирует безопасность? Министр внутренних дел Арсен Аваков уже заявил, что милиция осознает угрозу провокаций во время выборов, поэтому просит центральную власть расширить полномочия правоохранительных органов в день голосования. «Мы, например, будем обращаться в уполномоченные органы, в частности ЦИК, в парламент, чтобы при подсчете голосов на участке позволили пребывание подразделения милиции», — отметил он.
В свою очередь заместитель председателя ЦИК Андрей Магера заявил, что парламент может изменить Закон о выборах Президента. Речь идет о необходимости предоставить ЦИК в экстренных случаях самостоятельно регулировать процедуры избирательного процесса.
Следует отметить, что законодатель пошел навстречу этим пожеланиям. Так, 15 мая за основу и в целом был принят Закон о внесении изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины» по обеспечению надлежащей организации и проведения избирательного процесса (№ 4835). Документ был разработан народным депутатом Давидом Жванией.
Согласно изменениям, в исключительном случае для обеспечения надлежащей организации работы окружной избирательной комиссии ее местонахождение может быть изменено ЦИК по представлению соответствующего председателя областной государственной администрации, то есть ОИК может находиться вне соответствующего территориального избирательного округа. Транспортировка избирательной документации осуществляется председателем участковой избирательной комиссии или заместителем председателя и другими двумя членами этой комиссии под охраной в сопровождении работников органов внутренних дел, а в случае необходимости по обращению Центральной избирательной комиссии — сотрудников Службы безопасности Украины (однако права присутствовать во время подсчета голосов правоохранители так и не получили).
По словам Валерия Карпунцова, в Донецкой и Луганской областях нет такой ситуации, какая сложилась в Крыму. Напомним, что на территории АР Крым и г. Севастополя в связи с оккупацией не были созданы избирательные округа, а населению было позволено выезжать в другие области для участия в выборах. В соответствии с решением ЦИК крымчане не должны подтверждать необходимость временного изменения места их голосования. Достаточно было лишь подать заявление в орган ведения Государственного реестра избирателей по местонахождению указанного в заявлении (то есть желаемого) избирательного участка. Правда, из 1,8 млн человек, имеющих право голоса, воспользовались этой возможностью лишь около тысячи жителей полуострова (заявление нужно было подать до 19 мая с.г.).
Крымчан освободили от предоставления доказательств необходимости смены места голосования. «Никаких преференций для восточных регионов, как это было для Крыма, сейчас нет. ЦИК не принимала отдельных постановлений относительно этих регионов», — уточняет г-жа Айвазовская.
Тем не менее воспользоваться правом изменить место голосования жителям Донбасса было несложно. Для этого следовало предъявить даже транспортный билет, подтверждающий, что человек выезжает в другой регион. Однако из-за большого количества блокпостов с вооруженными людьми нет уверенности в том, что выезжать в соседние регионы безопаснее, чем голосовать по месту жительства.
По оценкам Комитета избирателей Украины, крупнейшими проблемами избирательной кампании, кроме сложной ситуации в восточных регионах, сегодня является безответственное отношение кандидатов по внесению представлений в участковые избирательные комиссии относительно кандидатур в состав этих комиссий, недостаточное материально-техническое оснащение.
Как сообщают в общественной сети «ОПОРА», до начала мая кандидаты на пост Президента должны внести более 300 тысяч представлений в состав участковых избирательных комиссий, но при этом окружкомы во всех регионах столкнулись с недостаточным количеством кандидатов для работы в участковых комиссиях в минимально допустимом составе.
В целом доля отклоненных ОИК лиц составляет 0,7 % от общего количества кандидатур, предложенных в состав УИК. Этот показатель не является высоким и свидетельствует о надлежащей подготовке документов кандидатами на пост Президента Украины.
Если количество предложенных в состав избирательной комиссии лиц было меньше минимально допустимого, УИК образовывались ОИК по представлению председателей на основании предложений членов этих комиссий. По подсчетам общественной сети «ОПОРА», председатели ОИК внесли более 27 тысяч кандидатур в состав УИК. Тем не менее со стороны кандидатов в Президенты не было нареканий на такую процедуру формирования комиссий.
Как известно, нестабильная обстановка на Украине уже использовалась в качестве оправдания переноса даты выборов. Так, Общественная палата Российской Федерации инициировала обращение к ООН и Совету Европы перенести президентские выборы на Украине до «стабилизации обстановки».
В Общественной палате РФ уверены, что любые выборы в условиях, когда страна охвачена кровопролитными столкновениями, а официальные государственные органы не могут гарантировать людям безопасность, «обречены на фальсификации».
Согласно законам Украины, правовой режим чрезвычайного положения и военного положения запрещает проведение выборов. Игорь Колиушко, председатель правления Центра политико-правовых реформ, считает, что никаких оснований для переноса даты выборов нет. Если же будет введено чрезвычайное положение в местах проведения антитеррористической операции, то его нужно будет вводить исключительно в некоторых местностях, а не на всей территории Луганской и Донецкой областей.
В том, что сегодня серьезных угроз законодательного или юридического характера для проведения легитимных выборов не существует, уверена партнер ПГ «Павленко и Побережнюк», адвокат Александра Павленко. «Основные юридические недочеты, которые сопровождали предыдущие выборы, отсутствуют. Все, что происходило в период подготовки, в основном касалось человеческого фактора — люди на местах, члены окружных избирательных комиссий, большое количество технических кандидатов и их представители в региональных избирательных комиссиях. Они создавали основной хаос, не всегда хотели следовать пунктам законодательства, периодически отклонялись от обязанностей по закону и т.д., но этот фактор всегда присутствует во всех избирательных кампаниях. Этот год — не исключение, и такой процесс не связан с законодательством. Однако хочется отметить, что меньше манипуляций наблюдается в проведении предвыборной агитации — это четко связано с коротким сроком данной избирательной кампании, ведь выборы внеочередные и идут по сокращенной процедуре», — комментирует юрист.
«Стратегическими будут моменты поступления в регионы бюллетеней, передача печатей в участковые комиссии и, безусловно, ночь подсчетов голосов, поэтому делать вывод о законности хода данной кампании еще рано», — заявляет Александра Павленко.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…