Злоключение соглашений — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (851) » Злоключение соглашений

Злоключение соглашений

Рубрика Тема номера

В современной экономике наличие развитой конкуренции — важное условие для ее полноценного функционирования. Именно поэтому деятельность антимонопольных органов всех стран мира направлена на развитие конкуренции и запрет ее ограничения каким бы то ни было способом.

Вместе с тем в современных экономических реалиях и бизнес-процессах возникает необходимость заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию между сторонами сделки. В частности, одним из наиболее типичных примеров заключения таких соглашений является наличие специальных условий и обязательств об ограничении конкуренции при сделках слияния и поглощения. Более того, при применении нестандартных схем сделки наличие подобных обязательств становится важнейшим элементом обеспечения интересов покупателя, особенно при покупке объекта, основным активом которого является гудвил и деловая репутация. Типичные ограничивающие конкуренцию обязательства — это временное или постоянное прямое ограничение (запрет) конкуренции продавца с покупателем, запрет на ведение продавцом какой-либо деятельности, связанной с деятельностью покупателя или объекта приобретения, распределение рынков по территориальному или товарному принципу, ограничение на объемы производства или продаж у продавца, установление запрета или ограничения для продавца на реализацию продукции клиентам компании — объекта приобретения, запрет или ограничение для продавца на сотрудничество с определенными поставщиками. Другим распространенным примером заключения ограничивающих конкуренцию соглашений является подписание договоров и соглашений о сотрудничестве между конкурентами, условиями которых предусматривается раздел рынка по территориальному или иному признаку и специальные условия (в частности, ценовые) реализации совместно разработанной или изготовленной продукции и т.д.

Согласно антиконкурентным действиям

Другим распространенным примером заключения ограничивающих конкуренцию соглашений является подписание договоров и соглашений о сотрудничестве между конкурентами, условиями которых предусматривается раздел рынка по территориальному или иному признаку, специальные условия (в частности, ценовые) реализации совместно разработанной или изготовленной продукции и т.д.

Украинское законодательство по общему правилу запрещает заключение соглашений об ограничении конкуренции. Так, статья 5 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» устанавливает понятие согласованных действий, которыми считаются заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любое другое согласованное конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования. Статья 6 указанного Закона определяет согласованные действия, считающиеся антиконкурентными и, соответственно, запрещенными. Среди них:

— установление цен или других условий приобретения или реализации товаров;

— ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;

— распределение рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или по другим признакам;

— искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

— устранение с рынка или ограничение доступа на рынок (выход из рынка) других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;

— применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, что ставит последних в невыгодное положение в конкуренции;

— заключение соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих соглашений;

— существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективных причин.

В этой связи необходимо отметить, что в контексте заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) склонен к расширенному толкованию вышеуказанного перечня антиконкурентных действий, поэтому к вопросу заключения таких соглашений следует подходить особенно осторожно.

Вместе с тем, согласно статье 10 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», антиконкуретные согласованные действия могут быть разрешены АМКУ при условии, если участники докажут, что действия способствуют совершенствованию производства, приобретению или реализации товара; технико-технологическому, экономическому развитию; развитию малого и среднего предпринимательства; оптимизации экспорта или импорта товаров; разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов на товары; рационализации производства.

Получение разрешения на согласованные действия — длительный и трудоемкий процесс. Порядок получения разрешения установлен Положением о порядке подачи заявлений в органы АМКУ о предоставлении разрешения на согласованные действия субъектов хозяйствования, утвержденным распоряжением АМКУ от 12 февраля 2002 года № 26-р.

Указанное Положение устанавливает значительный перечень документов, которые должны быть поданы в Комитет. При этом с декабря 2010 года необходимо дополнительно предоставлять всю информацию в электронном виде посредством специального программного обеспечения, разработанного АМКУ.

Срок получения разрешения на согласованные действия составляет три месяца с момента подачи заявления.

Следует отметить, что при рассмотрении заявлений АМКУ уделяет особое внимание обоснованности ограничивающих условий и обязательств по отношению к цели согласованных действий. К примеру, скрупулезно рассматриваются ограничивающие обязательства, устанавливаемые на длительный срок. Обоснованным, как правило, считается срок продолжительностью 3–5 лет, а более длительные обязательства и условия требуют наличия весомых аргументов для их установления.

В порядке исключений и ограничений

В контексте получения разрешений на согласованные действия отдельно следует отметить вопрос исключений и наличия типовых требований к согласованным действиям.

Закон Украины «О защите экономической конкуренции» устанавливает три ключевых исключения из перечня антиконкурентных согласованных действий, которые разрешены и не требуют получения дополнительного разрешения АМКУ. Такими исключениями являются:

— согласованные действия малых и средних предприятий при совместной закупке товаров (например, объединение нескольких предприятий при закупке товаров для получения оптовой скидки);

— вертикальные согласованные действия между производителем (импортером) и дилерами;

— ограничения и условия, которые устанавливаются собственником прав интеллектуальной собственности в отношении хозяйственной деятельности с применением такого права интеллектуальной собственности.

Вместе с тем каждое из указанных выше исключений имеет свои ограничения, при нарушении которых на соответствующие действия налагается запрет. Устанавливаемые обязательства и ограничения не должны существенно и необоснованно влиять на конкуренцию.

К сожалению, практика Комитета в отношении таких специфических согласованных действий, особенно в отношении вертикальных, что наиболее характерно для рынка сегодня, не очень распространена, в то время как сам АМКУ традиционно жестко трактует нормы законодательства по отношению к участникам соглашения.

Кроме указанных выше исключений, АМКУ также принимает так называемые типовые требования к согласованным действиям. Такие требования принимаются для отдельных наиболее распространенных видов согласованных действий и содержат перечень условий и ограничений в отношении возможных ограничивающих конкуренцию обязательств, при соблюдении которых получать разрешение на согласованные действия в АМКУ не требуется.

 

КОТ Алексей — управляющий партнер ЮФ «Антика», г. Киев,

ТРЕТЬЯКОВ Александр — старший юрист ЮФ «Антика», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Служба не в дружбу

Акцент

Съезд судят

Государство и юристы

Судимы будете

Лига победителей

Информационный допрос

Неделя права

Новости из-за рубежа

Украина лидирует по числу жалоб в Евросуде

Компания HP оштрафована на 108 млн долл. США

Неделя права

Уценка экспертов

Кадровое очищение

Опытное банкротство

Строго по назначениям

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ поддержал ЦИК по вопросу отказа в регистрации кандидата

Суд отменил решение о назначении и.о. прокурора АРК

Новости юридических фирм

Частная практика

Chadbourne & Parke стала лучшей юрфирмой Украины по версии IFLR

А. Филатов выступил на Женевской конференции, посвященной вопросам мошенничества, розыска и возврата активов

DLA Piper определила победителей всеукраинского конкурса для студентов-юристов

Отрасли практики

Пропасть под амнистией

Не все средства хороши

Техника ВЭДения

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Второй судебно-правовой

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Фискальная сцена

Решения недели

Судебная практика

Обязанность работодателя

Ответственность в виде пени

Долг перед вузом

Самое важное

Конституционные правки

Парламентский контроль

Работа над ошибками

Успеть напоследок

Судебная практика

Военный просчет

Обман дарения

Государство и церковь

Судебная практика

Судебные решения

О восстановлении на должности судьи

Нюансы привлечения к ответственности за нарушение сроков осуществления импортных операций

Тема номера

Владеть с трастами

Злоключение соглашений

Права ИСпользования

Сферой в будущее

Частная практика

Комплекс полноценности

Адвокатская сотня

Предпосыльная помощь

Возбудители спокойствия

Інші новини

PRAVO.UA