Разрешенный прием — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (846) » Разрешенный прием

Разрешенный прием

С принятием в июле 2012 года новой редакции Закона Украины «О занятости населения» Кабинетом Министров Украины (КМУ) также был принят новый Порядок выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства (Порядок). Указанный документ утвержден постановлением КМУ «Вопросы выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства» от 27 мая 2013 года № 437.

Этим актом были внесены существенные изменения в порядок оформления разрешения на использование труда иностранца, начиная со списка необходимых документов и заканчивая этапами самой процедуры их рассмотрения и принятия решения.

За более чем полгода работы по новому Порядку была сформирована первая практика применения новых правил, которая позволяет выделить основные преимущества и проблемные аспекты вновь принятого документа.

Целесообразно и обоснованно

В первую очередь следует отметить, что Порядком четко выделены категории иностранцев, для которых требуется оформление вышеуказанного разрешения. Для каждой ­категории лиц установлено отдельное основание для выдачи разрешения, а также перечень необходимых документов.

Новшеством в данном вопросе стало то, что теперь такие основания для выдачи разрешения, как отсутствие соответствующих квалифицированных работников на Украине (в регионе) и достаточное обоснование целесообразности использования труда иностранца, являются абсолютно не связанными между собой и определяют различные категории иностранцев. Так, в соответствии с пунктом 5 Порядка применение труда иностранцев и лиц без гражданства является целесообразным и достаточно обоснованным в случае, если иностранец или лицо без гражданства претендует на занятие должности руководителя, заместителя руководителя или иной руководящей должности при условии, что такой иностранец или лицо без гражданства является учредителем или соучредителем предприятия, учреждения, организации, или является субъектом авторского права и смежных прав и приглашается на работу на Украине для осуществления таких прав.

Для оформления разрешения на трудоустройство таких лиц в дополнение к основному пакету документов работодатель должен также подать подтверждающие указанные факты документы: копии учредительных документов или документов, свидетельствующих о наличии у лица авторских или смежных прав соответственно.

При этом Порядком не предусмотрена необходимость предварительной подачи в центры занятости информации о спросе на рабочую силу (наличие вакансии) для оформления разрешения на трудоустройство для указанной категории лиц. Подача такой информации прямо требуется только для выдачи разрешения для иностранцев, которые принимаются на работу при условии отсутствия соответствующих квалифицированных работников на Украине (в регионе).

Однако на практике областные центры занятости требуют от работодателя подачи соответствующего отчета о наличии вакансии и для лиц, указанных в пункте 5 Порядка. Такое требование объясняется тем, что в соответствии с абзацем 2 пункта 24 Порядка одним из оснований для отказа в выдаче (продлении) разрешения является наличие квалифицированных работников на Украине (в регионе), которые могут быть трудоустроены на заявленную работодателем вакансию и соответствуют требованиям, указанным работодателем в информации о спросе на рабочую силу (вакансии), и отказ работодателя в трудоустройстве граждан Украины, направленных территориальными органами для трудоустройства. Действие указанной нормы распространяется в том числе и на категорию иностранцев, определенную в пункте 5 Порядка.

Пунктом 4 Порядка прямо предусмотрены сроки предварительной подачи информации о спросе на рабочую силу — не позже чем за 15 календарных дней до подачи документов на оформление разрешения на трудоустройство.

Стоить отметить, что хоть это прямо и не предусмотрено Порядком, на практике областные центры занятости требуют предварительной подачи информации о наличии вакансий также в случае продления срока действия разрешения.

Важным изменением стало также существенное сокращение списка документов, необходимых для выдачи и продления срока действия разрешения. Так, основной список документов для первичного оформления разрешения сокращен всего до восьми позиций.

В зависимости от категории иностранцев работодатель дополнительно подает соответствующие подтверждающие документы.

При этом для продления срока действия разрешения работодатель должен предоставить только три документа — дополнительные документы подаются только в случае внесения изменений в первичный пакет документов.

Разрешить недостатки

Изменилась и сама процедура рассмотрения документов областным центром занятости. Так, теперь территориальные органы рассматривают документы и принимают решение о выдаче/отказе в выдаче или продлении/отказе в продлении срока действия разрешения в течение 15 календарных дней с момента регистрации документов. Соответствующее решение оформляется приказом территориального органа и не позднее трех рабочих дней со дня его принятия направляется работодателю и размещается на сайте центра занятости.

После этого работодатель перечисляет средства (плату за выдачу разрешения) на счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, открытый в территориальном органе казначейства. Плата должна быть внесена в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о выдаче разрешения, в противном случае такое решение отменяется.

Следует отметить, что за продление срока действия разрешения плата не предусмотрена.

В свою очередь областной центр занятости оформляет и выдает разрешение в течение 10 рабочих дней со дня зачисления средств на счет Фонда.

Утвержденная процедура имеет ряд недостатков. Так, из-за ее многоэтапности работодателю достаточно сложно предположить конечную дату получения разрешения. Камнем преткновения становится этап, на котором зачисляются средства в Фонд. На практике это может занять до семи календарных дней. Причем даже при предоставлении работодателем квитанции об оплате центр занятости не сможет выдать разрешение, пока не будет получена соответствующая информация из Фонда.

Кроме того, в связи с наличием нескольких этапов процедуры и разных сроков их реализации работодателю необходимо мониторить прохождение каждого из них, что придает всему процессу характер «ручного управления».

Также действующим Порядком устанавливается обязанность работодателя после получения разрешения в течение трех рабочих дней со дня заключения трудового контракта с иностранцем предоставить в областной центр занятости копию такого контракта. Напомним, что ранее работодатель должен был в свободной форме уведомить центр занятости о начале работы иностранцем.

Как и раньше, по общему правилу разрешение на использование труда выдается на срок не более года. Однако существенным нововведением стала возможность продления срока действия разрешения только еще на один год, что ограничивает количество продлений срока действия документа.

Таким образом, в случае необходимости дальнейшего использования труда иностранца на третий год работодателю необходимо будет подавать пакет документов на выдачу нового разрешения. Данная норма препятствует непрерывному использованию труда иностранца, ограничивая срок действия трудового контракта до двух лет. Учитывая, что на практике средний срок, на который работодатель заключает контракт с иностранцем, составляет 3–5 лет, такое ограничение существенно влияет на производственный процесс.

Особенно это актуально для дочерних предприятий зарубежных компаний.

Исходя из всего вышеуказанного, можно сделать вывод, что новый Порядок заметно улучшил процедуру оформления и продления срока действия разрешения на использование труда иностранцев, сделав ее более простой в плане подготовки необходимых документов. Однако в то же время некоторые из изменений являются спорными в отношении защиты интересов работодателей.

Формирующаяся практика применения новых правил позволит выделить основные недостатки процедуры и может стать основой для подготовки предложений профильных организаций по усовершенствованию Порядка.

 

ВАСИЛЬЧЕНКО Вероника — юрист ЮФ ILF, г. Киев


Комментарии

Дополнительные функции

Юлия ИВАХНЕНКО,
юрист ЮК Jurimex

Новый Порядок  существенно упростил процедуру получения разрешений на трудоустройство, уменьшив бумажную волокиту работодателя, поскольку уменьшилось количество документов, которые необходимо подавать на рассмотрение комиссии.

Но уменьшение их количества не может быть рассмотрено однозначно центрами занятости. Поскольку, к примеру, если ранее информацию об открытой на предприятии вакансии, на которую планируют трудоустроить иностранца, центр занятости черпал из справки, которую предоставлял работодатель, то сейчас в процессе проверки поданных работодателем документов на соответствие требованиям законодательства он запрашивает такую информацию у подчиненных центров занятости на территории соответствующей административно-территориальной единицы самостоятельно.

Кроме того, в связи увеличением оснований для аннулирования разрешения на трудоустройство и добавление в перечень пункта о неподаче работодателем в установленный срок трудового договора (контракта) опять-таки на центр занятости возлагаются своеобразные дополнительные функции контроля работодателя, что увеличивает объем работы этого органа.

Не упростить, но изменить

Юлия КРУТИЙ,
старший юрист департамента международного налогового планирования ЮФ «Ай Си Эф»

Из преимуществ данного порядка стоит отметить со­кращение перечня подаваемых документов, однако изменился и сам перечень. Например, появилась необходимость предоставления медицинской справки об отсутствии определенных заболеваний. Хотя это абсолютно нормальная практика, и в большинстве стран, в том числе и в России, такую медицинскую справку при подаче документов на разрешение на трудоустройство также необходимо предоставлять. Но проблема состояла в том, что только 6 августа 2013 года Министерство здравоохранения своим письмом предоставило пояснение относительно формы медицинской справки. До этого же момента ни работодатели, ни представители центра занятости не знали, какую именно медицинскую справку необходимо предоставлять. Из практики можно отметить, что порядок не упростил получение разрешения на трудоустройство, а просто изменил условия получения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Крыму — мир?

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предпринимателей ожидает налоговая амнистия

Внесен законопроект о вступлении Украины в НАТО

За основу принят законопроект, отменяющий «поправку Кличко»

Государство и юристы

Обратный отчет

Учредительное создание

День ЮП

Нам 19 лет!

КСУ: итоги года

Чувство толка

Правовое дело

Конституционный поворот

Судьи Конституционного Суда Украины

Неделя права

Новости из-за рубежа

Адвокатские уловки

Неделя права

По адвокатскому велению

Введение в работу

Рамки изъятия

Неделя права

Новости из-за рубежа

Первый приговор за хентай

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд приостановил действие решений Верховного Совета АРК

Обжаловано решение о проведении общекрымского референдума

Суд признал противоправным решение о приостановлении евроинтеграции

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «Энергетической группы»

ЮФ «Астерс» выступила юридическим советником в связи со слиянием Omnicom и Publicis

МЮФ Integrites успешно урегулировала конфликт компании Galika AG с госорганами

Отрасли практики

Освободительный подход

Режимный субъект

Разрешенный прием

Рабочий график

Делегируют на конференцию

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Отвечать должны солидарно

Органы нарушили принципы

Право собственника

Самое важное

В шоколадном тоне

Упразднить ответственность

Судьи готовятся к Съезду

Тень инквизиции

Судебная практика

Тема свежего выпуска The UJBL — Евросуд

Судебная практика

Судебные решения

О праве изменения отчества

Денежная компенсация стоимости доли в имуществе

Судебная практика

Модельный подряд

Рыночные манипуляции

Третьим не будешь

Тема номера

Бесцельный совет

Расследование поступления

Встречное продолжение

Частная практика

Параллельные меры

Иные изменения

Съездный город

Інші новини

PRAVO.UA