Наверное, каждый украинский налогоплательщик уже успел ощутить на себе, что система администрирования налогов и сборов за последние несколько лет была серьезно усовершенствована. В контексте взимания таможенных платежей нельзя не упомянуть об усовершенствовании процедуры привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил. Однако практика и опыт каждый раз доказывают непреложную истину о том, что предела совершенству и, собственно, совершенствованию нет.
Например, в практике таможенных органов и судов достаточно часто возникают ситуации, когда правонарушение было совершено еще в период действия Таможенного кодекса Украины 2002 года, а выявили его уже во время действия Таможенного кодекса (ТК) 2012 года. По какому кодексу должностное лицо будет нести ответственность? Как правило, таможенные органы квалифицируют содеянное по «новому» Кодексу, особо не вдаваясь в тонкости правовой квалификации. Но ведь на момент совершения нарушения таможенных правил «новый» ТК еще не действовал. И он, как и любой другой нормативно-правовой акт, обратной силы не имеет (кроме норм, которые смягчают или отменяют ответственность). Отдельно об этом указано и в части 3 статьи 3 ТК Украины 2012 года, и в статье 58 Конституции Украины. Квалифицировать деяние по «старому» Кодексу тоже нельзя, так как он уже не действует. Никаких переходных положений в Кодексе 2012 года на этот случай, к сожалению, не предусмотрено. В любом случае правоприменительные органы до появления особых разъяснений на этот счет принципу законности предпочли принцип неотвратимости наказания.
Далее действующая редакция статьи 467 ТК Украины указывает, что если дела о нарушении таможенных правил в соответствии со статьей 522 этого Кодекса рассматриваются судами (судьями), административное взыскание за нарушение таможенных правил может быть наложено не позже чем через шесть месяцев со дня совершения правонарушения, а в случае рассмотрения судами (судьями) дел о длящихся нарушениях таможенных правил, в том числе предусмотренных статьями 469, 477–485 Кодекса, — не позже чем через шесть месяцев со дня выявления этих правонарушений. Если с моментом совершения правонарушения все более-менее понятно, то с какого момента правонарушение считается выявленным? С момента составления протокола о нарушении таможенных правил (постановление Апелляционного суда города Киева от 2 января 2014 года по делу № 33/796/1654/2013), подачи таможенной декларации (постановление Апелляционного суда Одесской области от 18 декабря 2013 года), получения информации от таможенных органов других государств или выявления очевидного несоответствия между задекларированными сведениями и информацией из баз данных Миндоходов?
Нередки также случаи, когда таможенные органы в самом обращении к таможенным администрациям других государств указывают на объективные признаки определенного правонарушения и просят предоставить документы в подтверждение своей версии. В этом случае момент выявления правонарушения можно связывать с моментом такого обращения. Универсальное правило, очевидно, должно сводиться к тому, что нарушение таможенных правил считается выявленным с момента, когда уполномоченному лицу таможенного органа стали известны определенные признаки объективной стороны, достаточные для квалификации правонарушения по той или иной статье Таможенного кодекса Украины.
Действующий ТК Украины называет составы правонарушений, предусмотренные статьями 469, 477–485, длящимися. Естественно, таможенные органы применяют указанные положения Кодекса во всех без исключения случаях. Между тем объективная сторона указанных выше правонарушений может выражаться в разных по своей временной природе действиях, далеко не все из которых можно считать длящимися. Поэтому иногда суды, анализируя обстоятельства конкретного дела, абсолютно справедливо и обоснованно придерживаются позиции, что инкриминируемое лицу деяние по тем или иным признакам нельзя отнести к длящемуся. Примером такого подхода могут служить постановления Апелляционного суда Львовской области от 20 ноября 2013 года по делу № 461/9780/13-п и от 21 октября 2013 года по делу № 461/9777/13-п.
Интересная практическая ситуация может быть связана с увольнением руководителя после того, как он, по мнению должностных лиц органов Министерства доходов и сборов Украины (Миндоходов), совершил нарушение таможенных правил. Вряд ли в таком случае можно говорить о том, что правонарушение продолжается, равно как и о том, что указанное лицо по-прежнему остается субъектом административной ответственности. В соответствии с частью 2 статьи 459 ТК Украины субъектами административной ответственности за нарушения таможенных правил могут быть лица, которые на момент совершения такого правонарушения достигли 16-летнего возраста, а при совершении нарушений таможенных правил предприятиями — должностные лица этих предприятий. Должностными лицами предприятий статья 4 ТК Украины называет руководителей и других работников предприятий, которые в силу постоянно или временно исполняемых ими трудовых (служебных) обязанностей отвечают за соблюдение требований, установленных Кодексом, законами и другими нормативно-правовыми актами Украины, а также международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.
Среди положительных тенденций практики следует отметить, что и таможенные органы, и суды постепенно отходят от позиции, в соответствии с которой руководитель несет ответственность за все и любые нарушения таможенных правил, допущенные юридическим лицом. Наконец, рассматривая указанную категорию дел, суды начали более пристально изучать, в чем конкретно выразились противоправные действия руководителя, каким способом совершено правонарушение, относится ли тот или иной вопрос к сфере исключительного ведения/контроля руководителя и т.п. Таким образом, за нарушение таможенных правил к ответственности могут привлекаться также декларанты, начальники отделов и другие лица, которые в силу постоянно или временно исполняемых ими трудовых (служебных) обязанностей отвечают за соблюдение требований, установленных Таможенным кодексом Украины.
Конечно, привлечение к административной ответственности должностных лиц предприятия — это только один из способов, которые Миндоходов может использовать в качестве меры воздействия на нарушителя таможенных правил. Так, например, в соответствии с Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 года № 959-XII Министерство экономического развития и торговли по представлению Миндоходов может своим приказом также ограничить внешнеэкономические операции предприятия. Интересно, что процедура принятия такого приказа практически исключает возможность участия в ней самого субъекта внешнеэкономической деятельности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Но это уже предмет отдельного обсуждения…
ЛОГОВСКИЙ Виталий — старший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
Анастасия СИНГАЕВСКАЯ,
младший юрист АК «Правочин»
Как известно, статья 467 Таможенного кодекса Украины определяет сроки наложения административных взысканий по делам о нарушении таможенных правил, которые рассматриваются судом или органом доходов и сборов. Согласно данной статье, предусматриваются два момента начала исчисления этого срока: со дня совершения правонарушения или в случае с длящимися правонарушениями — со дня их выявления. Иногда в практике возникают сложности по определению момента выявления длящегося правонарушения и соответственно отсчета срока привлечения к ответственности.
Согласно статье 494 ТК Украины, о каждом случае выявления нарушения таможенных правил уполномоченное должностное лицо органов доходов и сборов, которое обнаружило такое нарушение, составляет протокол, а поскольку составление этого протокола, как правило, происходит непосредственно после выявления нарушения, принято считать, что именно с этого момента начинается шестимесячный срок.
В то же время в соответствии со статьей 491 Таможенного кодекса Украины основаниями для открытия производства по делу о нарушении таможенных правил, в частности, являются непосредственное выявление нарушений должностными лицами Миндоходов, официальные письменные уведомления о нарушениях, совершенных лицом, полученные от правоохранительных и других контролирующих органов, иностранных таможенных и правоохранительных органов.
Исходя из этого, момент получения информации о нарушении и/или лице, которое его совершило, может не совпадать с моментом составления протокола. В таком случае моментом выявления нарушения следует считать момент получения органами Миндоходов такой информации.
Карина ПАВЛЮК,
юрист МЮГ AstapovLawyers
Как свидетельствует практика, к административной ответственности за нарушение таможенных правил, помимо директора предприятия и декларанта, привлекаются сотрудники предприятия, к непосредственным обязанностям которых относится таможенное оформление товаров (как правило, это менеджеры по экспортным операциям, менеджеры внешнеэкономической деятельности, менеджеры по логистике, их ассистенты). Наиболее частым правонарушением в данной сфере является перемещение товаров через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с уклонением от такого (статьи 482, 483 Таможенного кодекса Украины). Следует отметить, что суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях стали более тщательно и аккуратно относиться к определению виновного лица. Так, если непосредственным таможенным оформлением занимался декларант на основании предоставляемых предприятием данных и впоследствии оказывается, что изложенные в таможенной декларации данные недостоверны, вина возлагается автоматически не на декларанта, а в большинстве случаев — на сотрудника предприятия.
Наталья ДУБИНА,
руководитель налогового департамента АО AVER LEX
Понятие длящегося правонарушения разъяснялось письмами Минюста от 1 декабря 2003 года № 22-34-1465, от 17 июля 2007 года № 22-14-493, а также письмом Миндоходов от 30 августа 2013 года № 16666/7/99-99-24-03-09-17, где определено, что длящимися признаются правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанностей. Начальным моментом такого деяния может быть активное действие или бездействие, когда виновное лицо или не исполняет конкретную возложенную на него обязанность, или исполняет ее не полностью или ненадлежащим образом. Например, товары, документы на товары потеряны и остаются ненайденными или, например, продолжают находиться вне таможенной территории Украины без надлежащего оформления этого факта.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…