Код ученый — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (987) » Код ученый

Код ученый

«Роботы делают и работу юристов по разводам», — передает Bloomberg. Юрист с искусственным интеллектом Ross стал особенно популярным. Да и вообще, искусственный интеллект теперь не только пишет музыку, снимает трейлеры к фильмам, но и прогнозирует исход судебного дела. Британские юридические СМИ назвали 2016-й годом юридических ІТ-стартапов. Украина от тенденций не отстает. Возьмем, к примеру, проект «How does IT work» Комитета Ассоциации юристов Украины по вопросам телекоммуникаций, ІТ и Интернета. Проект помогает разобраться с тем, как работают технологии, вошедшие в нашу жизнь.

Вопрос «насколько сегодня юристу важно умение программировать?» кажется вполне логичным на фоне постоянного роста спроса на юридические услуги для ІТ-бизнеса. Этот вопрос мы адресовали ІТ-юристам. Сразу нужно предупредить о двух вещах. Во-первых, адресовали мы его в том числе и консервативным юрфирмам, дабы сохранить паритет мнений (правда, в ответ они только молчали). Во-вторых, текст может содержать незнакомые слова и аббревиатуры, и их пояснения не прилагаются.

 

На стыке умений

«Сейчас часто приходится слышать размышления на тему, нужно ли юристам учиться программированию. Но мне кажется, вопрос не должен так стоять. Legal Tech не просто повлияет на сферу юридических услуг, а глубинно изменит ее, — рассуждает управляющий партнер АО Juscutum Артем Афян. — К примеру, одежда и обувь производятся на фабриках, а договоры в основной своей массе делаются каждый раз с нуля и вручную. Степень проникновения прогресса в нашу профессию остается крайне низкой. Зачастую под инновациями в юриспруденции подразумевают облачное хранение данных и электронный документооборот, в то время как искусственный интеллект может помочь, в частности, в расчете пределов допустимых нагрузок при проектировании космических кораблей».

«Юриспруденция все меньше становится искусством и все больше — системой», — подчеркивает г-н Афян. «Перед прачками прошлого века не ставился вопрос об обучении сборке стиральных машин, чтобы остаться на рынке труда. Эта профессия просто исчезла в ее изначальном понимании. Современному юристу совершенно необязательно учиться программировать, но он должен уметь применять плоды технического прогресса, чтобы принести как можно больше пользы своему клиенту. Иначе в какой-то момент можно будет обнаружить себя среди экспонатов в Пирогово, вместе с кузнецом и ворожкой, или рассказывать о своих славных победах в зале суда школьникам будущего на уроке, посвященном забытым профессиям», — предостерегает Артем Афян.

«Знаю я несколько юристов, которые, освоив программирование в достаточной мере, устроились на работу программистами, — говорит координатор IT-практики ЮФ Sayenko Kharenko Никита Полатайко. — Профессия кодера оплачивается выше и в нашем государстве, и в любой развитой стране, да и привязки к Украине больше нет, тебя ждут в Польше, Великобритании, США и не только. Но если любить юридическое дело больше и не менять профессию, то знания базисов программирования достаточно, чтобы понимать, где исполняемый код, а где просто комментарии к нему, чем отличается исходный код от ассемблированного (объектного), что такое обфускация (запутывание кода как противодействие обратному инжинирингу) и т.д.».

«Нужно ли юристу по недвижимости быть архитектором и уметь класть кирпич? — задается вопросом г-н Полатайко. — Видимо, нет. Но отличить временное сооружение от капитального, а панельный дом от кирпичного он обязан. IТ-юрист должен понимать, как идет процесс разработки, в чем суть бизнеса клиента, на что идут основные расходы, что является deal-breaker по определению».

«Программировать необязательно, иначе этот процесс может настолько понравиться, что придется отказаться от адвокатской практики, — шутит советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Владислав Подоляк. — Но понимать специфику работы программистов, их взаимодействие с заказчиками важно. Для начала можно подружиться с программистами, вживую увидеть процесс и овладеть профессиональной терминологией. Ведь даже пешеход, не владея навыками водительского мастерства, должен знать правила дорожного движения».

«На прошлой неделе знакомый юрист спрашивал, как «проапдейтить» Windows XP, — вспоминает CEO в Axon Partners Дмитрий Гадомский. — Конечно, немного смешно, но было бы куда смешнее, если бы, имея новый MacBook, юрист пользовался Гражданским кодексом УССР».

По словам г-на Гадомского, большинство юристов с легкостью поддержит разговор о музыке, искусстве, винах, иконах. «Мы — как таксисты. Но вот чего не хватает многим юристам, в том числе и мне, так это уметь делать что-то еще, кроме юриспруденции. Именно уметь делать, а не просто об этом говорить. Гениальные вещи получаются именно на стыке разных умений», — подчеркивает наш собеседник.

«Я не умею программировать, — признается Дмитрий Гадомский. — Хотя пробовал и пытался научиться еще в школе. Это умение мне сейчас бы не помешало. Но есть и другая сторона. Я не умею программировать, поэтому пытаюсь сделать то, что мне нужно, без программирования. Поставить и настроить ERP-систему (мы используем систему с открытым кодом Odoo), например, или сделать несложного бота для Telegram».

 

Юридическая чистота

Как скоро умение программировать станет обязательным в перечне требований к соискателю работы в юридической фирме? Никита Полатайко обращает внимание, что ІР-практики уже нанимают инженеров и других профильных специалистов, вполне возможно, что ІТ-юристы будут проверять юридическую чистоту кода вместе со штатными программистами. «Это более вероятно, чем появление юристов с достаточными навыками разработки ПО», — говорит г-н Полатайко. В то же время такой наукой, как генетика, сейчас занимаются программисты.

«Поэтому, учиться программированию все же нужно. В свете развивающегося интернета вещей и автоматизации фиксировать те или иные события, заключать договоры вскоре будут машины. Недавно мир облетела новость о выполнении сделки по поставке, кажется, хлопка. Оплата была отправлена со счета на счет автоматически, когда GPS-трекер контейнера с товаром сообщил о вхождении в порт назначения, а другие датчики — о температуре и влажности в контейнере. Так были подтверждены надлежащее место, время поставки и качество товара. Данную сделку кто-то запрограммировал, для чего нужны были навыки и юриста, и программиста. Это сейчас принято называть smart-контракты, и за ними — будущее!» — уверен Никита Полатайко.

Дмитрий Гадомский говорит, что в Axon Partners программирование — не обязательное требование. «Но если студент в университете вместо простого просиживания на лекциях по правовой статистике и БЖД учил программирование, то он нам точно подойдет больше. У меня есть друг, который ни слова не знает на английском. Ему заказан путь в топовую юридическую фирму, но он даст фору в судебном процессе любому юристу-полиглоту. Я не уверен, что программирование для юриста станет тем же, чем знание английского (или другого иностранного)», — провел аналогию г-н Гадомский.

Владислав Подоляк также привел в пример знание английского: «Давайте быть откровенными: есть много юристов, которые английского языка не знают и при этом достигли профессиональных высот. Так же и здесь: умение программировать послужит конкурентным преимуществом соискателей лишь для отдельных (нишевых) вакансий. Но некоторые коллеги преподносят свои навыки как маркетинговую «фишку», привлекая новых клиентов из отрасли ІТ. Но прогнозировать дату введения такого требования в качестве обязательного я не осмелюсь, хотя еще 16 лет назад на первом курсе университета подготовил доклад «Компьютеризация и новое мышление», где назвал компьютерную грамотность обязательной составляющей общей грамотности. Время вносит свои коррективы, сложность задач в программировании повышается. На аматорском уровне «серьезную прогу не запилишь», как говорит мой друг. А сегодня платят деньги лишь за профессиональный подход».

Умение программировать, по словам г-на Подоляка, скорее будет рассматриваться в контексте industry knowledge, а не в контексте прямого требования или должностной обязанности. «Единственный «гибрид», который будет востребован в обозримом будущем, — это профессия судебного эксперта в сфере авторского права, компьютерных технологий и телекоммуникаций. Вот здесь в статусе «проверяющего» может понадобиться такой универсальный специалист, владеющий основами как юриспруденции, так и программирования. Хотя вторым высшим образованием, скорее всего, будет не техническое, а именно юридическое (от обратного)», — прогнозирует советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры».

 

Перспективы Legal Tech

В завершение — о перспективах отрасли Legal Tech: «Этим термином называют и технологии на службе у юристов, и юридические технические решения для клиентов. Думаю, что описанные выше smart-контракты — самое удобное, что можно сделать для клиентов. Это будут incoterms нового порядка. Для таких сделок понадобится обновленная система разрешения споров. На многих биржах уже действуют полуавтоматические арбитражи. В цифровой экономике не нужно много ресурсов для масштабирования, потому споры будут отходить на второй план — уже сегодня многим сервисам легче вернуть вам деньги, чем заставить сотрудника разобраться, оправданы ли ваши претензии»,— комментирует Никита Полатайко.

Дмитрий Гадомский прогнозировать не берется: «Смешно будет потом, лет через пять, читать свои «предсказания», потому я лучше скажу, что хотел бы: чтобы Налоговый кодекс (НК) превратился в один из плагинов для ERP-системы. Я просто скачиваю новый апдейт, если что-то изменяется, и все. Не нужно перенастраивать 1С, или SAP, или что-то там еще. Но основное удобство в том, что НК будет существовать не как набор не связанных между собой и противоречащих друг другу норм, а как код. Код с ошибками просто не будет работать».

Владислав Подоляк мечтает о том, чтобы «разрыв между правовыми нормами, многие из которых существуют еще со времен римского права и кодекса Наполеона, и технологиями сокращался». «Судебная практика еще не сформирована. Если в сфере классического IP уже есть определенный багаж знаний и судебных решений судов, то такие понятия, как Big Data, e-Discovery достаточно новые, и не только для судебной практики, но и для общества в целом. Также в связи с онлайн-активностью и борьбой за потребителя необходимо кардинально обновить законодательство о защите от недобросовестной конкуренции: оно «заточено» на 95 % под офлайн», — резюмирует комментатор.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Лучшее примирение

В фокусе:ВС

Заверительные отношения

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят закон о потребкредитовании

Государство и юристы

Трансфертная развязка

Государство и юристы

Новости законотворчества

Е-декларантов обяжут открыть счета в госбанках

Государство и юристы

Соблюдать частоту

О налоговом залоге

Государство и юристы

Новости законотворчества

В первом чтении принят закон относительно домашнего насилия

Неделя права

Процесс конференции

ВСЮ на проверку

Уголовный порядок

Неделя права

Новости из-за рубежа

Кубик Рубика — не товарный знак

Онлайн-суд должен быть доступным

Новости из зала суда

Судебная практика

В суд поступил иск об отмене решений НАПК по е-декларированию

Суд отказал в удовлетворении ходатайства об увеличении размера залога А. Емельянову

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — юрсоветник Shanghai Giant Network Technology Co. в отношении приобретения Playtika

Interlegal защитил интересы клиента в связи с применением специальных санкций

Адвокаты АК «Правочин» отстояли в суде интересы авиакомпании «Буковина»

Создано экспертное объединение Artifex

ЮПФ «Грищенко и Партнеры» — юрсоветник украинского бизнесмена в споре с «Татнефтью»

Отрасли практики

Выразить возмещение

Проявить участие

Офисные технологии

Разведывательная кооперация

Агробизнес vs. прокуратура

Сроки и деньги

Освободить от уплаты

В последней базе

Правила хорошего фона

Путь, что будет

Охранная форма

Рабочий график

Патентный троллинг

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Санационный список

Продукт испытания

Новое время

Снова о топливе

Судебная практика

Платы на будущее

Бес возмездный

Новые стимулы

Тема номера

Бочка медиа

База развития

Точка подозрения

Электронная — в очередь

Диктат без ошибок

Трибуна

Верховенство нравов

Частная практика

Третейская плата

Код ученый

Інші новини

PRAVO.UA