Дорожный спор — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (980) » Дорожный спор

Дорожный спор

Рубрика Тема номера

Все хотят видеть Украину процветающей страной, с европейскими дорогами и зарплатами. Не исключение и железная дорога, но чтобы сделать из ПАО «Укрзализныця» (акционерное общество) новый Deutsche Bahn, нам еще предстоит пройти тернистый путь реформ.

 

Большой посредник

Отличительной особенностью железной дороги на Украине является ее масштаб и роль — как посредника в экономических отношениях между западными и восточными странами.

Государственной целевой программой реформирования железнодорожного транспорта на 2010–2019 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 2009 года № 1390, определено создание новой организационно-правовой и экономической модели управления железнодорожным транспортом.

Выполнение данной Программы планируется осуществлять в три этапа. В настоящее время завершается первый этап, от его результатов зависят второй и третий.

В прошлом году украинская железная дорога стала акционерным обществом, присоединив к себе все железные дороги и предприятия, которые являлись отдельными юридическими лицами. Теперь это единое общество, 100 % акций которого принадлежат государству Украина в лице Кабинета Министров.

С целью реформирования и корпоратизации железнодорожной отрасли Министерством инфраструктуры был подготовлен проект закона о железнодорожном транспорте № 3650 (законопроект).

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена потребностью построения новой структуры взаимоотношений участников процесса железнодорожных перевозок, для которых будут создаваться более полноценные и усовершенствованные нормативные требования, необходимые для дальнейшего развития и функционирования.

Так, 14 декабря 2015 года данный законопроект был подан в Верховный Совет Украины, но получил неоднозначные отзывы. После смены руководства Министерства инфраструктуры законопроект был отозван 14 апреля 2016 года.

Сейчас законопроект находится на стадии доработки, а поскольку он разрабатывался не один год и под него выстроена целая экономическая модель, ждать кардинальных изменений не стоит. В то же время хотелось бы обратить внимание разработчиков и других заинтересованных лиц на некоторые важные аспекты.

Принятие законопроекта позволит учесть в законодательстве Украины основные положения законодательных актов ЕС в сфере железнодорожного транспорта, выполнение которых предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны, адаптировать условия деятельности железнодорожной отрасли с правилами ЕС с целью интеграции украинской железнодорожной системы в железнодорожную систему ЕС.

Законопроект содержит ряд революционных положений, которые, по замыслу разработчиков, должны обеспечить формирование новой европейской модели бизнеса, в частности: формирование равноправного доступа к железнодорожной инфраструктуре, допуск к пассажирским и грузовым перевозкам частного бизнеса, новую тарифную политику и многое другое.

Законопроект предполагает допустить частный бизнес на рынок железнодорожных перевозок, однако остаются открытыми многие вопросы, такие как порядок допуска к железнодорожной инфраструктуре, определение маршрутов для частных компаний и порядок их участия в конкурсах для получения соответствующих разрешений.

Кроме того, нет понимания, как именно такие компании будут взаимодействовать с государством и акционерным обществом.

 

Акции в дороге

Данные вопросы неоднократно обсуждались, однако законопроект не содержит механизмов контроля над частными перевозчиками, их участия в развитии и обслуживании инфраструктуры. Поэтому следует обратить внимание на ответственность частного бизнеса перед государством и предусмотреть в законопроекте механизмы контроля, участия в развитии и обслуживании инфраструктуры со стороны частных компаний.

Интересной новацией законопроекта является положение о равноправном доступе к инфраструктуре всем участникам рынка, регулированием которого должно будет заняться независимое Государственное агентство железнодорожного транспорта. Данное положение представляется спорным относительно целесообразности создания еще одного государственного органа, поскольку эти обязанности может исполнять Министерство инфраструктуры.

Законопроектом также предусмотрено создание Национальной комиссии по регулированию транспорта, подконтрольной Кабинету Министров Украины, которая займется регулированием тарифов и утверждением инвестиционных планов.

Предполагается, что тариф будет состоять из инфраструктурной, инвестиционной, локомотивной и вагонной составляющих, что является разумным решением, если учесть износ инфраструктуры и подвижного состава. Однако, исходя из опыта ЕС, частные перевозчики платят только за доступ к инфраструктуре, что также может не согласовываться с европейским законодательством.

Кроме того, разработчики законопроекта не учли самого главного — социально-политической ситуации в стране, ведь процесс реформирования железнодорожной отрасли происходит в крайне тяжелое время для Украины, когда действует особое положение.

Сегодня акционерное общество напрямую подконтрольно Кабинету Министров Украины, который владеет 100 % акций общества.

Так, в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» от 14 января 2015 года № 15/2015 главная задача Кабинета Министров Украины состоит в том, чтобы перевести национальную экономику Украины на функционирование в условиях особого периода в объемах, гарантирующих бесперебойное обеспечение потребностей Вооруженных Сил Украины и других военных формирований Украины при выполнении возложенных на них задач, и привести определенные отрасли, предприятия, учреждения и организации в степень «полной готовности».

Ни для кого не секрет, что железная дорога в нашем государстве является стратегической отраслью экономики, от которой напрямую зависит национальная безопасность страны.

Несмотря на то что законопроект содержит отрывочные положения о мобилизационной подготовке и функционировании железнодорожного транспорта в особый период, такие нормы не раскрывают механизмов участия частного бизнеса, который предлагается допустить к железнодорожной инфраструктуре, в обеспечении безопасности государства, тем более что частный бизнес может быть представлен как отечественными компаниями, так и иностранными.

Поэтому при доработке законопроекта, проведении реформ и формировании европейской модели бизнеса в железнодорожной сфере в первую очередь следует исходить из интересов национальной безопасности и учитывать положения Закона Украины «О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период», которым определены основные задачи единой транспортной системы Украины в особый период.

В итоге мы видим законопроект о железнодорожном транспорте, заслуживающий внимания, но требующий существенной доработки с учетом особого периода и необходимости обеспечения государственной безопасности, а также более тщательного изучения опыта ЕС.

Надеемся, что доработанный на основе старого законопроект будет учитывать многие спорные нюансы, и в скором времени мы увидим украинскую железную дорогу европейского уровня.

 

МИГДАЛЬ Александр — юрист Bitlex, г. Киев

 


Комментарий

Неудачная попытка

Олег ЗАГНИТКО,

к.ю.н., партнер МЮФ Integrites

Законопроект № 3650 (отозван в апреле этого года) предусматривал недореформирование отрасли, оставляя большой сегмент плановой экономики, не способной к переходу к рынку. Речь идет не cтолько о комплексе имущества на праве хозяйственного ведения (здесь законопроект последовательно воплощает одну концепцию, правда, не предусматривающую механизмы последующей приватизации или введения конкуренции в отдельных аспектах инфраструктуры), сколько о неудачной попытке параллельного урегулирования объектов общего и не общего пользования. На мой взгляд, надо предусмотреть режим, общий для всех объектов, а кроме него — лишь особенности для объектов в хозяйственном ведении оператора.

К тому же в основном не реформировано, а легализовано запутанное текущее распределение функций по развитию, эксплуатации и обслуживанию транспорта общего пользования: в частности, речь идет о полномочиях по контролю и ведению реестра подвижных средств, отсутствии возможности построения альтернативных маршрутов — сверхскоростных, городских, электромагнитных и т.д. или концессии частными инвесторами, критериях разграничения объектов инфраструктуры транспорта и прилегающих объектов, отстранении нового регуляторного органа от определения режима доступа к инфраструктуре, отстранении оператора от определения условий социальных перевозок, дублировании лицензионных требований, установлении монополии оператора или министерства инфраструктуры, создании неконституционным способом оперативно-следственных органов или военизированных подразделений. Считаю, что нет никаких причин относиться к железнодорожному транспорту иначе, чем к телекоммуникационной инфраструктуре или автомобильным дорогам. Поддержка вертикально и горизонтально интегрированного монстра средствами налогоплательщиков не эффективна.

Многие положения проекта являются декларативными и должны быть удалены, поскольку только перегружают акт. Кроме того, сохранение Устава железных дорог показывает, что работа проделана в спешке, поскольку закон должен был значительно сузить значение такого акта и передать полномочия по его принятию от КМУ в профильное министерство.

 

Примечание. перевод с украинского языка осуществлен редакцией.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Профессиональная проформа

Акцент

Исполнить на ИС

В фокусе: юрисконсульты

Четвертый сезон

Государство и юристы

Принять и упростить

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ изменит требования к инкассаторам

Ветирован закон о досрочном прекращении военных контрактов

Предлагается разрешить «народную законодательную инициативу»

Государство и юристы

Фабула раса

Книжная полка

Тематический запрос

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ поддержал решение Антимонопольного комитета Украины по «делу ритейлеров»

Суды отменили постановление правления Национального банка Украины о ликвидации банка «Союз»

Новости юридических фирм

Частная практика

Адвокаты АК «Правочин» защитили интересы клиента в споре с ГИС

ЮК FCLEX отстояла интересы владельца супермаркетов «Фуршет» в споре с кредитором

Aequo консультирует фонд частных инвестиций в сделке по приобретению земельных участков

Специалисты Interlegal выиграли дело о взыскании задолженности за причальный сбор

МЮФ Eterna Law объявила о создании практики Lobbying & GR и присоединении нового партнера

ПЮА «Дубинский и Ошарова» отстояло право Ощадбанка на ТМ «Сбербанк»

Pavlenko Legal Group усиливает и расширяет команду экспертов

Отрасли практики

Дать зачет

Нести безответственность

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Исполнительное производство

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

Коррупционный сбой

Ценная реакция

Open Ukraine

Самое важное

По сути сам

Светлая память

Ушел из жизни президент «Укринюрколлегии» Даниил Курдельчук

Судебная практика

Совершению нет предела

Уценка качества

Новеллы доказывания

Регистрация «до», а не «после»

Судебная практика

Судебные решения

Оспаривать признание ФГВФЛ сделки ничтожной необходимо в хозяйственном суде

Установленный в договоре кредита срок исковой давности не применяется по отношению к поручителю

Судебная практика

Давность по обеспечению

Пришли с миром

Тема номера

Дорожный спор

Процесс загрузки

Частная практика

Инновационный тон

Інші новини

PRAVO.UA