Инновационный тон — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (980) » Инновационный тон

Инновационный тон

Юридическая фирма Aequo одним из ключевых принципов своей работы декларирует инновационность. О последних наработках фирмы в этой сфере, а также об инновационном потенциале украинского рынка юруслуг «Юридической практике» рассказал Денис Лысенко, управляющий партнер ЮФ Aequo.

 

— Насколько украинский рынок юридических услуг в принципе восприимчив к инновациям?

— Украинский рынок прошел достаточно серьезный путь за 25 лет независимости Украины, эволюционировал от рынка провинциального и достаточно косного в направлении лучших образцов. На протяжении этих лет он вбирал в себя лучшее из того, что предлагала юридическая наука и практика и в течение 2000-х годов, по моему мнению, были достигнуты достаточно высокие профессиональные стандарты, как минимум в премиум-сегменте юррынка. Но тем не менее только в последние несколько лет участники рынка начали серьезно обращать внимание на тренды, распространенные за рубежом, в части развития business of law и в части инноваций.

Исследование, которое мы совместно с GFK проводили среди юрисконсультов в прошлом году, показало, что фактор инноваций еще не оценен в должной мере на украинском рынке с точки зрения практической пользы для клиентов. Вместе с тем мы считаем, что тренд этот в нашей стране уже задан, прошел точку невозврата. Причем с учетом лучших мировых стандартов. Украинский рынок будет достаточно динамичными темпами воспринимать инновации, которые активно продвигаются на рынках США и Западной Европы.

 

— То есть речь идет исключительно о восприятии западных наработок или наш рынок сам что-то продуцирует и экспортирует свои наработки?

— Этика и высокие профессиональные стандарты, безусловно, важны, это необходимый минимум для юридических фирм первого эшелона, но не конкурентное преимущество. Главным конкурентным преимуществом являются инновации.

Это будет проявляться как в заимствовании лучших западных кейсов, так и, очень вероятно, в разработке украинских ноу-хау, адаптированных к реалиям местного рынка с учетом языковых ограничений и других особенностей.

 

— А есть конкретные примеры, во что инвестируют украинские юрфирмы?

— В данном случае мы можем говорить лишь о собственных примерах, поскольку объективной и достоверной информации об инвестициях других игроков не так уж много. Мы достаточно серьезно инвестируем в три направления, и два из них весьма тесно взаимосвязаны. Это забота о клиенте, индустриальный фокус и инновации. На пересечении этих направлений мы реализуем ряд проектов, расширяем инструментарий работы с клиентами, в том числе с применением онлайн-решений. Одно из таких решений — Aequo Hub — мы выводим сейчас в активную стадию и вскоре презентуем. Но часть наших клиентов уже получили возможность пользоваться преимуществами этой системы, и мы считаем, что она в значительной степени усовершенствует коммуникацию.

 

— Можете рассказать об этом проекте подробнее?

— Aequo Hub — это онлайн-сервис, предусматривающий более оперативную и более безопасную коммуникацию с клиентами, адресность работы с клиентскими проектами, возможность использования выделенного хранилища данных для различных трансакционных и судебных проектов с возможностью удаленного доступа и коммуникации в режиме, аналогичном социальным сетям. В наличии комната данных для проектов M&A. Также предусмотрена возможность совместного редактирования документов и прочие инструменты, помогающие максимально приблизиться к клиенту. Они дают возможность предельно оптимизировать время и собственно коммуникацию, обеспечивая доступ к информации по проекту в режиме «24/7».

Это лишь один из примеров клиентоориентированного проекта. Также мы активно работаем над инициативами, имеющими социальный характер. В этом году мы инициировали pro bono-проект, который также связан с существенной IT-составляющей, — Rate Your Judge. Идея родилась на волне нашего участия в ряде конкурсов, проводимых в том числе Гаагским институтом инноваций в праве (The Hague Institute for Innovation of Law).

Мы увидели значительный социальный запрос на проект, направленный на повышение и технологизацию уровня участия общественности в процессе оценки результатов работы судейского корпуса. В данном случае речь идет не столько о формальной оценке, сколько о профессиональной обратной связи юристов и адвокатов, принимающих участие в судебных заседаниях, относительно качества выносимых судебных решений. Мы считаем, что такая оценка, даже без формальных рычагов влияния, сама по себе может подстегнуть судейский корпус к усовершенствованию методов работы, а также к тому, чтобы качеству и обоснованности выносимых решений уделялось должное внимание, а также соблюдались сроки и другие процессуальные правила.

 

— Этот проект уже запущен?

— Это проект сейчас проходит стадию разработки методологии и согласования формата, а также разработки архитектуры и дизайна приложения — мы хотим, чтобы он был максимально беспристрастным и не вызывал никаких вопросов касательно участвующих в нем лиц. Стараемся больше внимания обратить на его аналитическую составляющую, прежде чем запускать его даже в тестовом режиме.

Кроме того, этот проект получил особое признание в конкурсе, который проводит упомянутый Гаагский институт, и мы рассчитываем на получение частичного финансирования для его реализации. Вместе с тем подчеркну: мы работаем над этим проектом на условиях pro bono, что не предполагает получения прибыли.

Возвращаясь к вопросу об инвестировании в инновации, хочу сказать, что мы подходим к этому системно, руководствуясь девизом innovations as usual, стремимся внедрять инновации не только в клиентской работе (хотя и здесь у нас уже есть заметные результаты и признание, в частности со стороны FT Innovative Lawyers), но и в повседневных бизнес-процессах. В частности, на данном этапе мы также работаем над инновационным форматом аутсорсинга.

Мы внедряем принятую стратегию заботы о клиентах (Client Care Excellence Strategy), и на данном этапе у нас проходит очень тщательный отбор кандидатов на позицию менеджера по работе с клиентами, с функционалом, который будет отличаться от общепринятого. И здесь важную роль будут играть внедряемые нами инновационные онлайн-инструменты.

Также мы много внимания уделяем получению обратной клиентской связи и делаем это системно. Серьезно занимаемся аналитикой как в разрезе секторов экономики, так и в отношении клиентских предпочтений. Считаем, что наиболее успешные юридические фирмы украинского юррынка будут уделять этим вопросам все больше внимания и станут выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, используя не традиционные инструменты, а собственные решения, которые могут как иметь аналоги в мире, так и быть абсолютно уникальными.

 

— Есть ли какой-то алгоритм, по которому вы отбираете перспективные инновации?

— Инновации не должны быть целью сами по себе, они по большому счету должны соответствовать нашим ценностям, предоставлять новые ­возможности для нашего бизнеса, иметь дополнительную ценность для наших клиентов, как коммерческую, так и с точки зрения социального эффекта.

Я уверен, что даже проекты, реализуемые pro bono, принесут ­значительную пользу нашим клиентам, которую даже невозможно отобразить в денежном эквиваленте. И здесь мы говорим как об IT-решениях, так и о нашей pro bono-работе в части подготовки законопроектов.

В качестве примера могу привести работу нашего партнера Анны Бабич над проектом Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», уже внесенного на рассмотрение парламента. Это достаточно комплексный документ, который призван вдохнуть новую жизнь в механизмы корпоративного управления в наиболее широко используемой у нас организационно-правовой форме юридических лиц. Также мы много работали с различными регуляторами над усовершенствованием нормативного поля: выступили с инициативами публикации решений АМКУ (значителен вклад команды практики антимонопольного и конкурентного права, в частности советника Сергея Денисенко), модернизации системы регистрации знаков для товаров и услуг и защиты авторских прав (над этим работал партнер Александр Мамуня и другие коллеги из практики интеллектуальной собственности), внесения целого блока изменений в законодательство и подзаконные акты НБУ, которые были разработаны с участием банковской команды под руководством партнера Юлии Кирпы.

 

— Вы говорили о том, что в клиентской среде фактор инновационности юрфирм недооценен. Как воспринимаются ваши инициативы и меняется ли ситуация с оценкой инноваций?

— На примере наших клиентов мы видим, что предлагаемые нами решения воспринимаются положительно, особенно когда клиент чувствует существенные преимущества пользования данными инструментами.

Более того, именно через практическую работу с инновационными решениями клиенты уже осознают, что слово «инновации» наполнено смыслом. Соответственно, мы таким образом даем клиенту возможность понять на собственном опыте, в чем состоит дополнительная ценность, и считаем, что именно через реализацию таких проектов мы меняем правила игры на юридическом рынке. Так что мы видим себя, сейчас и в перспективе, как юридическую фирму, которая усовершенствует существующие практики, меняя правила игры и выводя юррынок на новый виток развития.

 

— Насколько все внедряемые инновации могут изменить рынок и каким вы его видите, к примеру, лет через десять?

— Я думаю, что украинский рынок юридических услуг будет повторять тенденции глобального рынка, возможно, с некоторой задержкой для адаптации к местным условиям. А также надеюсь, что он будет задавать ряд трендов, учитывая потенциал ИТ-индустрии на Украине.

Что касается глобального рынка, то мы отчетливо видим тенденции к расширению аутсорсинга, к внедрению элементов искусственного интеллекта в работу крупнейших западных юрфирм. Украинский рынок станет заимствовать технологии западных рынков. Вопрос в том, насколько это будет происходить динамично. Насколько провайдеры и разработчики соответствующих сервисов готовы инвестировать в их адаптацию для украинского рынка. Но мы верим, что это произойдет. Если быть объективным, то украинский юррынок не изолирован от участия в нем иностранных игроков через локальные офисы и определенные альянсы с местными юрфирмами.

 

— Как бы вы прокомментировали прогноз, что юррынок полностью компьютеризируется и места юристам на нем не останется?

— Я думаю, что это некоторое преувеличение. Клиентами юристов выступают также люди, и в большинстве случаев для них имеет значение, кто именно предоставляет им юридическую услугу.

Если говорить о сложившейся тенденции коммодитизации юруслуг и их стандартизации, то со временем такие стандартные услуги, безусловно, смогут предоставлять без активного привлечения юристов как человеческого персонала. Но что касается наиболее сложных вопросов, где требуется определенный креатив, особенно в условиях нестабильного законодательного поля, то личное участие высококвалифицированных юристов будет востребовано еще очень долго. Это не означает, что работа таких юристов не должна быть оптимизирована с использованием IT-решений, наоборот — и мы активно этим занимаемся. IT-системы в первую очередь заменят наименее квалифицированный труд — поиск информации и базовую аналитику в сложившихся секторах практики.

 

— Какое влияние оказывают эти тенденции на стратегию юрфирм? Как наилучшим образом адаптироваться и возглавить перемены?

— По нашему мнению, любая юридическая фирма, в частности на украинском рынке, должна уметь гибко меняться. На самом деле этот фактор значим не только для успешности внедрения инноваций, но и в целом для юридического бизнеса, по той простой причине, что скорость изменений в экономике и социальном измерении растет в геометрической прогрессии, и модели, используемые ранее, быстро устаревают. А новое поколение менеджеров клиентов ожидает несколько иного подхода. Соответственно, важным преимуществом юридической фирмы становится гибкость и практическая возможность внедрения современных технологий.

 

— А есть ли формула инновационного развития?

— Я думаю, эту формулу каждая фирма должна найти сама. Уверен, что наша формула позволяет нам внедрять инновации во всех направлениях нашей деятельности.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Профессиональная проформа

Акцент

Исполнить на ИС

В фокусе: юрисконсульты

Четвертый сезон

Государство и юристы

Принять и упростить

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ изменит требования к инкассаторам

Ветирован закон о досрочном прекращении военных контрактов

Предлагается разрешить «народную законодательную инициативу»

Государство и юристы

Фабула раса

Книжная полка

Тематический запрос

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ поддержал решение Антимонопольного комитета Украины по «делу ритейлеров»

Суды отменили постановление правления Национального банка Украины о ликвидации банка «Союз»

Новости юридических фирм

Частная практика

Адвокаты АК «Правочин» защитили интересы клиента в споре с ГИС

ЮК FCLEX отстояла интересы владельца супермаркетов «Фуршет» в споре с кредитором

Aequo консультирует фонд частных инвестиций в сделке по приобретению земельных участков

Специалисты Interlegal выиграли дело о взыскании задолженности за причальный сбор

МЮФ Eterna Law объявила о создании практики Lobbying & GR и присоединении нового партнера

ПЮА «Дубинский и Ошарова» отстояло право Ощадбанка на ТМ «Сбербанк»

Pavlenko Legal Group усиливает и расширяет команду экспертов

Отрасли практики

Дать зачет

Нести безответственность

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Исполнительное производство

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

Коррупционный сбой

Ценная реакция

Open Ukraine

Самое важное

По сути сам

Светлая память

Ушел из жизни президент «Укринюрколлегии» Даниил Курдельчук

Судебная практика

Совершению нет предела

Уценка качества

Новеллы доказывания

Регистрация «до», а не «после»

Судебная практика

Судебные решения

Оспаривать признание ФГВФЛ сделки ничтожной необходимо в хозяйственном суде

Установленный в договоре кредита срок исковой давности не применяется по отношению к поручителю

Судебная практика

Давность по обеспечению

Пришли с миром

Тема номера

Дорожный спор

Процесс загрузки

Частная практика

Инновационный тон

Інші новини

PRAVO.UA