С английского языка понятие «peer review» можно перевести как «экспертный обзор» (peer — «экспертный», «дружеский», review — «обзор», «оценка»).
Свое нынешнее значение это понятие приобрело благодаря его активному использованию в деятельности целого ряда международных организаций на протяжении многих лет. Так, этот термин обозначает комплексный анализ и оценку качества и эффективности деятельности одного государства или отдельного направления его политики, проведенные другим государством или международной организацией на основе принципов взаимопонимания и доверия, направленные на оказание содействия данному государству в развитии и усовершенствовании процессов принятия решений, законодательства и применения передовой мировой практики. К слову, Украина в апреле текущего года проходила подобную оценку в рамках ВТО под названием «Обзор торговой политики» (Обзор).
Рассматривая особенности применения данного механизма на примере подготовки Ukraine Peer Review-2016, хочу начать с того, что работа по подготовке Обзора закипела еще задолго до приезда эксперта ОЭСР и помощника заместителя главы Бюро по вопросам конкуренции Канады Степана Луцива и передовой миссии по сбору информации во главе со знаменитым в конкурентных кругах Биллом Ковачичем, занимавшим в свое время пост главы Федеральной торговой комиссии США. Мы начали с проведения инвентаризации всего, что было сделано в рамках выполнения Украиной рекомендаций ОЭСР 2008 года.
По результатам этой инвентаризации мы пришли к выводу о необходимости своего рода обновления, актуализации рекомендаций 2008 года. Причиной послужило то, что с момента проведения Обзора ОЭСР 2008 года прошло на тот момент более семи лет. В этой связи мы инициировали активную дискуссию с Секретариатом ОЭСР. По итогам дискуссии нам все-таки удалось убедить Секретариат в необходимости проведения нового, но не совсем традиционного Обзора ОЭСР. Особенностью концепции данного Обзора стало следующее.
С одной стороны, он должен был подвести определенные итоги выполнения нами как рекомендаций ОЭСР 2008 года, так и рекомендаций ЮНКТАД 2013 года, а с другой — актуализировать рекомендации, которые в силу разных причин были не выполнены либо выполнены частично в связи с их несоответствием нынешним реалиям.
Исходя из задач, поставленных перед данным Обзором, Секретариат ОЭСР разработал детальный план его подготовки. На предварительном этапе реализации этого плана Антимонопольный комитет подготовил информацию о состоянии выполнения Украиной рекомендаций ОЭСР 2008 года и рекомендаций ЮНКТАД 2013 года.
На основании этой информации Секретариат ОЭСР разработал вопросник для Антимонопольного комитета, который включал в себя все аспекты деятельности нашего ведомства.
С учетом того, что вопросник затрагивал темы, связанные с деятельностью не только Антимонопольного комитета, но и других органов государственной власти, оказывающей в той или иной степени влияние на развитие конкуренции на Украине, АМКУ организовал встречи Степана Луцива с руководством соответствующих министерств и ведомств Украины.
Далее с целью достижения максимальной объективности проводимого Обзора и формирования максимально исчерпывающей картины Секретариатом ОЭСР было принято решение о направлении на Украину передовой миссии по сбору информации во главе с Биллом Ковачичем. В ее задачи входила оценка состояния конкуренции на Украине на основе мнений как представителей государственных органов власти, так и представителей бизнеса.
В настоящее время подготовка Обзора продолжается. Секретариатом ОЭСР на основе наших ответов на вопросник готовится предварительный проект Обзора.
Промежуточные результаты этого многомесячного непростого труда, в который вовлечено множество как наших, так и иностранных экспертов, станут понятны уже в течение нескольких месяцев, когда украинская делегация примет участие в заседаниях ОЭСР в ходе Глобального конкурентного форума, где отдельным пунктом будет рассматриваться вопрос об утверждении упомянутого Экспертного обзора ОЭСР. И команда Антимонопольного комитета искренне верит, что прогресс, достигнутый Комитетом за последнее время, приведет к получению Украиной статуса ассоциированного члена Комитета ОЭСР по вопросам конкуренции.
ЛАХНО Сергей — директор Департамента конкурентной политики Антимонопольного комитета Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…