Классовый аппарат — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (976) » Классовый аппарат

Классовый аппарат

Рубрика Тема номера

Сегодня на Украине, как и в России, существует единственное государственное классификационное общество — Регистр судоходства (Регистр), унаследованный от СССР. В то же время во всем мире крупнейшие классификационные общества являются частными: DNV GL, American Bureau of Shipping, Bureau Veritas, Lloyd’s Register, ClassNK и др.

Стоит ли в рамках текущей реформы морской отрасли создавать на Украине частные классификационные общества (КО)?

 

Стандарты классификации

Вообще, бизнес классификационных обществ во всем мире — это бизнес очень крупных и богатых компаний. На данный момент 90 % мирового тоннажа находится в классе всего 12 КО, объединенных в Международную ассоциацию классификационных обществ (МАКО). Существует огромный разрыв между членами МАКО и оставшимися за ее пределами 40–50 обществами (включая Регистр судоходства Украины), которые являются в основном нишевыми.

Тому есть несколько достаточно очевидных причин. Прежде всего бизнес КО для работы на высоком уровне требует крупных вложений в R&D и наукоемкие исследования, найма квалифицированного персонала. Фактически чем крупнее КО, чем больше судов в его классе, тем больше оно может инвестировать в собственное развитие и тем надежнее его работа.

Понятно, что все клиенты заинтересованы в работе с наиболее надежными и предсказуемыми КО. Соответственно, укрупнение КО запускает механизмы положительной обратной связи: большие общества становятся еще больше. Сегодня рынок морского страхования, фрахтования, финансирования судов, кораблестроения и т.п. руководствуется стандартами крупнейших КО, поэтому суда уже на стадии проектирования создаются по этим стандартам. Более того, многие иностранные морские администрации отказываются регистрировать под своим флагом суда, которые не находятся в классе одного из членов МАКО. Если классификационное свидетельство выдано не членом МАКО, есть риск более строгого контроля судна государством порта.

По этим причинам и так олигопольный рынок классификационных услуг склонен к еще большему укрупнению — достаточно вспомнить не слишком давнее объединение двух гигантов — Det Norske Veritas и Germanischer Lloyd, в результате которого DNV GL занял 21 % мирового рынка классификационных услуг.

Всем известная аналогия — рынок аудиторских услуг, где «Большая восьмерка» постепенно, путем слияний, превратилась в «Большую четверку», клиентами которой являются, к примеру, 99 из 100 компаний FTSE 100 или 96 % компаний FTSE 250.

Понятно, что конкурировать с DNV GL никто в здравом уме не собирается, поэтому создание частных КО на Украине будет заведомо направлено на какую-то узкую нишу, скорее всего — предоставление услуг судовладельцам украинского флага. Если нацеливаться на аккредитацию государствами флага за пределами Украины, намного проще и быстрее создавать КО за рубежом.

Соответственно, возможные частные КО на Украине с очень большой вероятностью будут заведомо пастись на том же поле, где сейчас доминирует украинский Регистр.

 

Пространство для улучшения

Ключевой аргумент в пользу создания частных КО на Украине — повышение конкуренции между КО, что в теории должно привести к повышению качества услуг. Есть также надежда, что в погоне за прибылью частные украинские КО будут в дополнение к украинскому Регистру выходить на международные (европейские) рынки, повышая качественный уровень своей работы.

Сегодня результат работы Регистра можно приблизительно оценить по так называемым flag state performance tables. Это специальные таблицы, в которых рассчитывается соотношение между количеством инспекций судов определенного флага (в рамках контроля судов государством порта) и количеством случаев, когда такие инспекции привели к задержанию судна (то есть выявили достаточно серьезные нарушения). Для судов под флагом Украины наибольшее значение имеют таблицы Парижского меморандума (Paris MoU), которые касаются заходов в европейские порты.

В соответствии с таблицами 2015 года Украина находится на 53-м месте среди 73 стран — как раз посередине «серого списка», то есть списка стран, где инспекции не так уж редко выявляют серьезные нарушения. Таким образом, пространство для улучшения, безусловно, есть.

 

Системный контроль

Противники частных КО справедливо опасаются, что новые КО будут недостаточно квалифицированными по сравнению с действующим Регистром или станут действовать недобросовестно (проще говоря, выдавать свидетельства за деньги), что приведет к снижению безопасности мореплавания. Все это достаточно оправданно, если учесть наши украинские реалии, хотя стоит принимать во внимание, что по разным данным в 80 % случаев причиной аварийности служит вовсе не состояние судна, а человеческий фактор.

Аналогичные опасения, конечно, одинаково применимы практически к любому виду контролируемой государством деятельности, начиная от общепита или вождения автомобиля. Поэтому вряд ли можно на их основании отказаться от частных КО в принципе. Проблема скорее в создании эффективной системы контроля.

Очевидно, что основным средством контроля качества работы частного КО на Украине является признание его свидетельства правительством Украины в рамках статьи 22 Кодекса торгового мореплавания, то есть аккредитация такого КО для надзора на судах под флагом Украины.

В настоящее время система аккредитации КО для судов под украинским флагом находится в зачаточном состоянии. Существует распоряжение Кабинета Министров Украины № 172-р от 6 марта 1996 года, в котором установлен конкретный перечень признаваемых нашим правительством КО. Однако нет ни утвержденного порядка включения КО в этот перечень, ни порядка исключения из него. Достаточно упомянуть, что изменения в распоряжение вносились всего два раза за 20 лет, и в нем до сих пор упоминается Det Norske Veritas, не существующее уже почти четыре года.

Практика показывает, что сегодня этот перечень КО может абсолютно произвольно изменять Кабинет Министров Украины, как включая в него, так и исключая из него любое КО в любой момент.

Показательным в этом смысле представляется случай, когда в 2014 году из перечня аккредитованных КО был неожиданно исключен Российский морской регистр судоходства (распоряжение Кабинета Министров Украины № 1114-р от 1 октября 2014 года).

В самом распоряжении №1114-р никаких оснований для лишения Российского регистра аккредитации не приводилось. При этом, когда распоряжение № 1114-р было обжаловано ООО «Трансшип» в украинском суде (дело № 826/411/15), суд первой инстанции фактически постановил, что Кабинет Министров Украины имеет неограниченное усмотрение по поводу управления списком аккредитованных КО (постановление Окружного административного суда г. Киева от 14 сентября 2015 года). Такое решение было поддержано и апелляционным судом (определение Киевского апелляционного административного суда от 28 октября 2015 года) и вступило в силу.

Таким образом, манипулирование списком аккредитованных КО является в настоящее время фактически неограниченной прерогативой Кабинета Министров Украины. В такой ситуации трудно ожидать, что потенциальному создателю частного КО на Украине станет интересно вкладывать довольно существенные средства в организацию и настройку деятельности КО, существование которого полностью находится на усмотрении Кабинета Министров Украины.

Соответственно, создание частных КО на Украине подразумевает не столько формальное разрешение на их создание, сколько установление Кабинетом Министров Украины четкого порядка включения КО в списки признанных обществ для судов под украинским флагом, а также основания для их исключения из этого списка (так, чтобы решение об отказе в признании могло быть обжаловано в суде на четких основаниях). Без подобной подстраховки существенные вложения в украинские частные КО пока крайне рискованны.

 

ШЕМЕЛИН Дмитрий — юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Бесперспективное исполнение

Акцент

Водить за НОИС

Государство и юристы

Люфт не работает!

Сдержки профессии

Сохранить как

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ предложил новый порядок прекращения госорганов

Внесен законопроект о радиочастотном ресурсе

Расширяются гарантии осужденных на правовую помощь

Государство и юристы

Ответная вера

Запрет залогового освобождения

Неделя права

Жизненная позиция

Системный бой

Неделя права

Новости из-за рубежа

В США готовятся к волне увольнений пожилых юристов

Неделя права

Совершенно несекретно

Продолжение следует

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил приказ МЭРТ о начислении ПАО «Укрнафта» пени

Суд рассматривает дело по обжалованию тарифов на природный газ для населения

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультировала «Эпицентр» по вопросу приобретения «Альта Центра»

АО PwC Legal усиливает практику разрешения споров

Sayenko Kharenko — юрсоветник «В.Ф. Танкер» в вопросах отмены специальных санкций на Украине

Interlegal сопровождает исполнение решения МКАС при ТПП Украины в Грузии

Axon Partners сопровождает ИТ-­систему госзакупок ProZorro

Отрасли практики

Собственный штиль

Нечастый случай

Рабочий график

Административное будущее

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Решения недели

Судебная практика

Не подлежат к применению

Низший уровень

Пересмотрели по­-новому

Самое важное

Пойти на абордаж

Рейдерский охват

Дорожное продвижение

Судебная практика

Туристический спор

Поймать попытку

Публичная реформация

Судебная практика

Судебные решения

Право ходатайствовать об отстранении

Особенности отсрочки исполнения решения о взыскании долга

Судебная практика

Трудовые соотношения

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах правопреемства юридических лиц

Судебная практика

Бремя НДС

Воля в наследстве

Тема номера

Грусть ответственности

Морской толк

Классовый аппарат

Распорядок дна

Частная практика

Верховенство нрава

Не суд важно

Інші новини

PRAVO.UA