В последнее время в результате проведения массовых реформ в сфере борьбы с коррупцией соответствующие органы власти активно работают в направлении привлечения к уголовной ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, правоохранителей, прокуроров, судей, которые подозреваются в совершении уголовных правонарушений. Однако для полноценной реализации указанных усилий необходима и надлежащая деятельность судебной ветви власти.
Не единичны случаи, когда подозреваемое лицо уклоняется от привлечения к ответственности путем внесения им или иными лицами соответствующего залога, который определяется судом, после чего такие лица скрываются от органов досудебного расследования и суда, покидают границы государства.
Указанная ситуация возникает в результате наличия в действующем Уголовном процессуальном кодексе Украины положений, обязывающих суд при вынесении определения о применении меры пресечения в виде содержания под стражей установить размер залога, который является достаточным для обеспечения исполнения подозреваемым, обвиняемым обязательств, предусмотренных указанным кодексом. Вместе с тем отсутствует норма, предоставляющая возможность суду не определять размер залога в случае совершения преступлений лицами, которые выполняют функции власти.
В разрезе указанного вопроса в Верховном Совете Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 183 Уголовного процессуального кодекса Украины» (относительно предоставления суду права не определять размер залога в уголовных производствах о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных отдельными субъектами). Цель данного законопроекта — предоставление суду возможности не устанавливать размер залога в уголовном производстве о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных субъектами, на которых распространяется действие пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции».
В современных условиях задания и цели, которые преследует указанный законопроект, являются обоснованными. Однако авторам проекта необходимо доработать положения документа, касающиеся учета круга лиц, на которых распространяются такие нормы, поскольку в обозначенных положениях Закона Украины «О предотвращении коррупции» перечисляются все без исключения государственные служащие и должностные лица местного самоуправления, подавляющее большинство которых не имеют значительных полномочий и возможности злоупотребления влиянием.
ФИЛОНЕНКО Евгений — старший юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…