Движение по округу — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (969) » Движение по округу

Движение по округу

Рубрика Акцент

13 июля с.г. Президент Украины подписал новый, принятый 2 июня, Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон), содержащий немало новаций, способных ощутимо изменить систему правосудия. В числе наиболее дискуссионных положений — нормы, предлагающие создание окружных судов. Процесс укрупнения должен произойти в ближайшие два года. «Вместо одного суда в одном районе, где работают, скажем, три судьи, создается один суд, юрисдикция которого будет распространяться на три района, и в таком суде будут работать девять судей. Это минимизирует риск того, что в отдельном районе осуществление правосудия может вообще прекратиться, как это иногда происходит сейчас», — вкратце описал суть инициативы в интервью «ЮП» Алексей Филатов, заместитель Главы Администрации Президента Украины, координатор Совета по вопросам судебной реформы. К тому же «содержание одного большего суда стоит дешевле, чем трех меньших», что выгодно с финансовой точки зрения. Укрупнение судов позволит также сбалансировать нагрузку на судей. Критики, в свою очередь, заявляют, что процесс может обернуться ограничением доступа к правосудию. Как убедилась «ЮП», разные мнения звучат даже внутри судебной системы.

Законодательный базис

Согласно статье 21 Закона, местными общими судами являются окружные суды, образованные в одном или нескольких ра­йонах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах). Районные, межрайонные, районные в городах, городские, районные суды продолжают осуществлять свои полномочия до образования и начала деятельности местного окружного суда, юрисдикция которого распространяется на соответствующую территорию.

Суд образуется и ликвидируется законом. Проект закона об образовании или ликвидации суда вносит в парламент Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия. Местонахождение, территориальная юрисдикция и статус суда определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности (статья 19 Закона). Образование суда может происходить путем создания нового суда или реорганизации (слияния, разделения) судов. Количество судей в суде определяет Государственная судебная администрация Украины (ГСА) по согласованию с Высшим советом правосудия с учетом судебной нагрузки и в пределах расходов, предусмотренных госбюджетом на содержание судов и оплату труда судей.

Отказ от перевода в другой суд (в том числе уклонение от исполнения решения о переводе) в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность, служит основанием для увольнения судьи по решению, принятому Высшим советом правосудия (статья 117).

До внедрения нового административно­территориального устройства Украины в соответствии с изменениями в Конс­титуцию Украины относительно децентрализации власти, но не позже, чем до 31 декабря 2017 года создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет Президент.

Отметим, что на уровне Государственной судебной администрации Украины процесс создания окружных судов еще не обсуждается. «Говорить о создании окружных судов можно только после того, когда станет ясно, что будет с децентрализацией», — сообщает пресс­центр судебной власти ГСА. В настоящий момент высчитывается стоимость дела и оптимальная нагрузка на одного судью. «Сказать сейчас, что из трех районных судов сделаем один — нельзя», — предупредили в ГСА. Следует отметить, что в Законе прямой привязки укрупнения судов к децентрализации и административно­территориальной реформе нет. Как сказано в статье 19, основаниями для образования или ликвидации суда являются изменение определенной Законом системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия, оптимизация расходов государственного бюджета или изменение административно­территориального устройства.

Найти причину

Причин для такого реформирования можно назвать массу, в том числе и убедительных. Так, говорится, что в отдельных городах объединение районных судов в один городской может быть продиктовано, в частности, исполнением так называемого закона о декоммунизации. Кроме того, в судах есть сложности с обеспечением охраны: после полицейской реформы и бюджетной экономии охраны во многих небольших судах попросту нет.

Также наблюдается статистическое уменьшение обращений в суды, а после судебной реформы их число может еще уменьшиться (законом будут определены категории споров, подлежащих рассмотрению в судах). Это также может использоваться для оправдания ликвидации судов.

Кроме того, судьи обращают внимание, что односоставные суды не в состоянии обеспечить выполнение требований процессуального законодательства. Так, помимо председателя, в суде должны быть два судьи: специализирующийся на рассмотрении уголовных дел при участии совершеннолетних и следственный судья. К тому же нужны судьи, рассматривающие гражданские, административные и другие дела.

Первые на очереди

Процесс пока не стартовал и даже непонятно, когда стартует, но реформу начали уже активно обсуждать на местах. Известно, что большинство местных судов имеют в штате от трех до шести судей.  Именно поэтому в таких учреждениях перспективу обсуждают в первую очередь. Сейчас районные суды доступны гражданам в пределах 30–35 километров.

Не скрывают своих опасений в Яготинском районном суде Киевской области, в котором работают четыре судьи. Там не исключают, что суд исчезнет, хотя сегодня он обслуживает довольно большую территорию с населением свыше 33 тысяч человек. Работники суда гадают, к какому суду их могут присоединить. В настоящий момент руководство местной полиции находится в г. Переяслав­Хмельницком (хотя население района меньше и составляет около 28 тыс. человек). Впрочем, есть еще несколько вариантов: Бровары (местная ГФС является отделом ГФС Броварского района) и Борисполь (местная прокуратура является отделом Бориспольской местной прокуратуры).

«Мы понимаем, что первые на очереди», — на условиях анонимнос­ти заявила работница Оратовского районного суда Винницкой области. Суд является самым малобюджетным в стране: его финансирование на 2016 год составляет 1,565 млн грн. Юрисдикция суда, в котором работают трое судей, распространяется на территорию с населением свыше 26,3 тыс. человек. Как сообщила собеседница «ЮП», к процессу укрупнения можно относиться по­разному: «С одной стороны, я могу потерять работу. Уровень безработицы у нас довольно высокий — сокращают даже работников службы занятости. Но с другой — мы рассматриваем не так уж много дел, поэтому их можно передать другому суду, создав там дополнительные штатные единицы». Руководство местной прокуратуры находится в г. Немирове. Именно в Немирове может возникнуть окружной суд, хотя он и так рассматривает достаточно много дел.

Риски признают и в Брусиловском районном суде Житомирской области, который тоже является односоставным. Главные трудности ожидают жителей некоторых населенных пунктов, которым, возможно, придется ездить в другой район. Не исключается возможность перенесения суда в населенный пункт, где размещена вышестоящая прокуратура — в г. Коростышев (хотя суд в Коростышеве немногим больше — там всего пять судей).

В случае создания новых судов ГСА придется решать вопрос обеспечения их надлежащим помещением (нынешняя норма — 155 м2 на одного судью). Отметим, что нехватка помещений больше ощущается как раз в судах крупных населенных пунктов, тогда как в небольших райцентрах наблюдается даже избыток площади. Ожидается также создание объединенных городских судов в некоторых городах с районным делением. В ряде городов суды разных районов и так находятся в одном здании. Свежий пример такого укрупнения — Херсонский городской суд Херсонской области. На реорганизацию суда было отведено три месяца — с января по апрель 2016 года. Но, как сообщили в суде, завершились основные мероприятия, а «неосновные» еще продолжаются.

Учесть риски

«К вопросу укрупнения судов необходимо подходить взвешенно», — предостерегает председатель Совета судей Украины Валентина Симоненко. Вопрос не в том, следует ли сокращать количество судов, а в том, как это делать. Во многих европейских странах проходят подобные процессы, в частности в Литве. Однако само создание новых судов может породить новые проб­лемы: например, в нем не будет судей. По словам г­жи Симоненко, судьи побаиваются, что структурные изменения могут использоваться для расправы над ними.

При надлежащем финансировании, даже сократив количество судов, можно повысить доступность правосудия, отмечает Валентина Симоненко. Для этого нужно создать подобие «филиалов судов», где будет находиться один сотрудник, устанавливающий личность и обеспечивающий дистанционное рассмотрение дела. Сами судьи могут находиться в каком­то центре судебного округа. И наоборот, без «электронного суда» ликвидация судов приведет к упадку небольших городов и поселков.

В то же время, по прогнозам председателя Совета судей, в ближайшее время усилия власти будут сосредоточены на создании высших судебных инстанций. На повестке дня вопрос создания судебных округов появится не раньше конца 2017 года, считает г­жа Симоненко. Таким образом, у государства есть возможность должным образом подготовиться к изменениям, опровергнув возникающие опасения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Штрафной набросок

Акцент

Движение по округу

Государство и юристы

Путевой очерк

Реанимационный пикет

У всех на устав

Деловая практика

Заглянуть за Horizоnt

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Interlegal содействовали освобождению судна в Ливии

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует группу компаний AWAS по вопросам отчуждения и аренды воздушных судов

Asters выступила консультантом МФК по финансированию компании «Надежда» на сумму 15 млн долларов США

В «Сквайр Паттон Боггс — Салком» обсудили особенности арбитражной практики на Ближнем Востоке

Юристы ILF сопровождали сделку банка с ІВМ

Отрасли практики

Оздоровительный пассаж

Размещение ущерба

Техническая поддержка

Товарный замысел

Самое важное

Почта для размышлений

Полезная формация

Системные роли

Упрямое действие

Средства защиты

Судебная практика

Судебные решения

О порядке взыскания налогового долга в случае ликвидации платежеспособного юридического лица

Судебная практика

Архиценность

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах расторжения договора ипотеки, предметом которого является недвижимое имущество — памятник архитектуры

Судебная практика

Вернуть сразу

До суда

Экспертный потенциал

Судебная практика

Судебные решения

Отсутствие госрегистрации договоров аренды земли исключает нарушение прав арендаторов вследствие заключения договоров аренды с новыми арендаторами

Судебная практика

Страховая плаха

Корпоративные правила

Отстраненное достояние

Судебная практика

Судебные решения

Обязательные требования для проведения фискальными органами документальной внеплановой невыездной проверки

Тема номера

Чрезвычайный пошел

Особое получение

Разыграть Хартию

Морской — в бой

Частная практика

Персональный расчет

Веер перемен

Інші новини

PRAVO.UA