Персональный блок — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (965) » Персональный блок

Персональный блок

Рубрика Тема номера

Проблему защиты персональных дан­ных оголили недав­ний скандал с пуб­ликацией базы дан­ных журналистов, аккредитованных в «ЛНР» и «ДНР», на сайте «Миротво­рец» (psb4ukr.org) и последующие требования ЕС, адресован­ные министру внутренних дел Украины Арсену Авакову, по принятию мер с целью прекращения свободного доступа к этим данным.

Событие вызвало волну бурных обсуждений среди волонтеров, журналистов и гражданского общества, защищающих важность функ­ционирования такой базы данных, как «Миротворец», и раскрытия информации о лицах, которые сотрудничают с террористами, и правитель­ства, неспособного внятно пояснить, почему нельзя раз­глашать персональные данные, кому они принадлежат и каким образом лица, занимающие высшие руководящие должно­сти в правительстве Украины, связанны с действиями по сбору, распространению и раз­глашению такихданных.

В то же время в ЕС уже давно определились, что пер­сональные данные являются собственностью человека, и в большинстве случаев не могут быть собраны, обрабо­таны или разглашены без его согласия.

Украина тоже вроде бы как определилась с вопросами защиты персональных данных, подписав, кроме прочего, Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизи­рованной обработке персональных данных от 28 января 1981 года № 108 (Конвен­ция № 108). Но это все формальности: как показывает практика, у нас нет адекватного понимания заимствованных концепций. Истоки данной проблемы найти сложно, возможно, причина их — исторически сложившийся низкий уровень защиты прав собственности и прав человека, но, может быть, причина кроется и в чем-то другом. Так, некоторые проблемы правоприме­нения прямо вызваны несовершенством профильного закона.

 

Сложности перевода

Начать стоит с того, что понять Закон Украины «О защите персональных данных» (Закон) достаточно трудно. Его терми­нология во многих случаях противоречит как подписанной Конвенции № 108 и Директиве Европейского парламента и Совета 95/46/ЕС «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» от 24 октября 1995 года (Директива 95/46/ ЕС), так и простой логике.

Несмотря на явные тенденции копи­рования Директивы 95/46/ЕС, нацио­нальный законодатель кардинально изме­нил терминологию субъектного состава. Субъект, контролирующий цели и методы обработки информации, в Законе опреде­лен как «владелец персональных данных», Конвенция № 108 определяет данное лицо как «контролер файла», а Директива 95/46/

ЕС называет такое лицо просто — «кон­тролер». В данном случае это достаточно серьезная терминологическая неточность, поскольку «владелец персональных дан­ных» не является собственником персо­нальных данных, а скорее — управляющим либо лицом, контролирующим и ответст­венным за их использование.

В свою очередь, субъект, обрабаты­вающий информацию, в Законе опреде­ляется как «распорядитель персональных данных», хотя по своей сути это лицо никакого распоряжения персональными данными не осуществляет и не имеет права осуществлять. Определение данного лица, содержащееся в Директиве 95/46/ЕС, — «оператор обработки данных» — больше соответствует действительности.

Кроме того, функции и обязанности «распорядителя персональных данных» и «владельца персональных данных» не выде­лены в отдельные статьи, а институт совме­стного владения — joint controllership— и вовсе не нашел отображения в Законе.

Но еще большую путаницу вносит определение третьей стороны и полу­чателя персональных данных. Статья 2 Закона не дает определения, способного разграничить получателя персональных данных от третьей стороны. По аналогии с Директивой 95/46/ЕС получатель от третьей стороны отличается отношением к владельцу информации. Так, третья сторона — это обычно работники орга­низации, которая не является владель­цем информации (например, компании, принадлежащие к одной группе). В то же время филиалы банка, обрабатываю­щие персональные данные клиентов, не будут считаться третьей стороной. Разли­чие между данными субъектами крайне важно, так как работнику персональные данные владельца информации или рас­порядителя могут быть раскрыты на осно­вании того, что они вовлечены в процесс обработки информации. Что касается третьей стороны — нужно дополнительно правовое основание для раскрытия таких данных.

 

Трудности согласия

Закон хотя и содержит критерии над­лежащего согласия, но не определяет их. Данный подход к законотворчеству вызывает путаницу в таких вопросах, как: какое именно согласие можно считать добровольным, как должно быть выра­жено согласие для передачи персональной информации, должно ли оно быть явным и данным в письменной форме, а также какой объем информации должен быть предоставлен субъекту персональных данных, чтобы его согласие соответство­вало требованию информированности. Еще одним важным вопросом является отсутствие регулирования согласия на сбор и обработку данных несовершен­нолетних. Рабочая группа 29-й статьи Директивы 95/46/ЕС в своем руководстве по защите персональных данных детей заключила: когда ребенок становится достаточно сознательным, чтобы прини­мать собственные решения относительно обработки его конфиденциальных дан­ных, должно даваться согласие не только представителя ребенка, но и самого ребенка. В противном случае отсутствие механизма, позволяющего учесть интерес ребенка, приведет к нарушению его права на частную жизнь.  К слову, Директива 95/46/ЕС тоже не регулирует процедуру выражения согласия людьми с ограниченной дееспособностью, но новое регулирование, вступающее в силу через два года, должно заполнить существующий пробел. Когда подобные положения будут приняты на Украине, остается только гадать.

 

Проблемы с трансфером

Если данные — это новое золото, то каналы их передачи — новый золото­провод! Часть 3 статьи 29 Закона преду­сматривает возможность трансгранич­ной передачи персональныхданных при условии наличия надлежащего уровня защиты, который автоматически полу­чают государства — участники Евро­пейского экономического простран­ства и государства, которые подписали Конвенцию № 108, а также государства из перечня, утвержденного Кабинетом Министров Украины. Поскольку Каби­нет Министров Украины такого перечня не утвердил, то, соответст­венно, в такие государства, как США, согласно данному положению Закона, пер­сональные данные переда­ваться не могут.

Возможно, проблему с трансфером персональ­ных данных в США можно решить с помощью согла­сия, предусмотренного в пункте 1 части 4 статьи 29 Закона, но данное положе­ние противоречит Дополни­тельному протоколу к Конвенции № 108, которая не содержит подобного осно­вания для передачи персо­нальных данных в страны, не обеспечивающие над­лежащий уровень защиты персональных данных, и мнению, высказанному работниками соответствую­щего департамента Упол­номоченного Верховного Совета Украины по правам человека, правда, в теле­фонном разговоре.

Вишенкой на тортике в ситуации с Законом является практиче­ски полное отсутствие его эффективного применения и судебной практики, с помо­щью которых общество, да и мы, юристы, должны проникнуться более глубоким пониманием прав человека на информа­цию о самом себе.

СТОЛЯРЕНКО Алексей — старший юрист киевского офиса МЮФ Baker& McKenzie, г. Киев

 


Мнение

Широкая трактовка

Дмитрий ПЕРНИКОЗА,

юрист ЮФ TrustedAdvisors

Несмотря на то, что Закон Украины «О защите персо­нальных данных» был принят отно­сительно недавно, законодатель смог прописать терминоло­гию таким образом, чтобы максимально гармонизировать ее с аналогичными по своей правовой природе терминами, указанными в Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автома­тизированной обработке персональных данных и Директиве 95/46/ЕС о персо­нальныхданных, которые были приняты значительно раньше.

Основная проблема может заклю­чаться в том, что права, предоставленные Законом Украины «О защите персональ­ных данных», могут трактоваться слиш­ком широко, в том числе ограничивая права третьих лиц. Защита персональных данных, хоть и является важнейшим признаком развитого демократического гражданского общества, все же не может быть абсолютной. К примеру, когда речь идет о публичных, политических фигу­рах, их право на защиту частной жизни должно корреспондироваться с правами третьих лиц на получение объективной и открытой информации об их деятель­ности.

Устранить такие случаи злоупотреб­ления могут законодатель и практика правоприменения, в том числе судами и государственными органами, которые должны не только буквально толковать те или иные нормы и термины, но и учиты­вать их суть, конкретные обстоятельства и цель использования в их системной взаимосвязи с соответствующим специ­альным законодательством в принципе.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Шаг и мат

Акцент

Фраза развития

Государство и юристы

АТО ли еще будет

Все круги лада

И снова по-новой

Честные исполнители

Документы и аналитика

Исполнить толк

Новости юридических фирм

Частная практика

А. Стельмащук возглавил Конкурсную комиссию по отбору кандидата на должность главы Нацагентства по розыску и возврату активов

МЮФ DLA Piper-юрсоветник Georgian Industrial Group

Interlegal консультировала по вопросам взыскания убытка при перевозке груза

А. Зволикевич стала партнером АО «Гесторс»

Отрасли практики

Поучить лицензию

Развести сеть

Репортаж

Новая волна

Самое важное

Разрушение проблем

Время перемены

Актовый залп

Судебная практика

Выразить прочтение

Хозяйственный свидетель

Карте место

Судебная практика

Судебные решения

Особенности заявления отвода третейским судьям

Судебная практика

Ученье — свет!

Тема номера

Персональный блок

Происк данных

Единица изменения

Не выйдет долга

Заурядное устройство

Частная практика

Именная акция

Інші новини

PRAVO.UA