В начале пусти — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (956) » В начале пусти

В начале пусти

Рубрика Тема номера

Общее состояние экономики в любой стране напрямую связано с положением частного бизнеса, поэтому сегодня делается много попыток улучшить бизнес-климат — сделать его бо­лее комфортным как для национального предпринимательства, так и для международных инвесторов.

Создание Совета

В данном контексте не последнюю роль играет эффективное взаимодействие частного бизнеса и органов государственной власти, которое в идеале должно строиться по принципу партнерства, а не противостояния, как было до недавнего времени.

Именно с этой целью был создан абсолютно новый орган, призванный представлять и защищать интересы бизнеса в органах государственной власти и местного самоуправления, — Совет бизнес-омбудсмена, правовой статус и функции которого определены постановлением Кабинета Министров Украины № 691 от 26 ноября 2014 года.

Так, согласно постановлению, Совет бизнес-омбудсмена определяется как постоянно действующий консультационно-совещательный орган КМУ, чья задача заключается в обеспечении прозрачности деятельности органов государственной власти, снижении уровня коррупции и предотвращении недобросовестных действий в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Деятельность бизнес-омбудсмена можно условно разделить на три следующих направления.

1. Рассмотрение и реагирование на индивидуальные жалобы бизнеса.

На практике это сводится к тому, что любое юридическое или физическое лицо — предприниматель, столкнувшись с проблемами, связанными с деятельностью органов государственной власти или местного самоуправления, может обратиться за помощью к бизнес-омбудсмену.

Сразу нужно подчеркнуть, что бизнес-омбудсмен в силу своего статуса не может защитить нарушенные права предпринимательства в юридическом понимании этого термина, у него нет полномочий для привлечения к ответственности субъекта правонарушения или непосредственного восстановления нарушенного права. Перед бизнес-омбудсменом ставится задача не столько самому решать конкретные проблемы бизнеса, сколько объяснять государственным органам, как именно их решать и предотвращать их возникновение в будущем.

Если такой подход устраивает субъект хозяйствования, который считает, что его право нарушено, он может подать соответствующую жалобу бизнес-омбудсмену.

Чтобы воспользоваться новой возможностью, представитель бизнеса должен пройти хотя бы одну инстанцию административного обжалования, а также убедиться в том, что его жалоба соответствует определенным требованиям: со дня нарушения прошло не больше одного года; предмет обжалования не касается частных хозяйственных отношений и не является предметом судебного разбирательства. Если все требования соблюдены, жалоба составляется и подается в офис бизнес-омбудсмена. Далее у Совета есть три месяца на изучение предмета жалобы, сбор доказательств и последующее принятие решения. По результатам рассмотрения бизнес-омбудсмен должен либо предоставить рекомендации о способах реагирования на недобросовестное поведение с передачей жалобы соответствующему органу для проведения дополнительного рассмотрения дела, либо отклонить жалобу.

Безусловным преимуществом такого альтернативного способа является то, что бизнес не несет никаких расходов, даже если и не получит ожидаемого эффекта: обращения к бизнес-омбудсмену абсолютно бесплатны (что особенно актуально в связи с увеличением размера ставок судебного сбора), и подача жалобы никоим образом не лишает заявителя права обратиться в судебные органы для защиты своих прав в общем порядке.

Как свидетельствует последний квартальный отчет Совета бизнес-омбудсмена, представители бизнеса все чаще обращаются сюда за помощью. С момента начала работы офиса Совета по декабрь 2015 года было подано 585 жалоб, из которых 388 приняты к рассмотрению, при этом рассмотрение 164-х успешно завершено.

Конечно, в масштабах страны такие цифры звучат не очень убедительно, но тенденция к увеличению обращений подтверждает неоспоримый факт — бизнес осваивает новый способ защиты своих прав.

2. Разработка рекомендаций органам государственной власти для урегулирования спорных ситуаций.

По результатам рассмотрения жалобы Совет бизнес-омбудсмена готовит рекомендации органам власти о путях выхода из конфликтной ситуации, а также составляет перечень наиболее эффективных действий в рамках существующих полномочий. Такие рекомендации обязан выполнить орган власти, которому они адресованы, в установленные бизнес-омбудсменом сроки, хотя их невыполнение и не влечет за собой реальной ответственности.

Единственным инструментом давления, который имеется в распоряжении бизнес-омбудсмена, является привлечение внимания общественности и КМУ ко всем случаям недобросовестного исполнения чиновниками предоставленных рекомендаций.

Как показывают данные статистики, органы государственной власти в большинстве случаев придерживаются рекомендаций бизнес-омбудсмена, а некоторые из них (например, ГФС и Минюст) на основе таких рекомендаций подписывают меморандумы о партнерстве и сотрудничестве, что свидетельствует о готовности государственных органов к взаимодействию с бизнесом.

3. Выявление системных причин нарушения прав предпринимательства.

К компетенции бизнес-омбудсмена относится выявление и обнародование системных проблем, с которыми чаще всего обращаются за помощью предприниматели.

Важно отметить тот факт, что бизнес-омбудсмен не только предоставляет информацию КМУ, но и регулярно информирует общественность о результатах своей работы. Каждый, кто зайдет на официальный сайт Совета бизнес-омбудсмена, сможет ознакомиться с отчетами о проделанной работе и отчетами о системных нарушениях. Такой подход в полной мере соответствует принципу прозрачности работы, на которой так настаивало бизнес-сообщество.

Международная поддержка

Действительно, на первый взгляд может показаться, что деятельность органа с такими слабыми рычагами влияния в украинских реалиях может быть просто неэффективной, и его создание на самом деле направлено не на поддержку бизнеса, а на формальное исполнение требований международных организаций.

В защиту бизнес-омбудсмена хотелось бы сказать следующее. В нашей стране всегда было неоправданно много государственных органов и структур, казалось бы, с широкими полномочиями и большим админресурсом, но ни один из них не смог повысить инвестиционную привлекательность Украины или хоть как-то наладить отношения с бизнесом. У бизнес-омбудсмена хотя и нет полномочий принудительного исполнения его рекомендаций, но зато есть авторитет и поддержка международного общества, которые по сути являются более значимыми и эффективными в долгосрочной перспективе развития национальной экономики.

К тому же сейчас проходит только первый этап внедрения института бизнес-омбудсмена. Следующим шагом будет закрепление его статуса на законодательном уровне. Работа в этом направлении уже ведется. 14 марта 2016 года Кабинет Министров Украины одобрил законопроект «Об Учреждении бизнес-омбудсмена», которым будет определено большинство аспектов деятельности и статуса бизнес-омбудсмена.

После принятия законопроекта бизнес-омбудсмен сможет не только реагировать на уже существующие проблемы бизнеса, но и действовать на опережение. Например, если в результате анализа нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти или местного самоуправления бизнес-омбудсмен установит, что они препятствуют развитию предпринимательства или не соответствуют принципу упрощения ведения предпринимательской деятельности, он сможет обращаться в компетентные органы по поводу отмены или приостановления действия таких актов еще до того, как ими будут нарушены права и интересы предпринимателей.

Законопроект также предоставляет бизнес-омбудсмену ряд гарантий его независимости и официально закрепляет обязательство органов государственной власти сотрудничать с Советом.

Положительной является норма о привлечении должностных лиц к ответственности как за отказ бизнес-омбудсмену в предоставлении требуемой информации, так и за предоставление неправдивой или несвоевременное предоставление информации по его запросу.

Безусловно, принятие такого закона укрепит позицию Совета бизнес-омбудсмена и усилит степень его влияния.

Резюмируя, следует отметить, что появление Совета бизнес-омбудсмена не сможет в один миг решить все насущные проблемы бизнеса, но, возможно, станет хорошим началом для реформ и положительных изменений в экономике Украины. Время покажет.

 

БУГАЕВА Елена — юрист АФ «Династия», г. Киев

 


Мнение

Честные правила

Сергей АНДРОЩУК,

старший юрист МЮГ AstapovLawyers

Бизнес-омбудс­мен — «мостик» между бизнесом и органами государственной власти, который способствует защите субъектов предпринимательства при реализации ими конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности, а также защите от коррупции и других форм недобросовестного поведения в сфере хозяйствования.

В преамбуле постановления Кабинета Министров Украины «Об образовании Совета бизнес-омбудсмена» определены цели деятельности Совета бизнес-омбудсмена, среди которых обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти, содействие снижению уровня коррупции и предотвращению недобросовестного поведения в отношении субъектов предпринимательства. Данные положения с более широкой формулировкой также определены в законопроекте «Об учреждении бизнес-омбудсмена» (проект).

После принятия проекта деятельность бизнес-омбудсмена будет урегулирована на законодательном уровне. В отличие от постановления проект позволит бизнес-омбудсмену эффективно выступать от имени бизнеса, иметь доступ к информации и вести более основательный диалог с властями, а также сделать акты бизнес-омбудсмена обязательными не только для органов власти, но и для других лиц.

Резюмируя, можно сказать, что биз­-нес-омбудсмен — лицо, заинтересованное в улучшении инвестиционного климата и создании в бизнес-среде честных правил. Информация о деятельности бизнес-омбудсмена может стать индикатором для инвесторов, заинтересованных в осуществлении деятельности на территории Украины.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Честный случай

Акцент

Привлекательное продолжение

Государство и юристы

Свидетельские предсказания

Государство и юристы

Новости законотворчества

Урегулирована выплата стимулирующих выплат госчиновникам

Предлагается принять антиофшорный закон

Принят за основу Закон о Нацкомиссии в сферах энергетики и комуслуг

Государство и юристы

Конфликт в интересе

Указать содействие

Документы и аналитика

Аренда с подвохом

Всегда готов!

Книжная полка

Коррупционные тиски

Неделя права

Новости из-за рубежа

Видеотрансляция в судах

Неделя права

Интеграция в реформе

Второй сезон

Апелляция в отставку

Нерадикальные перестановки

Новости из зала суда

Судебная практика

Судья из Киева добилась победы в споре с ГПУ

Суд не передал банку право требования у ГП «Энергорынок» 16,93 млн грн долга

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует СК «Доверие и Гарантия» по вопросам изменения состава акционеров

Interlegal отстоял возможность рассмотрения спора в украинском суде

ЮФ Sayenko Kharenko повысила трех юристов до уровня советников

ЮФ GOLAW представила интересы международной сети магазинов в трудовом споре

К АО Juscutum присоединилась компания Legal House

Отрасли практики

Признание – сила

Программный бой

Управление созданием

Прок действия

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Защита бизнеса

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Да будет tax!

Самое важное

НДС и доставка помощи

Немецкий алфавит

Повышение фиктивности

Штатная ситуация

Судебная практика

Банковское право

Под временным сооружением

Путь к совершенству

Форс-мажорная нота

Тема номера

В начале пусти

Опасное вовлечение

Эффективный вход

Частная практика

Узкий диапазон

M&Aтрица

Інші новини

PRAVO.UA